На каком положении в государстве Церкви лучше — легальном или нелегальном?
3 июня Церковь прославляет святых равноапостольных Константина и Елену. Вспоминаем Миланский эдикт и размышляем, какое положение в государстве предпочтительнее для Церкви, — с протоиереем Александром Хворостом, настоятелем храма святого мученика Иоанна Воина г. Дружковки.
Миланский эдикт и христианство в 313 году
Святая Христова Церковь возникла в день Пятидесятницы. Вплоть до III века христианство в Римской империи относилось к разряду запрещённых религий. В 313 году святой равноапостольный царь Константин издал Миланский эдикт, которым перевёл христианство в разряд религий разрешённых.
Римская империя признавала культы всех завоёванных народов, даже включала их божества в ряд богов пантеона — где в том числе были и римские императоры. Запрещались религии, связанные с человеческими жертвоприношениями, и те, что имели антигосударственный характер — например, призывали выступать против императора. Христианство по ряду причин относилось к последним: христиане отказывались признать императора божеством и не принимали участия в языческих церемониях.
После 313 года ситуация меняется кардинально: христианство стало религией разрешённой, к тому же христиане получили ряд привилегий и поддержку. Легализации христианства способствовало и то, что, невзирая на гонения прежних лет, христиан в IV веке было уже много, а язычество постепенно вырождалось и на фоне христианства казалось пережитком прошлого.
Разные сферы
Господь создал Церковь, которая будет существовать всегда, независимо от отношения к ней государства. У государства и Церкви абсолютно разные задачи: первое решает вопросы земного бытия, вторая же ведёт к бытию вечному. Они могут пересекаться в отдельных вопросах — например, нравственного воспитания молодёжи, борьбы с абортами, социального служения и так далее, но главные цели реализуют в разных сферах. Если говорить упрощённо, то задача Церкви — спасение души человеческой, а также помощь каждому в стремлении стать ближе к Богу. Государство же решает вопросы внешней и внутренней политики.
Развращающие льготы и возможности
Что произошло, когда святой царь Константин легализовал христианскую Церковь и начал предоставлять ей льготы? В статусе нелегальном она была относительно малочисленной, но нравственный уровень мучеников и исповедников был очень высок, потому что случайных людей в Церкви не было. После легализации многие начали принимать христианство ради выгоды: положения в обществе, карьеры, это даже начало быть модным. Государство поддерживало Церковь, постепенно церковные служители — в частности, епископы — приобретали новый статус: их приравняли к элите, они получали новые, более светские функции и возможности. Церковь, обретая такую поддержку государства, постепенно становилась одним из институтов общества и вынуждена была обслуживать государственные интересы, что неправильно.
Активное вмешательство государства в жизнь Церкви всегда негативно сказывается на последней. Мы, христиане, живём в обществе, но не призваны решать государственные проблемы, потому что это всегда влечёт за собой определённые последствия. Общество, как правило, недовольно властями, ведь они контролируют граждан, принуждают что-то делать или ограничивают, имеют возможность влиять на людей силовым путём. Церковь так не делает. Если к ней начнут относиться как к органу государства, то все негативные реакции также будут транслироваться на неё.
В Римской империи против такого положения Церкви выступали сами епископы. Самые достойные из них утверждали, что не надо наряжаться в дорогие одежды и получать светские почести, но следует облачаться в непорочность, правду и чистоту сердца. Развращающее влияние государства и дарованных им льгот возмущало епископов, которые помнили времена, когда Церковь жила под гнётом, но сохраняла апостольский дух.
По слову Христа
История учит нас, что положение Церкви должно соответствовать словам Спасителя: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22:21). Сейчас у нас Церковь отделена от государства, мы соблюдаем его законы, а оно не вмешивается во внутренние дела Церкви. Это наилучшее положение из всех, какие только могут быть. Когда политики вмешиваются в дела какой-либо церкви, и она начинает обслуживать политические интересы, на это печально и больно смотреть. Блаженнейший митрополит Онуфрий по этому поводу сказал: Церковь не обслуживает интересы политические системы, потому что они очень недолговечны, а Церковь — вечна.
Извлекаем уроки из истории
Константин Великий не сделал христианство государственной религией, язычество на тот момент всё-таки ещё занимало достаточно сильные позиции. Однако при нём христианство обрело новый статус. Церкви оказывалось благоволение, поскольку христиане были очень хорошими и порядочными гражданами государства. Такими и нам надо быть сегодня.
В советские времена Церковь была практически на нелегальном положении. Да, она была зарегистрирована, но находилась под жёстким контролем и гнётом, официальной религией СССР, по сути, был атеизм. К Церкви относились как к рудименту, пережитку прошлого и религии тёмных бабушек. Но оказавшись де-факто на нелегальном положении, Церковь жила и несла свою миссию вполне успешно. Надо заметить, что уровень нравственности и преданности Христу был значительно выше, чем у рядового прихожанина сегодня. История нашей страны показывает: чем сложнее быть верующим, тем более стойки люди в своей вере.
Плюсы и минусы легального и нелегального положения
Сегодня Церковь развилась, у нас тысячи приходов, множество монастырей, духовных семинарий и академий. Да, на нас могут клеветать, с другой стороны — мы можем спокойно строить храмы, издавать периодическую литературу, работать с детьми и молодёжью. Мы трудимся в достаточно неплохом формате. Беды начинаются тогда, когда политики вмешиваются в жизнь Церкви или политизируют те или иные религиозные вопросы, забывая, что у нас светское государство.
Глядя на жизнь Церкви со стороны, можно признать, что и у легального, и у нелегального положения есть свои плюсы и минусы.
Когда государство поддерживает Церковь, могут возникать разного рода злоупотребления в этой сфере — например, как было во времена царской России, когда людей принуждали посещать богослужения, раз в год исповедоваться и причащаться (даже если человек этого не хотел), приносить справку о принятии таинства на место работы, трудоустраивали только православных. Такие меры, конечно же, не работают. Это принуждение, а Христос никого не принуждает, Он призывает.
Плюсы легального положения в том, что Церковь поддерживает государство, и это даёт ей возможность развиваться. С другой стороны — государственная политика имеет свойство меняться, в этом случае поддержка может быть утеряна, на Церковь может оказываться давление, её могут пытаться ограничивать, контролировать. В таком положении не может быть абсолютной свободы. При нелегальном положении плюс в том, что человек приходит в храм по своей воле, из любви ко Христу. Однако он может подвергаться гонениям, штрафам, ущемлению прав и так далее.
Светское устройство общества, когда государство разрешает все религии, если они не нарушают законов государства, — это лучшее, что изобрело человечество. К счастью, у нас на сегодняшний день есть статья Конституции, по которой мы имеем право исповедовать любую религию — или не исповедовать никакой. В итоге Церковь занимается своими делами, государство — своими. Главное — повторю снова и снова — чтобы политики не вмешивались в сферы церковной жизни, а занимались государственными. Это идеальное положение на нынешнем этапе развития общества и государства.
Записала Екатерина Щербакова
http://gorlovka-eparhia.com.ua/na-kakom-polozhenii-v-gosudarstve-tserkvi...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии