На праздник Крещения Господа нашего Иисуса Христа. Виктор Чернышев

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Мы сегодня, в это неспокойное время на Украине, 19 января празднуем один из важнейших двунадесятых праздников - Крещение Господне. Сегодня также, как и в период Римской империи,  зло сгущается ощутимо и повсюду. В той атмосфере бесправия и насилия, обмана и лицемерия, неверия и суеверия, разврата и погони за наслаждениями людям становилось трудно даже дышать. Зло как бы материализовалось во всех аспектах жизни человечества.

Мир, порабощенный политикой, униженный и доведенный до отчаяния ложными религиями (ныне - расколами и сектами), тщетно вопрошал философов и учителей о тайне жизни и смерти, добродетели и откровения. Ведь сам иудаизм, изменивший своему предназначению, находился в духовном коллапсе, не умея ничего более предложить человечеству, изнывающему во тьме пороков и страстей, жестокости и несправедливости. Никогда еще не было более  критического момента в истории человечества: все чувствовали, что мир зашел в тупик и без посторонней помощи Великого Учителя жизни ему уже не выйти. В иудаизме откровение о Машиахе существовало давно, и оно также питалось предсказаниями пророков и наставлениями учителей. Но и вне иудаизма в лучших людях языческого общества чувствовалось страстное желание получить свободу от греха через  Желаемого веками Спасителя и Избавителя.

Напряженное ожидание разрешилось для племен и народов вестью с Неба - которое и было названо Благой Вестью, или Евангелием. Воплощенное Евангелие - это Сам Христос («Я есть истина» Ин.14:6), Который провозгласил программу Божественного Манифеста в Своей Нагорной проповеди. И она войдет в кричащее противоречие со всем тем, что несла тогда миру философия и языческая мудрость. Ведь язычество и весь древний мир искали истину в служении либо своему самолюбию и самоугождению, либо провозглашали гедонизм - «торжество плоти», ища максимального самоуслаждения («Сеющий в плоть, от плоти пожнет тление; сеющий в дух - от духа пожнет жизнь вечную», - скажет позже апостол Павел в Послании к Галатам, 6:7-8). Личный эгоизм сильных мира сего и язычников, либо национальный эгоизм евреев - вот те краеугольные камни, на которых люди древности хотели утверждать здание своего счастья. Однако они не построили ничего, и их опыт доказал только то, что избранный ими путь неверен, и вместо чертогов счастья приводит лишь в трясину отчаяния и безнадежности.

Как же актуальны слова ветхозаветного пророка Исайи и в наши дни! Сегодня тоже хотят утвердить свои «истины» и свои «церкви» на суемудрии человеческом, на преступных, разжигающих религиозный антагонизм законодательных актах, разрушающих каноническую Церковь на Украине, или на мзде - те, кто устрояют новые «автокефалии» в государстве: «Как сделалась блудницей верная столица, исполненная правосудия! Правда обитала в ней, а теперь - убийцы... Князья твои - законопреступники и сообщники воров; все они любят подарки и гоняются за мздою...» (Ис. 1:21-23); «Язык их и дела их - против Господа, оскорбительны для славы Его... Народ Мой! вожди твои вводят тебя в заблуждение и путь стезей твоих испортили» (Ис. 3:5-8,12).

С удивительным упорством, следуя слепой ненависти и озлоблению, эти «вожди» раздирают Господень хитон Церкви «по-живому», внося сумятицу и соблазн среди верующих. Покорные слуги американского Госдепа, они не понимают своей унизительной миссии пресмыкательства, используя Церковь как один из многих сегментов на пути уничтожения славянского пространства и Православной цивилизации: «Дела их - дела неправедные, и насилие в руках их. Ноги их бегут ко злу, и они спешат на пролитие невинной крови; мысли их - мысли нечестивые; опустошение и гибель на стезях их. Пути мира они не знают, и нет суда на стезях их; пути их искривлены, и никто, идущий по ним, не знает мира. Потому-то и далек от нас суд, и правосудие не достигает до нас, - ждем света, вот тьма, - озарения, и ходим во мраке...» (Ис. 59:6-9).

Предвосхищая полноценное служение Спасителя, на исторической сцене мира появляется фигура праведного мужа - Иоанна Крестителя: «В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской, и говорит: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Ибо он тот, о котором сказал пророк Исайя: «глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему». Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих; а пищею его были акриды и дикий мед» (Мф. 3:1-4). Между тем картина мрака и морального разложения в мире все сгущалась. Иоанн Креститель всем своим видом говорил об иных духовных ценностях, разрушая известную т.н. «формулу греха»: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская (1Ин. 5:16). Именно на ней споткнулись когда-то наши прародители, Адам и Ева. За что и были изгнаны Богом из Рая.

 Жизнь Иоанна Крестителя была по факту первой формой монашеского жительства, вызов миру во всей его кричащей мишуре и суете: он был один, он ничего не имел («обнищал ради нас, дабы мы обогатились его нищетою» 2Кор. 8:9), и он служил людям в смирении и послушании Тому, Кто больше его. Так он сокрушал «формулу греха» своим аскетическим подвигом жизни.

Иоанн Креститель всем своим видом говорил, что не в богатстве, не в роскоши, не в славе человеческой и не в земном могуществе следует искать пути к Богу и к счастью. Все это только призрак и обман. Пустыня лучше царских чертогов, ибо ее вечная тишина и гармоничное однообразие не развлекают ум и позволяют всецело погрузиться в созерцание дел Божиих и подлинное Божие  величие.  Власяница лучше дорогих тонких тканей и роскошных нарядов, ибо она не разнеживает тела, но, изнуряя его, делает покорным рабом духа.  Скудная пища пустыни лучше изысканных яств, ибо она не будит в человеке сладострастия и похоти. Суровая жизнь среди природы лучше праздного, ленивого существования власть имущих и богатых, ибо она закаляет волю для подвига.   Отречение от мира лучше привязанности к миру, ибо ничем не связанный, свободный духом человек может служить Богу всем существом своим. Таким образом, Иоанн Креститель - это ключевая и главная фигура праздника Крещения. Однако он был лишь Предтечей. Сильнейший шел за ним. Именно этот Сильнейший будет крестить не только водою, но Духом Святым. Однако же этот Сильнейший приходит и Сам крестится от Иоанна, этим самым удостоверяя правду пророчества Крестителя: вот, Тот Самый, о пришествии Которого я вам возвещал... Я недостоин  развязать даже ремень обуви Его.

Зададимся вопросом: зачем захотел и потребовал Спаситель от Иоанна крещения в Иордане? Вот два возможных ответа Церкви: Христос отождествлял Себя со всеми людьми, всеми без исключения, в том числе и грешниками, нуждающимися в оправдании и возрождении. То есть с каждым из нас... Он пришел не судить мир, а спасать его, «обнищать ради нас, дабы мы обогатились Его нищетою» (2Кор. 8:9), и, соединившись с нами (став одним из нас) - сделать нас участниками Своей совершенной и безгрешной жизни. Пришел наполнить нашу жизнь дыханием неба. Эта формула в богословии звучит как «от кенозиса - к теозису».

«Вот Агнец Божий, берущий на себя грехи мира» - скажет про Него Иоанн Креститель. Он «стал подобен нам во всем кроме греха» - говорит Слово Божие. Христос должен был вызвать в нас духовный и нравственный кризис, заставить людей увидеть свой грех и зло, ужаснувшись при этом, и пожелать всем сердцем  освобождения от них. А выше мы сказали, какой нравственный кризис переживало общество до Его пришествия в мир.

Проследим и второе значение этого праздника. Вода, как известно, один из древнейших религиозных символов, где в библейской текстологии она символизирует саму жизнь (Ис. 35:6-7). Поэтому у древних евреев были столь часты ритуальные омовения. Крещение Иоанново по форме было похоже на эти ритуальные омовения, а по смыслу было приготовлением к встрече со Христом: «Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему» (Мрк. 1:3). Поэтому Христос, будучи безгрешен и чист, для того вошел в воды Иордана, чтобы Своим погружением освятить эти потоки реки, наполнив их Своей энергией и силой, сделав их животворными и живоносными. Мы видим, что в Таинстве Крещения тоже освящается вода, когда читаются соответствующие молитвы и призывается на нее Святой Дух.

Следует заметить, что заповедь Христа о необходимости креститься всем верующим в Него (Мф. 28:19), предполагает определенное чинопоследование этого Таинства: предварительное научение, именуемое «оглашением», троекратное погружение в воду, произнесение крещальной формулы «во имя Отца, Аминь. И Сына, Аминь. И Святого Духа, Аминь».

124-е правило Карфагенского Собора (IVвек) содержит анафему на тех, кто отвергает необходимость крещения, в том числе новорожденных детей. Нам следует знать, что благодать Божья, получаемая в этом Таинстве - это залог, семя, которое будет прорастать в человеке и многообразно проявляться на протяжении всей его жизни, если он будет пребывать в Церкви и стремиться исполнять заповеди Божьи.

19.01.2019.

Русская народная линия