На праздник Пресвятой Троицы. Виктор Чернышев
Восьмой член Символа веры: «И в Духа Святого, Господа Животворящаго, иже от Отца исходящаго...» - и девятый член Символа: «Во Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь» - стоят не случайно в такой близкой последовательности, которая столь тесно связана с сегодняшним праздником Святой Троицы. Праздник Святой Троицы - это день рождения христианской Церкви, когда на апостолов сошел Дух Святой, и они заговорили «иными языками, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2гл.). Дух-Утешитель при схождении Своем предвосхитил славу будущего обращения ко Христу «племен, народов и языков», почив на каждом из апостолов, которых Спаситель поставит в пролом истории, чтобы нести евангельскую весть «критянам, мидянам, жителям Каппадокии, Фригии, Памфилии, Крита, Понта, Асии, Египта и частей Ливии...».
Религиозная жизнь христиан, как и всякая другая жизнь, требует определенной формы и обретает эту форму в Церкви. Согласно Священному Писанию, познавая Церковь как живое Тело Христа-Спасителя, мы различаем в Нем: 1) множественность людей, из которых она слагается; 2) образующую форму, соединяющую их в одно целое; 3) всеединое действие Духа Божия, Которым живет и движется это целое во взаимодействии всех частных служений.
Видимая Церковь получает свою жизнь и силу не от грешных людей, но от Самого Христа, в Котором «обитает вся полнота Божества телесно», а поэтому наши людские несовершенства никак не могут упразднить святость Церкви. Мы святимся святостью Церкви, но Церковь не оскверняется нашими грехами, ибо Ее святость не от нас, а от Духа Святого через Христа, посылаемого от Отца Светов. Нельзя смешивать русло и поток, проводимое и проводника. Поэтому, называя себя христианами, членами Церкви, мы не имеем притязания на нравственное совершенство и не думаем, что уже Божество в нас обитает.
О том, что Церковь утверждена на «основании апостолов и пророков», говорит апостол Павел в Послании к Ефесянам (2:20). Сегодня мы понимаем под апостольским преемством непрерывную цепь рукоположений (посвящений в сан), идущих от апостолов до сегодняшних епископов, где они рукополагали первое поколение епископов, те, в свою очередь, рукоположили второе поколение, и так до наших дней. Поэтому, христианские общины, где это преемство прервано, признаются отпавшими от Церкви до тех пор, пока оно не будет восстановлено. Христос, возносясь с Елеонской горы, дал верным обещание: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20). Это обетование исполняется сегодня в Церкви, которую Он Сам основал, и где невидимо присутствуют Божия Матерь, ангелы, святые, участвующие в службе наравне с людьми. Поэтому есть Церковь небесная, состоящая из ангелов и усопших верных, и Церковь странствующая, состоящая из живых людей, объединенных в Тело Христово - единое и неделимое.
На оккупированной зверем,
На искалеченной земле
Есть неподвластный зверю Терем,
Стоящий твердо на Скале.
На золотых его знаменах
Святое Имя - Свет небес.
И тьма, что на ближайших склонах,
Царит повсюду, но не здесь.
Мерцают радугой заветной,
Переливаясь, окна в Нем.
И со звездою предрассветной
Ждут встречи - молча, но с огнем. (Сотченко А.)
Мы знаем, что держится Церковь на своем Божественном основании тремя образующими связями. Христос сказал: «Я есть путь, истина и жизнь» (Ин. 14:6). И если Христос постоянно и всецело присущ Церкви Своей, то Он присущ Ей как путь, как истина и как жизнь. Преемство иерархическое, от Христа идущее, есть Путь, которым Благодать Христова распространяется по всему телу Его, т.е. Церкви. Истина Христова - есть вера в Богочеловеческий догмат, это исповедание Христа как совершенного Бога и совершенного человека. Жизнь Христова в нас - святые Таинства, которые являются благодатными, спасительными и ведущими нас «в жизнь будущего века». Таким образом, в иерархии Сам Христос присутствует как Путь, в исповедании веры - как Истина, в Таинстве - как Жизнь. Соединением же этих трех и образуется Царство Божие, которого владыка есть Христос. Поэтому сообщество верующих, имеющее правильную иерархическую преемственность от апостолов, истинное исповедание веры и подлинные Таинства - имеет все, чтобы быть Церковью. Общество, лишенное хотя бы одного из трех элементов, не может быть Церковью, что явствует уже из тесной их связи между собою, в силу которой отсутствие одного препятствует действительному существованию других. Так, например, отсутствие законной иерархии не только лишает такое сообщество законного управления, но и упраздняет благодатность Таинств - естественно, такое исповедание веры становится мертвой и отвлеченной формулой.
То есть пастыри должны входить к овцам дверью официального посвящения, а не «окнами и проломами в стенках» своих личных амбиций, измышлений, фантазий и «откровений». Это сегодня так актуально для Украины! Ее по сути сделали духовной помойкой разные денисенки, кулики, абатары, малетичи, кривоноговы, журавлевы..., позиционируя себя «патриархами», «святителями», «предстоятелями», непонятно кем делегированными к народу. Они, будучи сами в свое время изгнанными из Церкви, имеют сегодня феноменальную наглость создавать самочинные престолы и обманывать прихожан.
Церковь является Единой, святой, Соборной и Апостольской, как мы выше указали и как исповедуем в Символе веры. Поэтому все основатели и учителя, отделившиеся от Церкви (в данном случае - УПЦ) и образовавшие свои «автокефальные», «незалежные», «соборноправные», «реформаторские», «обновленные» и прочие «церкви», хотя бы по личному характеру своему казались людьми смиренными, однако их служение основано на самоутверждении и гордости, ибо они сами о себе свидетельствуют в этом. В одном патерике описано, как братия монастыря искушали одного достойного подвижника: когда вопросили авву, почему он согласился с обвинениями в блуде, воровстве, убийствах и разбое, но категорически восстал против обвинения в ереси, тот ответил, что перечисленные грехи проистекают от немощи плоти нашей человеческой, а ересь - от гордости души. Вот поэтому грешен - но не еретик!
Церковь - это присутствие Святой Троицы среди нас и в нас. Церковь - это Тело Христово. На Тайной Вечере Он взял хлеб, благословил, преломил и подал ученикам со словами: «Сие есть Тело Мое, которое за вас предается» (Лк. 22:19). Из каких ингредиентов состоит хлеб? Они просты - мука, вода и обязательно огонь, который сырое тесто в хлеб преобразует. Если применить аллегорию к этим слагаемым, то муку можно отождествить с народами, не просвещенными Словом Божиим. Вода - это, собственно, и есть Слово Божие, соединяющее народы в единство просвещенного Богом православного люда, преобразуя его в «тесто», ожидающее огня Духа Святого. Чтобы окончательно преобразить «племена, народы и языки» в Церковь Божию, Царство верных.
Сырое тесто еще не съедобно, оно пока не хлеб, чтобы питаться им. Огонь - это праздник Пятидесятницы, когда языки Духа Святого почили на каждом присутствующем, и так родилась апостольская Церковь (Деян. 2:3).
Люди, собравшиеся в Церковь, - это самый главный и первенствующий объект литургического освящения. Эпиклесис - вершинная молитва Божественной Литургии: «...Ниспошли Духа Святого на ны и на предлежащие Дары сия». Эпиклесис это также молитва о том, чтобы все истинно приобщились к тайне Тела Христова. Таким образом, именно православные верующие и составляют «материю Таинства». О Святой Троице прекрасно сказал один русский поэт:
Ах, Троица, ах, Троица,
Зелёная пора!
Как дышится, как молится,
Как звонится с утра!
Лишь только солнце двинется
И заблестит росой,
Земля, как именинница,
Возрадует красой.
И сердце очищается
Любовью ко всему,
И так легко прощается,
Когда идёшь к Нему. (Ю.Артемьев)
Проповедь, произнесенная на Праздник Пресвятой Троицы в Свято-Никольском храме г. Киева 27 мая 2018 года.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии