На сектантской сцене в Латвии произошли изменения

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

19 июля 2015 г.
Они больше не устраивают шумных сборищ в концертном зале «Дзинтари» — аренда стоит дорого, а людей приходит немного. Всевозможные секты сегодня больше похожи на клубы по интересам. Из старых методов осталось хождение по квартирам, из новых — вербовка адептов в соцсетях: на «Одноклассниках», в Facebook, ВКонтакте, пишет газета «Вести Сегодня».



«Вести Сегодня» встретились с сопредседателем Латвийского комитета по борьбе с тоталитарными сектами, психологом Виктором Елкиным, юристом Александром Кузьминым, педагогом и детским психологом Светланой Гром и доктором психологии Олегом Никифоровым, чтобы выяснить, чем опасна деятельность подобных организаций.

 

Секты меняют бренды

«Неопятидесятнические харизматические секты, основанные на «теологии процветания», такие как «Новое поколение» или его латышский аналог Prieka vēsts, сейчас испытывают глубокий кризис идеологии и значительную потерю в численности, — рассказывает Виктор Елкин. — Причиной этого являются разочарование последователей в «мегапроектах» (так, Алексей Ледяев обещал открыть 1000 церквей, построить «храм поклонения» на 15 000 человек и привести к власти «христианское правительство») и ряд криминальных и сексуальных скандалов, связанных с коллегами по цеху из других стран.

Многие группы, заслужив плохую репутацию в конце 90–х и начале 2000–х, для продолжения деятельности были вынуждены сделать ребрендинг. Например, коммерческий культ «Гербалайф» сегодня позиционирует себя как школа правильного питания, а мунисты вместо CARP используют «Федерацию за всеобщий мир». Однако благодаря активной работе антисектантского комитета в 2010 году секта Муна лишилась доступа к ряду государственных организаций и вузов, которые в течение нескольких лет служили базой для ее мероприятий. У свидетелей Иеговы, сайентологов, кришнаитов и «Фалуньгун» в период кризиса наблюдалась численная стагнация. Некоторые коммерческие культы, действующие по системе пирамиды, и психокульты типа «Лайфспринг» были вынуждены сильно ограничить или полностью свернуть деятельность в Латвии».

«Остаются активными представители церкви Мормона, — замечает Олег Никифоров. — Юношей в черных костюмах с бейджиками на лацканах можно все чаще встретить на автовокзале и на ж/д вокзале. Часто говорят на чистейшем английском языке, предлагают Книгу Мормона. Они в основном локализуются в Лиепае. В связи со скорым приемом в Латвии большого количества беженцев из стран Северной Африки есть опасность появления в Латвии новых культов, которые появятся здесь как малочисленные группы, объединенные общими культурными корнями, но несущие в себе особые формы религиозности, не свойственные ни латвийским, ни даже европейским обывателям.

Вот, например, за озером Балтэзерс сейчас обосновался некий клуб по интересам, в котором применяют различные индийские техники и курительные смеси, очень напоминающие спайсы. Такие клубы устраиваются не просто так, они несут определенную идеологию. Кроме того, попавшиеся в их сети рискуют не только потерей личности, но и здоровьем. Недавно ко мне обратился юноша, который в результате посещения этого клуба заболел шизофренией. Поэтому еще раз хочу предупредить: люди, будьте бдительны! Мой призыв в первую очередь относится к родителям подростков из нерелигиозных семей с проблемами быта и отношений, ибо именно эти подростки становятся легкой добычей сектантов».

 

Меняют тактику

«Несмотря на то что отношение жителей Латвии к сектам стало более осторожным, а уровень информированности по сравнению с 90–ми годами вырос, угроза попасть в секту по–прежнему высока, — свидетельствует Светлана Гром. — Старые секты, несомненно, будут пытаться изменить тактику, чтобы удержаться на плаву, а на освободившиеся места уже пытаются попасть новые. Так, на место Ледяева с его «мегапроектами» и мегапоборами уже несколько лет активно претендует неопятидесятническое движение «Торонтское благословение» («речники»). Их особенностью является глубокий транс при минимальном количестве визуальных и звуковых эффектов, вызываемый искусственной регрессией психики к детскому возрасту. Лидеры «речников» играют роль заботливого, любящего родителя или интимного партнера, который якобы от имени Иисуса предоставляет возможность проявлять «любые формы действия Святого Духа»: катание по полу, истерический смех, имитация алкогольного опьянения и тому подобное. На данный момент это движение в Латвии насчитывает уже около 1500 человек и продолжает расти.

Большую опасность в Латвии сегодня представляют многочисленные малые эклектические группы типа «Нью–Эйдж», образующиеся вокруг бывших «целителей» и гадалок из числа их постоянных клиентов. Лидеры этих групп обладают довольно большой властью над адептами за счет образовавшегося в процессе «сеансов исцеления» доверия и получения информации об их личной жизни. В силу того, что большинство данных групп не регистрируются как религиозные организации, обществу сложно следить за ними. К сожалению, информация о существовании таких сект появляется в распоряжении антисектантского комитета непосредственно от людей, чьи семьи уже пострадали. В данный момент в Латвии насчитывает от 200 до 300 таких групп».

 

Люди должны знать, куда они идут

«У нас есть регистрация религиозных организаций при Министерстве юстиции, но многие сомнительные группы или не регистрируются вообще, или регистрируются как различные общества, — объясняет юрист Александр Кузьмин. — Для того чтобы учредить такое общество, достаточно двух человек, и их деятельность внешне незаметна еще больше, чем у религиозных организаций. Какие–то законы на этот счет у нас есть, но не соблюдать их в общем–то несложно. Что еще есть, но не особенно активно применяется — это административное наказание за лечение, которое проводится не уполномоченными на это лицами.

Но в Латвии очень слабый контроль за предлагаемыми услугами, в том числе медицинскими, что наиболее опасно для здоровья людей. Поскольку вносить в законодательство какие–то карательные меры опасно, потому что государство может их использовать против тех кто ему неугоден, лучше поступить как во Франции или Бельгии. Там существуют специальные госорганизации, информирующие людей о том, что именно может быть опасным. Во Франции это комиссия по наблюдению и борьбе с культовыми эксцессами. У нас есть только регистрация отдельно религиозных организаций и отдельно общественных, и было бы хорошо провести между ними четкую границу, чтобы религиозные организации показывали себя именно как религиозные и чтобы за ними велось наблюдение. Пока большая часть из них регистрируются как общественные организации.

Еще одна серьезная проблема — это использование различных трансовых техник, спорных с точки зрения психологии. Государство не может указывать, во что верить, но люди должны знать, куда они идут».

 

Цифры и факты

— Общая численность жителей Латвии составляет примерно 1,9 млн. человек.

— Около 1,3 млн. человек относят себя к традиционным религиозным конфессиям и от 25 до 30 тысяч человек (приблизительно 1–1,5% населения) состоят в сектантских группах, идеология которых является доминирующей в их жизни по отношению к другим ценностям и идеям.

— Помимо людей, стабильно относящихся к конкретной культовой группе, многие жители Латвии имеют склонность к различным сектантским идеологиям, изучают культовую литературу, посещают различные сектантские группы, но при этом постоянно в них не состоят. Количество пассивных сектантов, по разным данным, может колебаться от 100 до 150 тысяч.

(Из анализа ежегодного отчета управления по делам религии при Министерстве юстиции ЛР и мониторинга сектантских сайтов.)

 

Цитаты:

«Юношей в черных костюмах с бейджиками на лацканах можно все чаще встретить на автовокзале и на ж/д вокзале. Часто говорят на чистейшем английском языке, предлагают Книгу Мормона».

«В связи со скорым приемом в Латвии большого количества беженцев из стран Северной Африки есть опасность появления в Латвии новых культов, которые возникнут здесь как малочисленные группы, объединенные общими культурными корнями, но несущие в себе особые формы религиозности, не свойственные ни латвийским, ни даже европейским обывателям».

Олег Никифоров, доктор психологии.

«Большую опасность в Латвии сегодня представляют многочисленные малые эклектические группы, образующиеся вокруг бывших «целителей» и гадалок из числа их постоянных клиентов. Лидеры этих групп обладают довольно большой властью над адептами за счет образовавшегося в процессе «сеансов исцеления» доверия и получения информации об их личной жизни».

Светлана Гром, детский психолог

http://vesti.lv/news