На устах у всех христиан
Преподобный Ефрем, будучи великим молитвенником и аскетом и сочетая уединение с литературным творчеством, уже при жизни был известен как выдающийся толкователь Библии и церковный гимнограф. Он писал на сирийском языке, но его произведения сразу же переводились на греческий, так что их знали многие греческие отцы. Современники святого Ефрема свидетельствуют о его прижизненной славе. Святителю Григорию Нисскому в церковной традиции приписывается «Похвальное слово святому Ефрему», где, в частности, говорится о том, что преподобный Ефрем Сирин известен почти во всей вселенной и его имя «на устах у всех христиан». Преподобный Ефрем оставил огромное духовное наследство, которое еще только познается современными богословами.
Святой Ефрем родился в Месопотамии, в городе Низибии, в бедной христианской семье. Родители воспитали мальчика в страхе Божием, однако, по свидетельству самого святого Ефрема, в юности он вел легкомысленную жизнь. От природы пламенный, он был, как говорил сам, раздражителен, «за маловажные дела вступал в ссоры, поступал безрассудно, предавался худым замыслам и блудным мыслям… Юность моя едва не уверила меня, что совершающееся с нами в жизни происходит случайно. Но Промысл Божий вразумил пылкую молодость». Ефрема ложно обвинили в краже овец и бросили в темницу, вслед за ним посажены были два других человека, и так же невинно, как Ефрем. «Проведя семь дней, в восьмой вижу я во сне, — рассказывал после святой Ефрем, — что кто-то говорит мне: будь благочестив и уразумеешь Промысл, перебери в мыслях, о чем ты думал и что делал, и по себе сознаешь, что эти люди страждут не несправедливо, но не избегнут наказания и виновные». Эти события так поразили Ефрема, что он скоро оставил мир и удалился в горы к отшельникам, где стал учеником святого Иакова, святителя Низибийского.
Святой Ефрем получил от Бога дар премудрости. Сердца тех, кто его слушал, наполнялись умилением. Этот дар был предзнаменован ему в самом раннем возрасте. Когда он был еще ребенком, родители его видели о нем следующий сон: виноградная лоза взошла на языке мальчика и, выросши, наполнила ветвями и гроздьями всю поднебесную. Птицы небесные собирались и ели ягоды винограда, и сколько они съедали, настолько же количество винограда увеличивалось.
Когда Низибия подпала под власть персов, многие из христиан оставили родные места. Тогда и преподобный Ефрем решил переселиться в город Эдессу, где и прожил много лет.
Чтобы заработать на пропитание, он нанялся к владельцу бани, а все свободное время употреблял для проповеди слова Божьего язычникам. Его проповеди привлекли к подвижнику многих эдессян, и Ефрем начал искать уединения. Он хотел убежать от людей. «Ефрем! куда бежишь ты?» — спросил явившийся подвижнику ангел. «Хочу жить в безмолвии и бегу от молвы и обольщения света», — отвечал Ефрем. Ангел сказал: «Убойся, чтобы не исполнилось на тебе слово Писания: Ефрем подобен молодому волу, который хочет освободить шею от ярма». После того Ефрем возвратился к тому служению, к которому был призван. Для успеха в своем благочестивом деле он открыл училище в Эдессе, из которого впоследствии вышли знаменитые учители Сирийской Церкви.
Житие содержит множество примеров, как преподобный избегал различных искушений. По соседству с подвижником жила женщина-блудница. Подстрекаемая бесовским лукавством, она хотела оскорбить подвижника и предложила ему себя. Преподобный отвечал ей: «Если ты избрала меня, то не можешь возлечь со мною ни на каком другом месте, как только среди города». Блудница изумилась: «Разве не стыдно нам будет людей?» Святой ответил: «Если нам стыдно людей, то насколько больше должно стыдиться, а вместе и бояться Бога, знающего все тайны человеческие! Ведь Он будет судить весь мир и воздаст каждому по делам его». Услышав это, блудница умилилась речами святого Ефрема. Она пришла и припала к ногам его, плача и говоря: «Раб Божий! Наставь меня на путь спасения, чтобы я могла избавиться от многих моих злых деяний». После этого разговора женщина принесла покаяние и удалилась в женский монастырь.
Если в юности преподобный был горяч нравом и гневлив, то, встав на иноческий путь, полностью победил страсть гнева. Житие преподобного содержит множество примеров, свидетельствующих о добросердечии подвижника. Однажды, когда преподобный Ефрем постился в пустыне, ученик его, который приносил ему обычно еду, случайно разбил сосуд, в котором была пища. Он очень боялся гнева старца, но последний, увидев смущенного ученика, сказал: «Не скорби, брат, если пища не захотела к нам прийти, то мы пойдем к ней». Преподобный пришел на то место, где разбился сосуд, и, не смущаясь, стал собирать пищу прямо с земли и есть ее.
Преподобный был исполнен глубокого смирения, всячески избегал человеческого почитания и временной славы. Однажды народ хотел насильно поставить его в епископы. Преподобный Ефрем, узнав об этом, притворился юродивым и начал бегать по площади, влача за собою свою одежду, как безумный, хватал с прилавков хлеб и овощи и ел их. Видя это, люди сочли его помешанным, а он бежал из города и скрывался, пока не был поставлен другой епископ. В молитве святой пребывал непрестанно — днем и ночью. Обладая даром умиления и слез, он плакал всегда, поминая день суда, о котором он много писал и говорил. Он мало спал, мало вкушал и пищи — только бы не изнемочь и не умереть от голода и лишения сна. Он был совершенно нестяжателен и любил нищету больше богатства.
Преподобный Ефрем, прожив богоугодно много лет, заблаговременно провидел свою кончину и написал для своих учеников поучительное завещание: «У Ефрема не было собственности, не было ни жезла, ни мешка для запасов, потому что слышал я слова Господа: не приобретайте ничего на земле… В моей ризе и в кукуле предайте меня земле… Не полагайте со мною во гроб ароматов, потому что честь сия для меня бесполезна; не полагайте благовоний, потому что не избавят меня от Суда, ароматы воскурите во святилище, а меня предайте земле с псалмопениями. Вместо того чтобы расточать благовония и ароматы, поминайте меня в молитвах своих… Не полагайте меня в ваших гробницах, потому что ни к чему не послужат для меня ваши украшения. Я же дал обет Богу, чтобы погребли меня со странниками. Я такой же странник, как и они. С ними положите меня… Положите меня на кладбище, где погребены сокрушенные сердцем». Проболев немного, преподобный мирно отошел к Господу в Эдессе в 373 году.
Поучения преподобного Ефрема Сирина о молитве
Подлинно блаженное дело — не грешить: а согрешающим — не отчаиваться, но плакать о том, в чем согрешили, чтобы слезами опять улучить блаженство. Посему прекрасно «всегда молитися и не стужати», как говорит Господь (Лк. 18, 1). И апостол еще говорит: «Непрестанно молитеся» (1 Фес. 5, 17), то есть и ночью, и днем, и всякий час. Не только входя в церковь, но и в другие часы не оставляй о сем попечения; напротив того, работаешь ли, спишь ли или находишься в дороге, или ешь, или пьешь, или лежишь — не прерывай молитвы, ибо не знаешь, когда придет требующий души твоей.
Не жди воскресного дня или праздника, не разбирай различия мест, но, как сказал пророк Давид, молись «на всяком месте владычества» (Пс. 102, 22). Посему в церкви ли ты, или у себя дома, или в поле, пасешь ли овец, занимаешься ли постройкой, бываешь ли на пиршестве — не оставляй молитвы; и, когда можно, преклони колена, а когда невозможно, молись умом; и вечером, и утром, и в полдень. Если молитва будет предшествовать делу, и, встав с ложа, первые свои движения посвятишь молитве, то грех не найдет доступа к душе.
Молитва есть предохранительное средство для целомудрия, обучение сердца, укрощение кичливости, очищение от памятозлобия, истребление ненависти, исправление нечестия. Молитва — крепость телу, благоденствие дому, благоустройство городу, могущество царству, знак победы во время брани, прочность мира. Молитва — печать девства, верность брака, оружие путников, страж почивающих, благонадежность бодрствующих, плодоносие земледельцам, спасение плавающих. Молитва — заступница судимых, отрада заключенных, утешение скорбящим, веселие радующимся, ободрение плачущим, праздник в дни рождения, венец супругам, погребение умершим.
Подготовила Ольга Протасова
Газета «Православная вера», № 06 (674), март 2021 г.
https://eparhia-saratov.ru/Articles/na-ustakh-u-vsekh-khristian
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии