На исходе лета, или чему нас учит Успенский пост. Протоиерей Андрей Ефанов

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Протоиерей Андрей Ефанов

Последний месяц уходящего лета. Время, изобилующее плодами земными и неповторимыми красками природы. Все вокруг напоминает нам о том дивном мгновении, когда Бог призвал к жизни Адама, даровав ему самое прекрасное место на Земле. И это время Церковь призывает нас посвятить Богу, молитве, воздержанию.

Автор: Alisss, photosight.ru

Горячо любящая своих чад мать самый лакомый кусок отдает детям, а дети, воспитанные в любви, спешат самым дорогим поделиться с родителями. То же должно происходить и в жизни верующего человека – видя, что Господь изобильно дарит нам не только плоды земные, не только наполняет нас радостью Своей благодати, но и Самого Себя дарит человечеству, мы должны самое дорогое для нас посвятить Богу.

Только тогда мы можем из состояния Божьих рабов перейти к сыновней любви к Небесному Отцу. Не случайно Господь заповедал нам именно Его возлюбить больше всего на свете, потому как только такая любовь может быть полезна, жизненно необходима верующему.

Что толку любить Бога меньше, чем мы любим детей, внуков, самих себя? Не может любовь к ближнемубыть полезна, если самым близким для нас не стал Творец, Отец Небесный. Постепенно такая любовь истощает силы человека, приводит к разочарованию, к пустоте души. И, как любая пустота, душевная пустота начинает требовать заполнения. Не будучи исполнена Духом Святым, душа ищет развлечения, и эти развлечения, как сор, постепенно заполняют сердце. Посмотрим в зеркало и что мы увидим там? На лице, этом зеркале души мы увидим все язвы, все раны, которые мы нанесли себе, желая угодить своим страстям. Как с таким лицом мы войдем в Небесные обители?

Успенский постдает нам возможность исправить наше губительное положение. Первым шагом к покаянию всегда бывает осознание греха. Осознаем, чего нам не хватает для того, чтобы быть христианином не номинально. Нам не хватает любви, веры и решимости.

Если бы наш отец или мать нуждались в чем-то, терпели страдания, неужели бы мы хоть немного замедлили помочь им? Нет, мы бы целиком отдались стремлению помочь им. Но почему же Господу мы сами наносим страдания своими грехами, если мы говорим, что любим Его? Потому, что вера наша мала. Не сомневаясь в существовании Бога, мы не допускаем Его в свое сердце. Нам кажется, что не всякий наш грех может нанести травму Господу, что мы как-то можем существовать сами по себе. Так Адампытался скрыться от Того, кто был его Собеседником в Эдеме.

И для нас Бог то близок, то далек, смотря по настроению. Но, даже осознав Богоприсутствие, мы не всегда имеем решимость оставить грех. Причина здесь проста,борьбу со страстьюмы воспринимаем как личный подвиг, а не как результат соработничества земного создания и Творца Вселенной. Когда Бог перестанет быть для нас далеким, станет Тем, Кто прошел «во вся уды и вся составы, во утробу, в сердце», тогда мы осознаем , что «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15, 5). Тогда и жизнь наша изменится. Что же требуется от нас, чтобы произошло такое изменение?

Главным средством к духовному преуспеянию служит молитва. Много сейчас говорят о молитве Иисусовой, но мало кто серьезно занимается ей. Причину указывают в том, что рассеян ум и не удается его долго хранить в словах молитвы, в неумении, в отсутствии наставников.

Рассеяние ума побеждается привычкой. Начни с малого, с двухсот-трехсот молитв в день, но не подряд, а в течение всего дня, постепенно дойдешь и до непрестанной молитвы или, хотя бы, до молитвы регулярной. Умение молиться происходит от исполнения молитвенного правила. Не оставляй утреннего и вечернего правила, постом добавь Параклисис и покаянный канон, а Успенским постом хороши для молитвы акафист и канон Успению. Что до наставников, то это и правда проблема, но на первых порах Господь поможет, а затем Сам пошлет наставника, который, может и не совершенен, но все же немного далее продвинулся на пути молитвенного делания.

Чтобы не бесплодны были труды наши, предадимся посту. Пост – это время воздержания. Отвлечемся от телевизора с его губительными для души развлечениями, от излишней музыки по радио, от светской литературы. Две недели все это может и подождать. Не будем обращать свое внимание на неполезное и суетное, отдадим время, которое обычно тратим на пустое, в жертву Богу. И лишь тогда встанет вопрос о телесном воздержании. Без него – никак, но в воздержании пищи надо проявить благоразумие. Не в том мы духовном преуспеянии, чтобы в сухоядении получить избыточную пользу. Скорее это повредит нам, позволит превозношению и тщеславию укорениться в сердце. Пускай телесный пост станет слугой и помощником к духовному посту, а никак не наоборот.

Никакой пост не может пройти без главного. Можно запоститься и замолиться, но оставить ближнего в нужде и страдании. Утешим скорбящего, поможем нуждающемуся, не оставим без помощи всякого, кого Господь послал нам на нашем жизненном пути. Такой путь духовности – наиболее верный, наиболее правильный, скоро приводящий нас к духовному преуспеянию.

Пускай дни этого короткого Успенского поста станут для нас рассветом во тьме греховной. Пускай свет Солнца-Христа развеет все те ночные привидения и кошмары, которые окружили нас по нашему же нерадению. К этому все благоприятствует – и красота предосенней природы, и радостное теплое солнце и праздник Успения Пречистой Владычицы, к которому и ведет нас этот пост.


Источник: Православие и мир