На острие русской революции. Анастасия Михалос

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Он возглавил Святую Русь в самое тяжкое для неё время …

В истории человечества были такие эпохи, когда обстоятельства времени возносили на вершины власти личностей весьма ординарных, и они вполне справлялись со своими обязанностями. Но когда начинается крушение огромной государственной машины, сопровождающееся тотальным и безжалостным уничтожением целых пластов народного быта и немалого количества людей, Господь воздвигает людей совершенно особого склада, причем, не просто неординарных, а уникальных - для противостояния процессу, с одной стороны, и для адекватного его приятия - с другой. Если это люди Церкви, то им удается затормозить лавину зла или хотя бы смягчить ее продвижение. Вспомним Иоанна Милостивого, бывшего Патриахом Александрийским в час нашествия персов, Иерусалимского Патриарха Софрония, в период арабской оккупации Востока, Святителя Григория Великого, защищавшего Италию от готских орд, митрополита Макария Московского, который крепко удерживал своим добрым сердцем юного Иоанна Грозного. Всех этих святителей характеризует одно качество - уникальная доброта, унаследованная от предков и приумноженная сознательным христианским подвигом. Дерзнем сказать, что именно поэтому в час исключительного беснования безбожной власти в Патриархи всея Руси был избран Господом не самый ученый из русских архиереев - архиепископ Антоний, не самый строгий - архиепископ Арсений, а самый добрый - митрополит Тихон. Потому что именно доброта превращает ум в мудрость, а строгость - в благоговение.

Святитель Тихон родился 19 января 1865 года на погосте Клин Торопецкого уезда в семье сельского священника. Наречен при крещении Василием в честь святителя Василия Великого. Его благочестивому отцу было во сне откровение о его трех сыновьях. Он увидел свою покойную матушку, которая ему предсказала, что один из его сыновей будет горюном, второй умрет молодым, а Василий будет великим. Все исполнилось в точности.

С детства мальчика отличала Богобоязненность, жизнерадостность и доброта. При этом он был отроком, а затем юношей весьма степенным, и его товарищам по семинарии вполне естественным казалось его архиерейское будущее, которое они ему, шутя, предрекали. А в академии его звали Патриархом. Семинарские годы (1878-1883) прошли в Пскове, академические (1883-1888) в Петербурге. По окончании академии он преподает в Псковской Духовной Семинарии, где некогда сам учился. Уже тогда его доброта привлекала к нему множество народа. Был ли еще в России архиерей, на монашеский постриг которого собирался едва не весь город, да так что в храме, где его постригали на втором этаже, на первом пришлось ставить подпорки, чтобы пол выдержал наплыв народа? Был ли такой священнослужитель, при переводе которого в другую епархию народ укладывался на рельсы перед паровозом, чтоб его не отпустить?

Новопостриженному дали имя Тихон в честь святителя Тихона Задонского. Из Псковской семинарии его перевели в Холмскую, где он впоследствии стал ректором. В 1898 году архимандрита Тихона хиротонисали во епископа Люблинского и назначили викарием Холмской епархии. Там он проявил себя как очень усердный проповедник - за 11 месяцев служения - 120 проповедей! В этот период проявилась еще одна его черта - безкомпромисность в принципиальных вопросах, из-за чего у него случались столкновения со светскими властями и теми, с кем они были связаны. Из-за этого его и перевели в другую епархию - подальше, за океан, епископом Алеутским(1898).

Трудно переоценить роль святителя Тихона в истории американской православной Церкви. Паства святителя была очень разнообразной по национальному составу, разбросана на далекие расстояния, не хватало храмов и священников, не было семинарий для священнослужителей. США, Канада, Алеутские острова, Аляска - самая общая география его непрекращающихся пастырских поездок. Он вникал во все до мелочей и был очень гибким и открытым пастырем. За 8 лет управления епархией святителем Тихоном число приходов в ней увеличилось с 15 до 75, тысячи униатов обратились в Православие.

В епископство святителя Тихона имели место случаи перехода ряда американцев из инославия в лоно Российской церкви. Так, бывший священник Епископальной церкви США Нафанаил Ингрэм Ирвин (Ingram N. W. Irvine) был рукоположен во пресвитера архиепископом Тихоном в Нью-Йорке 5 ноября 1905 года.

При его деятельном участии продолжился и завершился перевод богослужебных текстов на английский язык: выполнен Изабель Хэпгуд (Isabel F. Hapgood) с греческого и церковнославянского языков.

При нём были открыты десятки новых храмов, активную роль в строительстве и организации приходов при которых принимало Русское православное кафолическое общество взаимопомощи.

Святитель вначале предложил реорганизовать епархиальную структуру, и в 1900 году Святейший Синод переименовал епархию в Алеутскую и Северо-Американскую, а в 1903 году, реализуя новую идею святителя Тихона, принял решение о создании Аляскинского викариатства.

В 1905 году, заполняя анкету, присланную ему в ходе подготовки к русскому поместному Собору, святитель Тихон, уже архиепископ, предложил превратить епархию в экзархат Русской Православной Церкви с широкой автономией вплоть до предоставления автокефалии. Он считал целесообразным преобразовать Сербскую миссию, греческие и сирийские общины в викариатства с учетом их национальных особенностей.

В правление святителя Тихона в Америке появился первый православный монастырь в Пенсильвании со школой-приютом при нем.

В 1905-1906 годах миссионерская школа в Миннеаполисе штата Миннесота реорганизуется в семинарию.

Епископская кафедра была перенесена из Сан-Франциско в Нью-Йорк. Православие при святителе Тихоне стало приобретать всеамериканский масштаб. Под его председательством в Майфильде был созван первый Православный Собор Северо-Американской Церкви, объединивший между собой переселенцев из России, Галиции, Венгрии, Буковины и других мест. В правление святителя Тихона Церковь в Америке пребывала в мире, согласии и любви, не зная никаких впоследствии начавшихся раздоров из-за юрисдикционной принадлежности: был единый архипастырь и единое стадо.

Конечно, и в Америке доброта святителя Тихона была отмечена не только православными. Не случайно американцы избрали его почетным гражданином Соединенных Штатов.

В 1907 году святителя переводят на Ярославскую кафедру. Одним из первых его распоряжений было запрещение класть земные поклоны при обращении к архиерею. Он охотно откликался, когда его приглашали служить в многочисленных храмах епархии, ходил пешком, без пышного сопровождения, разговаривал с людьми уважительно. Простота его всегда удивляла и священников и мирян, не привыкших к таким архиереям. И, естественно, по принципиальным вопросам, отстаивая церковную свободу, он столкнулся с местной светской властью в лице губернатора графа Д. Н. Татищева, и был в 1913 году от греха подальше переведен на Виленскую и Литовскую кафедру. Стало очевидно, что в Америке святитель «не исправился» - он продолжал интересы церкви ставить выше личных планов и настроений власть имущих. Однако суд властителей и здесь не совпал с мнением народным: Ярославское общество приняло сторону архипастыря и выразило ему сочувствие, избрав его почетным гражданином города Ярославля.

На следующем месте служения, в Литве его простота и скромность удивляли местных жителей, привыкших к помпезности и богатству как к самому верному способу выражения власти. Но его сразу же оценили и с тех пор почитали и католики, и православные, и русские, и евреи, и поляки, и литовцы. В Литве святителя застала Первая мировая. Его епархия оказалась в зоне военных действий. Святитель Тихон посещал раненых, больных, нуждающихся и всем старался помочь. Он побывал даже на передовых позициях под обстрелом врага, за что получил орден. Он деятельно участвовал практически во всех организациях, связанных с помощью пострадавшим от войны.

Из-за бескомпромиссного отстаивания интересов Церкви перед власть имущими святителя старались «сдвинуть» на окраину, чтоб не бросался в глаза. Поэтому его редко приглашали на заседания Святейшего Синода.

Но когда после февральской революции был сформирован новый Синод, епископа Тихона пригласили для присутствия в числе его членов. А 21 июня 1917 года Московский епархиальный съезд духовенства и мирян избрал его своим правящим архиереем. Конечно же, в кратчайшие сроки он стал всеобщим любимцем.

15 августа 1917 года в Москве открылся долгожданный Поместный Собор. Святитель Тихон, уже в сане митрополита Московского, был избран его председателем.

Восстановление церковной жизни на канонической основе следовало начать с избрания Патриарха. Тайное голосование выявило трех кандидатов. Урну с их именами положили перед образом Владимирской Божьей Матери, и после Литургии и торжественного молебна член Собора схииеромонах Зосимовской пустыни Алексий вынул из урны жребий. Митрополит Киевский Владимир громко прочел имя святителя Тихона.

Большевики еще не успели разграбить кремлевские ризницы, поэтому оттуда взяли облачение русских Патриархов, жезл святителя Петра, митру, мантию и белый куколь Патриарха Никона.

Став Патриархом, святитель Тихон усугубил свои труды. Он служил через день, а то и ежедневно, принимал невероятное количество народа, раздавая все, что у него имелось.

«Пойдите к Патриарху, попросите у него денег, и он вам отдаст все, что у него есть, несмотря на то что ему в его возрасте, измученному после Богослужения, придется идти пешком». «От Святейшего уходишь духовно умытым». «Это была действительно Святость, величавая в своей простоте и простая в своем исключительном величии». «Молитвенник народный, старец всея Руси» - типичные отзывы современников о святителе Тихоне.

После избрания Патриарха поместный собор продолжился. Первая сессия собора приняла ряд нормативно-правовых документов для устроения церковной жизни в новых условиях: определение о правовом положении Церкви в государстве, которое, в частности, предусматривало: первенствующее публично-правовое положение Православной Церкви в Российском государстве; независимость Церкви от государства - при условии согласования церковного и светского законоуложений; обязательность православного исповедания для главы государства, министра исповеданий и министра народного просвещения. Были утверждены Положения о Священном Синоде и Высшем Церковном Совете как высших органах управления в период между созывами поместных соборов.

Вторая сессия открылась 20 января (2 февраля) 1918 года и закончилась в апреле. В условиях крайней политической нестабильности собор поручил Патриарху тайно назначить своих местоблюстителей, что он и исполнил, назначив митрополитов Кирилла (Смирнова), Агафангела (Преображенского) и Петра (Полянского) в качестве возможных своих преемников.

Поток вестей о расправах над духовенством, в особенности убийство митрополита Киевского Владимира (Богоявленского), побудил учредить особое поминовение исповедников и мучеников, «скончавших жизнь свою за православную веру». Были приняты Приходской устав, призванный сплотить прихожан вокруг храмов, а также определения об епархиальном управлении (предполагающем более активное участие в нём мирян), положение против новых законов о гражданском браке и его расторжении (последнее ни в коей мере не должно было затрагивать церковного брака) и другие документы.

20 сентября 1918 года Поместный Собор вынужденно прекратил свою продолжавшуюся 13 месяцев работу, не завершив её.

Последние заседания проходили под пушечную канонаду, а до места проведения собора участники добирались под свист пуль.

Конечно, первые реакции святителя на деяния советской власти были крайне негативными. Звучали обличения, призывы к покаянию вплоть до анафемы. Святителю было не привыкать противостоять властям. Однако это была не та власть, которая неугодного архиерея перекидывала с одного места на другое. Эта власть сажала в тюрьму, убивала, разрушала и грабила. На анафемы ей было решительно наплевать. Она не признавала ни загробного воздаяния, ни земного возмездия.

23 января 1918 года был принят декрет об отделении Церкви от государства, ставивший Церковь в бесправное положение. Даже ярый апологет советской власти, обновленческий лидер А.И. Введенский признает, что «декрет об отделении Церкви от государства, несмотря на то, что весь Собор (Всероссийский Церковный Собор 1917-1918 гг.) шел под знаком этой возможности, оказался неожиданным».

24 ноября 1918 года Патриарх был подвергнут домашнему аресту, а в его квартире был произведен обыск. 6 января 1919 года (под Рождество Христово) его освободили из-под стражи.

Видя спасение от большевистского безбожия не в кровавой войне, а в духовной борьбе, патриарх рано вступил на тот путь попыток налаживания отношений с советской властью, каким прошёл до конца земной жизни. Уже 6 декабря 1918 года, когда прочность позиций советской власти вовсе не казалась безусловной, патриарх тем не менее написал в Совнарком о том, что против советской власти он никаких действий не предпринимал и предпринимать не собирается, и хотя многим мероприятиям правительства не сочувствует, "не наше дело судить земные власти".

Чтобы избежать ненужных жертв среди духовенства Патриарх 25 сентября 1919 года издает послание с требованием к духовенству не вступать в политическую борьбу.

Летом 1921 года начался страшный голод в Поволжье. Эту ситуацию большевики использовали для ослабления и уничтожения Русской Православной Церкви.

Летом 1921 года святитель Тихон, Патриарх Всероссийский, обратился к главам христианских Церквей с призывом о помощи. Патриарх также составил специальное воззвание к клиру и пастве, в котором призывал к совершению добровольных благотворительных пожертвований в пользу голодающих. Для контроля и распределения собранных средств в августе 1921 года Святейший Патриарх составил специальный церковный комитет из духовенства и мирян, который был распущен советской властью. «Вместо него начинает действовать государственная «Центральная комиссия помощи голодающим» при ВЦИКе».

В результате достигнутых договоренностей патриарх Тихон выпустил новое первосвятительское послание от 6 февраля 1922 года, согласованное с ЦК Помголом, где, в частности, писал: «мы допускаем возможность духовенству и приходским советам, с согласия общин верующих, на попечении которых находится храмовое имущество, использовать находящиеся во многих храмах драгоценные вещи, не имеющие богослужебного употребления (подвески в виде колец, цепей, браслет, ожерелье и другие предметы, жертвуемые на украшение святых икон, золотой и серебряный лом), на помощь голодающим».

Но большевиков это не устраивало. Им нужно было любой ценой скомпрометировать Церковь в глазах народа. Поэтому издается декрет об изъятии всех ценных церковных предметов.

Из оперативных сводок комиссии по изъятию ценностей видно, что изъятие происходило в грубой форме, оскорбляющей чувства верующих, сопровождалось, с точки зрения церковных канонов, осквернением храмов. Народ протестовал. Вот выдержка из сводки по изъятию ценностей в Хамовническом районе: «Зачатьевский монастырь окружен толпою, настроенной враждебно, человек до 200 - главным будирующим элементом являются те же ребятишки. Толпа напирает на ворота. Появляется грузовик с вооруженными красноармейцами, старшие и взрослые разбегаются, мальчишки продолжают бросаться и визжать. Попади в такой момент ком в красноармейца, могли бы быть осложнения. Представители музея везде, а главным образом в Ново- Девичьем и Зачатьевском, чинят бесконечную волокиту и изощряются в признании вещей, ничего общего с художеством и стариной не имеющих, за высоко художественные образцы старого порядка. Совершенно гладкая золотая риза с бриллиантовым венчиком оспаривалась ими в течение большого промежутка времени. (музейные работники пытались сохранить для Церкви все, что возможно - примечание автора). Зачатьевский закончен в 7 часов утра. Изъято:

из Зачатьевского монастыря

серебра 17 пудов 40 золотников, золота 33 золотника».

 

На заседании Политбюро 22 марта 1922 года, по предложению Ленина, был принят план Троцкого по разгрому церковной организации: арест Синода и Патриарха («примерно через 10-15 дней»), печать должна была «взять бешеный тон», надлежало «приступить к изъятию во всей стране, совершенно не занимаясь церквами, не имеющими сколько-нибудь значительных ценностей».

В марте начались допросы Патриарха Тихона.

Поскольку за Патриархом стояла вся Русская Церковь, то его следовало либо сломить, либо уничтожить. И государство прикладывало к этому максимум усилий - аресты, допросы, вызовы на суд. И бесконечные репрессии, непрестанное уничтожение его чад возлюбленных - духовенства, монашества, активных мирян. Это было самым тяжелым.

8 мая святитель был перемещён в Донской монастырь (продолжая находиться под стражей) - для того, чтобы туда могли прибыть делегаты обновленческого Собора, проходившего с конца апреля, с объявлением о лишении его сана и монашества.

Обновленческое движение - еще один шаг государства в сторону разрушения Православной Церкви. С этой бедой Церковь справилась, но Патриарху все это дорого обошлось. Он был крайне истощен физически и нравственно.

9 декабря 1924 года в покоях святителя Тихона в Донском монастыре неизвестными был расстрелян Иаков Полозов, келейник патриарха. По наиболее распространенной версии, это была неудачная попытка покушения на патриарха, по другой версии - убийцы устранили верного патриарху человека, чтобы на его место поставить более сговорчивого, для оказания давления на святителя. Проблемы, связанные с обновленцами, осложнялись тем, что вселенский патриарх Григорий VII предложил святителю Тихону упразднить патриаршество, а паству передать обновленческому «митрополиту» Евдокиму (Мещерскому), который в 1922 году поддерживал большевистскую кампанию по изъятию церковных ценностей, а святителя Тихона обвинял в «разрушении Церкви».

В эти тяжелые годы особым утешением для святителя было общение с единомышленниками и молитва. Находясь на свободе и даже на излечении в больнице он никогда не отказывался от предложений послужить в тех местах, куда его приглашали. Очень любил Зачатьевский монастырь.

В Зачатьевском ставропигиальном женском монастыре особо почитают святого Патриарха Тихона.

В конце 1924 начале 1925 года здоровье Патриарха Тихона ухудшилось. Первый раз в жизни он не смог совершить Рождественских Богослужений. Врачи настойчиво советовали Патриарху лечь в клинику для исследования. 13 января 1925 года Святейший переехал в клинику доктора Бакунина на Остоженке. Это было одно из первоклассных медицинских учреждений Москвы, и одна из немногих частных больниц, еще остававшихся в столице в годы НЭПа. Из окон палаты, где лежал Патриарх, был виден Зачатьевский, находившийся совсем рядом. Последнее свое Богослужение Патриарх совершил именно там.

В больнице Патриарх продолжал принимать всех приходящих. Очень напряженно трудился, но годы и скорби давали о себе знать.

Незадолго до его кончины «Алексей Беляев - семнадцатилетний иподиакон, сердечно преданный Патриарху, поспешил вечером в больницу - поздравить Святейшего с Новым годом (имеется ввиду Новый год по старому стилю). «Алеша, у меня здесь нет иконы, достань мне, пожалуйста, образ, - сказал Святейший. Алеша бегом направился в конец Остоженки - в Зачатьевский монастырь. «У Святейшего в больнице не иконы, дайте, пожалуйста, икону», сказал он монахиням. Матушки заохали, и одна из них побежала к себе в келью и сняла со стены небольшой образ Благовещения Пресвятой Богородицы в серебряном окладе.

«Спасибо, голубчик», - сказал Патриарх, когда образ Благовещения был водворен над его кроватью. Об этом эпизоде многие вспоминали через два с половиной месяца, когда в праздник Благовещения умер Патриарх». Скончался 7 апреля 1925 года в 11:45.

Анонимно издавшая свои воспоминания свидетельница похорон патриарха Тихона писала: «К Донскому стечение народа было огромное. По приблизительному подсчёту, там перебывало в те скорбные дни не менее одного миллиона людей. Вокруг Донского все ведущие к нему улицы и вся Калужская площадь были запружены народом. Уличное движение по ним прекратилось, трамваи доходили лишь до Калужской площади. Порядок поддерживался рабочими-распорядителями, у которых на рукаве была чёрная повязка с белым крестом. <...> Очередь от Нескучного - версты 1,5 от монастыря - шла по четверо в ряд. Передвигались до собора более трёх часов. Беспрерывно пополняясь у Нескучного вновь прибывающими, этот медленно день и ночь движущийся людской поток не походил на обычные „хвосты". Это было торжественное шествие. <...> В день погребения Патриарха погода стояла чудесная - тёплая, ясная, весенняя. Служба, по установленному чину, началась в 7 ч. утра и продолжалась до наступления темноты. Двери собора были открыты настежь, т. ч. не поместившимся внутри его и стоявшим впереди было слышно богослужение, а пение доносилось и дальше. От вторивших ему передних рядов оно перекатывалось в задние, и пела вся многотысячная толпа. Это было заупокойное служение всенародное. Духовный и молитвенный подъём был так велик, что даже не слышалось плача. Это было не только погребение Патриарха Тихона, но и всенародное его прославление».

1 ноября 1981 года Патриарх Тихон был прославлен в лике новомучеников и исповедников Российских Архиерейским Синодом РПЦЗ.

9 октября 1989 года был канонизирован Архиерейским Собором РПЦ.

Использованная литература:

1.                 Житие святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, "Жития русских святых", четвертая книга, Коломна, 1993.

2.                 Н. Д. Егоров «Ограбленная Москва», «Мир Божий»,№3.

3.                 А. Краснов-Левитин^ А. Шавров «Очерки по истории русской церковной смуты» (Т.3. 1978 г.)

4.                 Иов (Чернышов), иеродиакон «Изъятие церковных ценностей в Николо-Угрешском монастыре в 1922 году»

5.                 Тихон, Патриарх Московский, Википедия.

http://ruskline.ru/analitika/2016/06/30/na_ostrie_russkoj_revolyucii/