НА ПАССИИ. ИГУМЕН ВЛАДИМИР (МИЛОВАНОВ)

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Распятие. Коптская икона

Неделя 3-я Великого поста

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Дорогие братья и сестры, мы достигли вершины Великого поста. Сегодня мы поклонились честному и Животворящему Древу Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Почему трижды в году износится Животворящее Древо для поклонения, дорогие братья и сестры? Чтобы укрепить наши духовные и телесные силы, чтобы поклониться величайшей святыне всего человечества, величайшей святыне православного мира, тому драгоценному орудию нашего спасения, через которое мы с вами оправданы, очищены от греха, проклятия и власти дьявола над нашими душами. Благодаря этому великому знамени мы получили с вами, дорогие братья и сестры, оправдание перед Богом в крестных страданиях и искупительном подвиге Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Почему так прославляется это великое знамение Креста Господня? В житии святого Андрея Блаженного, это единственный момент в житийной литературе, где отмечен уникальный факт того, что Господь открыл этому великому угоднику Божию тайну благословения всей вселенной. То есть весь мир был ему открыт, вся вселенная, весь земной мир, что все содержится силою Честнаго и Животворящего Креста. Знамение Сына Божия и знамение Пресвятой Троицы, дорогие братья и сестры, это Честной и Животворящий Крест. Сам Господь об этом говорит: Отче, прославь Меня той славою, которую Я имел прежде сложения мира (Ин. 17, 05). О какой славе здесь говорит Господь наш? О славе Креста Животворящего. Тайна сия велика есть, потому что мы не можем в этом мире в какой-то даже степени постигнуть величие этой тайны, потому что сила Креста Животворящего это слава Самого Господа. Посмотрите, начиная со времени райской обители, которую Господь устроил в Эдеме для наших прародителей, мы видим, что уже там есть понятие «Древо добра и зла». И когда Господь наш, воплотившийся Господь и Спаситель, нам открыл тайну своего искупления, теперь мы понимаем, что плод благословения Животворящего Древа он самый и есть — расцветшее благословенное древо.

В течение всего Ветхого Завета мы имеем свидетельство через святых пророков и в исторических событиях иудейского народа, свидетельство того, что искупление всего человечества будет совершено через Животворящий Крест Господень. Вы посмотрите, когда Моисей, святой праведный пророк, вывел народ иудейский, спасая его от египетского рабства, как они перешли через Красное море. Он своим жезлом, как описано, рассек море. Когда они прошли на тот берег, он закрыл море. Что преобразовалось? Честной Животворящий Крест. И тем самым явился образ уже тогда христианского крещения, то есть избавления от власти дьявола совершается посредством крещением во имя Пресвятой Троицы. Далее ветхозаветная история нам повествует о сорокалетнем шествии израильского народа в пустыне. Когда они пришли в одно место, которое называлось Мерой, там была горькая вода, невыносимая, возможно даже ядовитая. И народ стал пить эту воду и болеть. И по молитве святого праведного Моисея, он опустил древо благословенное в воду, и вода была исцелена. Это место, ранее называлось мертвая вода — мерра, теперь — живая вода.

Следующее свидетельство Ветхого Завета мы видим, когда не было в пустыне воды, и народ стал роптать на Моисея, по молитве этого святого праведника он ударил по камню, и из него истекла вода. То есть опять же, жезл его, жезл правости, жезл славы — это прообраз Креста. Следующее удивительное свидетельство, дорогие братья и сестры, славы Креста Животворящего, когда в один из дней на стан иудейский напали змеи, и Господь повелел Моисею прибить на его жезл крестообразно изготовленный специально для этого образ медного змия, и вот эта пагуба тягчайшая, постигшая израильский народ, прекратилась. Поэтому и уже в Новом Завете это упоминается, что подобно Господь говорит, что как Моисей вознес змея в пустыне, так и подобает Сыну Человеческому быть распятым, для того чтобы искупить род человеческий. И уже в Новом Завете мы видим исполнение всех этих пророчеств удивительных, что сила Животворящего Креста является для нас не только благодатью оправдания и исцеления от греха, но нашей славой и спасением. Как святой апостол Павел говорит: для одних проповедь о Кресте безумие, а для нас — сила Божия и благословение (1 Кор. 1, 18). Почему так происходит? Для одних, говорит апостол Павел, проповедь является соблазном — для греков, а для иудеев — безумием. Как это Бог может распяться на древе? Тем самым именно через Крест, дорогие братья и сестры, мы познаем величие тайны, «ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную». Такова любовь Божия, что не только Господь нам показал, насколько Он любит все человечество и каждого из нас, что Он воплотился. Бог неизобразимый, неописуемый, Который выше всех понятий не только человеческого ума, но и выше понятий ангельского ума, непостижимая Личность стал, Он воплотился и стал человеком.

Было запрещение под любым видом изображать Бога ни символически, ни фактически. Но в Новом Завете после воплощения Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, когда Он принял на Себя во всей полноте человеческую природу, мы Его увидели так, как даже не видел Его близко ангельский мир. В первом послании к Тимофею апостол Павел так и говорит: Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе (1 Тим. 3, 16). Явил Себя ангелам. Вот представьте себе, братья и сестры, так близко Бога не видел ангельский мир после Его воплощения. Какая безмерная любовь. Так вот это и проверятся, дорогие братья и сестры. Для многих это до сих пор, как это Бог мог стать человеком? Для того чтобы показать насколько величественна наша природа, насколько Господь нас создал в такой славе, что Он воспринял не ангельскую природу, а человеческую для нашего искупления, тем самым показав, какая уготована нам слава, и насколько мы действительно близки Ему. Он и называет нас через пророка сынами и дочерями, дорогие братья и сестры. Мы Его самые близкие, самые родные дети.

С нашей стороны остается самое главное, самая трудная задача, чтобы нам соответствовать этой чести. Поэтому понятие честь и достоинство, а то многие путают с гордостью и тщеславием. Это разные вещи, как жизнь и смерть, как свет и тьма. Честь и достоинство это то, что мы наделены честью, мы наделены от Бога даром, что мы носим образ и подобие Бога, а достоинство, что мы можем в себе развить в личности. И здесь уже начиная, мы можем этот образ в себе развить. А что такое гордыня, что такое тщеславие? Это состояние падшего ангела, то есть когда существо разумное начинает считать себя выше всякой твари, либо начинает попирать честь других людей, начинает унижать людей и посягает на их свободу, честь и достоинство. То есть любой злой умысел по отношению к любому человеку — это уже преступление перед Богом. Мы все перед Богом равны, потому что как в одной семье все дети равны. И Бог не человек.

К сожалению, мы все люди пристрастны. Даже родители бывают пристрастны к своим детям. Кто-то любит больше дочку или сына. Но это любит. А Бог это абсолютная священная Любовь, вот как свет. Сами рассудите, неужели нам не хватает солнечного света либо воздуха? Всем хватит, всем одинаково. И также простирается равносильно божественная любовь к каждому из нас, без исключения к каждому человеку, к каждому народу. Наша задача с Божьей помощью только исправить свою жизнь и жить и действовать по тем святым заповедям, которые Он нам заповедал.

И вся наша жизнь — это тоже слава Креста. Господь дал нам заповедь: кто хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой и по Мне грядет (Мф. 16, 24). Что это значит «отвергнуться себя»? Вот от этой сатанинской гордыни, мнения. Прежде всего, все отвергнуть свое человеческое, земное, а действовать по божественным законам жертвенной любви, дорогие братья и сестры. Мы в такие сейчас времена живем, что приходится уточнять, что такое любовь. Речь, если мы говорим о Боге, о Церкви, о божественном откровении, речь идет только о жертвенной любви. И в отношении, в перспективе каждого из нас Сам Господь другую заповедь дает. Это первая заповедь в отношении Бога: отвергнись себя и вслед иди за Христом. Вторая подобная ей: возлюби ближнего своего как самого себя. И как возлюбить, дорогие братья и сестры? Мера показана. Нет большей любви, кто жизнь отдаст за друзей своих. Вот смотрите, Христос, истинный Бог. Он сказал эти слова, и Сам умер первый за нас, хотя что мы для Него сделали? Ничего, кроме оскорблений, преступлений, грехов. Вот сила любви. Она превозмогает все немощи, она как свет.

Он показал нам свет Своей любви открыл, умер за нас. «Я люблю» не просто слова «Бог есть Любовь», а стал человеком, человеческим языком объяснил, что нужно делать для спасения, и чтобы никто уже не сомневался, как в свое время дьявол сумел обхитрить Адама и Еву и вселил неверие в Бога, что Бог что-то не дал человеку, что-то не додал. Теперь никто из нас не может этого сказать, потому что Бог не только воплотился, не только нам объяснил, что нужно нам делать, чтобы мы были богами по благодати. Да, именно богами по благодати. 81-й псалом: Аз рех: бози есте, и сынове вышняго вси (Пс. 81, 06). По-русски: Я говорю, что вы боги все и дети Всевышнего. Что еще нужно? Только нужно постараться через покаяние, через православную веру, через доброделание, через молитвы исправить свою жизнь в соответствии со святыми божественными заповедями.

И видите, по-настоящему как нужно себя проверять, как лакмусовую бумагу, как мы живем, в вере ли мы, сможем ли мы умереть за свой народ, сможем ли умереть за своих близких. Вот она наша вера. Бог со Своей стороны показал через крестные страдания какова Его божественная любовь. И не думайте, что Его поймали и распяли. Он Сам говорит: имею власть душу Свою положить, и имею власть опять ее воскресить. Он же Бог. Имея настоящее тело, не призрачное, Он настоящий Богочеловек, имеет настоящую природу человеческую, проявил к нам любовь. Теперь вот наша задача, дорогие братья и сестры, чтобы в своей жизни нести свой крест, потому что обязательно ни один человек, даже и неверующий, кто и не верит, они тоже кресты несут. Но, к сожалению, если так человек умирает в неверии, этот крест его не спасает, а осуждает. А если мы несем свой крест общественной жизни, семейной жизни, трудовой жизни, если мы живем не для себя, если мы живем ради своих близких, ради своей Родины.

Что такое Родина? То, что земля и народ, который дал нам Господь и благословил. Величайшая радость, какую мы славу имеем, каких мы предков имеем. Мы до сих пор, посмотрите, сколько мы видим чудес, сколько мы видим величайших подвигов, которые люди даже, может быть, не задумываясь, ни какими-то там выставляясь высокопарными словами, просто действуя с открытым сердцем от души, люди идут на смерть, на подвиг. В наше время мы это часто видим. Не будем на этом останавливаться, но понимаем, что настоящая любовь, она всегда действующая, она никогда просто слова на ветер не бросает. Она молча идет и делает свой труд в семье ли, в обществе ли, на работе ли. «Вы есте свет мира», Господь говорит: тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела (Мф. 5, 16).

Что значит «свет мира»? Доброделание. Молча, спокойно, ровно. Живем нормально в семье, люди на нас смотрят — вот проповедь веры. Святитель Иоанн Златоуст так и говорит, что настоящая проповедь не только в словах, а настоящая проповедь в образе жизни. Спаситель, поучает нас великий святитель Иоанн Златоуст, проповедовал не только словом, но и внешним своим видом, дорогие братья и сестры. Вы в своей жизни прекрасно понимаете и видите это, когда люди живут честно и чисто, не взирая на все беззакония, безобразия, сумасшествия, которые сейчас в мире с каждым месяцем развиваются. То есть силы зла начинают свой шабаш, свою сатанинскую свистопляску, пытаясь смутить, напугать либо пошатать людей, кто живет честно и праведно. Ничего не надо бояться. Можно бояться, чтобы не дай Бог наша совесть, как апостол Павел говорит, чтобы нам не зазрила совесть. Ничего не надо бояться. Если по-русски: нужно жить так, говорит апостол Павел, чтобы нас не обличала совесть.

Поэтому хоть мы живем, хоть умираем, Христовы мы, говорит апостол Павел. Посмотрите, какое счастье. Мы все равно все умрем, но с каким результатом переходим в тот мир. Если наше сердце в добре, чести, правде, вере и целомудрии, в милосердии, кротости, в доброделании, в простоте души,— мы уже вечны, мы уже в вечности, мы уже боги. Потому что Сам Бог пример нам показал, как Он прожил на земле, так и нужно действовать. Научитесь все, яко кроток есмь и смирен сердцем (Мф. 11, 29). Это не слабость, а это божественное состояние, это состояние самого Божества — простота, чистота, любовь, милосердие, кротость, искренность.

Поклоняясь Честному Животворящему Древу Господню, будем просить, чтобы Господь укрепил наши немощные силы, чтобы во все дни жизни нашей, наших детей, потомков Господь сохранил на нашей земле православную веру. Чтобы и будущие поколения могли приобщаться к величайшей святыне православия, чтобы люди будущих поколений, не только нас, имели эту возможность, чтобы нам каждый день жить с чистой спокойной совестью, действуя каждый день и каждый час во имя Христа, помогая друг другу, благословляя друг друга. И так достигнуть дня вечности с Божьей помощью. Аминь.

3 апреля 2016 г.

http://www.optina.ru/sermon/passiya_ned3_2016/