На Франковщине лжесвященник создал целительскую секту. Светлана Лелик

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Чуть больше года назад в село Новошино в Ивано-Франковской области приехал никому не известный священник - Иларий. Он построил часовню в огороде одной из местных жительниц и занялся целительством. Кто его туда направил - сейчас никто не знает. А село разбилось на два лагеря – его адептов и противников.

Заезжий целитель

В Новошино уже более года бушуют серьезные религиозные страсти. Тогда в село приехал отец Иларий (в миру - Иван Бандуревич, 1987 года рождения). Молодой человек назвался священником «автономной православной церкви США». Сначала правил Литургию в одной из часовен, расположенной в селе. А потом построил свою - в огороде местной жительницы Любови Кордон. У женщины есть больной внук, ныне она убеждена, что «американский целитель» поможет ребенку выздороветь.

Сейчас часовню Илария должны демонтировать, поскольку документов - никаких.

«Как закон предписывает, так мы и делаем - говорит сельский голова Новошино Василий Курус. - Церковь должна зарегистрироваться. На данный момент Иларий документов не приносил».

Мало того, пока так и неясно, к какой именно церкви относится заезжий «целитель». Ведь в сельском совете говорят, что сначала он подавал документы от автономной американской, а потом говорил - от Украинской автокефальной церкви.

«Мы здесь сами запутались, - говорит местный землеустроитель Мирослава Кикавец. - В паспорте указано, что он родился на Львовщине, прописан в Днепропетровске. Как оказался в Долине, не знаем. Люди в селе разделились. Часть его поддерживает, другие - против. Решать такие дела в собственном селе - худшее, что может быть».

Часовню поставили прямо в огороде одной из местных жительниц

Разве они знают?

Новошинский священник Игорь Дарвай убежден, что отец Иларий совершил раскол в деревне и находится здесь незаконно. Иларий же обвиняет Дарвая и еще одного священника - диакона Иосифа Жовнировича, а также сельского голову Василия Куруса в том, что они обливают его грязью. Об Иларии в селе говорят разное.

«Он ничего не требует, никаких денег, - говорит жительница Новошино Наталья Беляр. - В часовне есть копилка, куда люди туда бросают кто две, кто пять или десять гривен. Кто и ничего не бросает. Бывший председатель раньше приходил в часовенку, говорил, что это добрый человек, а нынешний - воюет».

Михаил Малета живет по соседству с часовней, неоднократно писал жалобы в сельский совет. Говорит, что это не церковь, а какая-то секта.

«Мне мешает богослужение, я больной человек, - говорит Михаил Малета. - В селе уже есть две церкви. Чего они не идут туда, а пришли в эту часовню?».

Потом подходит еще одна женщина. «Я в эту часовню не хожу, - говорит Мария (фамилию она называть боится - авт.). - Вон, есть церковь, хожу туда. Откуда я знаю, кто этот священник? И люди глупы, ибо не ведают, к кому идут и кого слушают. Еще в Библии написано, что перед концом света появятся лжепророки. И детей здесь тоже крестят. Разве они знают, кому дают своего ребенка крестить?».

Иларий называет себя архимандритом

Монах-вундеркинд

Сначала появление нового священника объединило местное духовенство. Всех интересовало, откуда тот приехал и почему. Для этого сельский голова даже специально ездил в родную деревню Илария, чтобы хоть что-то узнать.

«Василий Курус узнал, что Иларий взял деньги в банке под залог родительского дома, - рассказывает отец Иосиф Жовнирович. - Мать его доживает в старом доме. Еще он набрал займов на паспорт своего брата. Кроме того, таксисты в Сколе (Львовская область - авт.) Говорят, что он и им должен деньги. Честный человек такое не делает».

Иларий все эти обвинения отрицает. «Родительский дом продавал не я, а мать с братом, - говорит он. - Да, сейчас он продан. Нужна была какая-то копейка, я тогда еще учился. Рос без отца, никто не помогал. Учился в Киеве и снимал жилье. У меня есть документы, я был направлен сюда, в Ивано-Франковскую область, официально - от украинской автономной православной церкви в США, которая пребывает в единстве со Вселенским престолом Константинопольского патриархата».

Сейчас, по словам «целителя», он относится к Украинской автокефальной церкви. Разрешение получил почему-то в Тернополе - от владыки Мефодия, ибо Ивано-Франковский владыка Андрей его не благословил. Местные священники утверждают, что раз так, то он имеет право отправлять службы только на Тернопольщине...

Но отец Иларий и дальше приезжает в Новошино. Живет в Долине, снимает здесь квартиру. Несмотря на то, что Иларий принял постриг лишь в прошлом году, говорит, что он уже имеет монашеское звание - архимандрит. В священники же якобы был рукоположен в 18 лет. По его словам, он стал самым молодым священником в Украине.

«В 24 года невозможно получить такое звание, - утверждает Игорь Дарвай. - Сначала идет монах, затем иеромонах, иеродиакон, только тогда - архимандрит. Кто ему такие звания предоставлял - неизвестно. Сначала надо выучиться, окончить духовную школу, отслужить, иметь какую-то практику в жизни. А так не бывает».

Кстати, юный священник-монах уже был женат, имеет сына и даже успел развестись. «Да, я развелся и постригся в монахи буквально через неделю, - говорит Иларий. - Но не пошел гулять, а ушел к Богу».
 

Семь приходов


Кроме отца Илария, в Новошино приезжают другие монахи. Он говорит, что у них есть некое «священническое братство». Туда входят пятеро священников, но сейчас они - также на стадии регистрации. Их цель - восстановить традиции автокефальной церкви 1940-60-х годов - не брать деньги за венчание, похороны или крестины.

Иларий говорит, что все делает за свой счет - ездит на богослужения и покупает все необходимое для часовенки. «У меня нет зарплаты, - говорит он. - Мне постоянно помогают родители. Доезжаю каждый день, что нужно для церкви, также покупаю за свои деньги. Ни от кого ничего не требую. Никому зла не делаю и не препятствую».

А живет на что? Есть у Илария крестный отец, который также живет в Долине. Солидный такой мужчина, лет под 50, на вид - небедный. Сказал, что помогает крестнику, назваться отказался наотрез. Говорит, что они с крестником имеют еще семь приходов на Львовщине и в Закарпатье. А также сообщил, что жительница Новошино Люба Кордон - именно та, что предоставила землю под часовню, - планирует отдать Иларию еще и родительский дом. «Сейчас она переоформляет его на себя, а потом отдаст нам под монастырь», - говорит «крестный».

Односельчане Любы Кордон говорят, что женщина еле сводит концы с концами, постоянно на заработках и работает за копейки.

Для чего они приехали на Долинщину - один Бог знает. Но согласитесь, как-то все очень странно. Единственное, что можно сказать - не ищите лучшего священника, чтобы помолиться Богу.

Молодежный отдел Вознесенской епархии УПЦ МП

Фото report.if.ua

http://www.anti-raskol.ru/pages/2458