На выставке в Турине представлены две «Мадонны с Младенцем» кисти Орацио Джентилески и Антониса Ван Дейка

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
На выставке в Турине представлены две «Мадонны с Младенцем» кисти Орацио Джентилески и Антониса Ван Дейка
Оба шедевра с XVIII века хранятся в Галерее Корсини в Риме

ТУРИН. В Галерее Италии в Турине 27 ноября 2024 года открылась новая выставка «Gentileschi e Van Dyck. Due capolavori dalla collezione Corsini», на которой представлены в сравнении две картины «Мадонна с Младенцем» кисти Орацио Джентилески и Антониса Ван Дейка, сообщает официальный сайт Туринской галереи.

Выставка открыта в рамках программы «L'Ospite illustre» («Выдающийся гость»)

На выставке представлены две выдающиеся работы Орацио Джентилески и Антониса ван Дейка, которые хранятся в Галерее Корсини в Риме.

«Мадонна с Младенцем», написанная в Риме Орацио Джентилески около 1610 года, и «Мадонна с соломой» Антониса ван Дейка, написанная в Генуе между 1625 и 1627 годами, некогда сравнивались друг с другом в «Галерее Нобиле» Палаццо Корсини алла Лунгара в Риме, в комнате, предназначенной для хранения шедевров, отобранных в XVIII веке кардиналом Нери Марией Корсини.

Примерно десять лет разделяют эти две картины, представляющие собой две разные интерпретации так называемой «Мадонны с молоком», весьма успешной иконографии, созданной для наглядной визуализации роли девы Марии как Матери Иисуса Христа.

Картина Джентилески свидетельствует о новизне и революции достижений Караваджо и живописи «с натуры», которая превращает священную тему в интимный, повседневный момент. Суть работы целиком и полностью заключается в очень человеческом обмене взглядами между Матерью и ее Сыном, Который протягивает руку, чтобы коснуться Ее платья. Если бы не нимб и не привычные красные и синие цвета Ее одеяния, Дева Мария могла бы быть любой обычной девушкой, одетой по римской моде того времени, как и Младенец в своем ярко-желтом одеянии.

Ван Дейк, с другой стороны, следуя по стопам великих мастеров итальянского Возрождения, переосмысливает тему с сильной символической плотностью, помещая ее в контекст Рождества. В знак уважения к предписаниям Тридентского собора он избегает показа «неподобающего», закрывая грудь Марии головой спящего Ребенка, но оставляя ее одеяние приспущенным, чтобы намекнуть на кормление грудью. Ряд деталей подчеркивает смерть и воскресение Христа: от лица Девы Марии, поглощенного и меланхоличного, до темного облака, которое врывается в хижину, до колосьев пшеницы, которые дали картине ее название и чьи стебли образуют крест на переднем плане.

Галерея Корсини – один из двух филиалов Национальной галереи античного искусства в Риме, располагается в комнатах, которые когда-то были личными апартаментами кардинала Нери Марии Корсини (1685-1770 гг.), внутри большого семейного дворца на Виа делла Лунгара в Трастевере. Это единственная картинная галерея XVIII века в Риме, которая сохранилась практически нетронутой до наших дней благодаря пожертвованию, сделанному князем Томмазо Корсини итальянскому государству, которое приобрело здание в 1883 году для размещения Национальной академии Линчеи, Ботанического сада и первого здания Национальной галереи.

https://sedmitza.ru/text/10472424.html