На Божий пир — со своим царём в голове?

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Притча о брачном пире

Каждому из нас не раз приходилось приглашать гостей. Дело это хлопотное: и продукты нужно купить, и блюда из них приготовить, и продумать, чем будем развлекать приглашённых. И вот, когда всё готово, гости отказываются приходить. Обидно? Да. Впустую потрачены время и деньги? Конечно. Но если мы это понимаем, то почему регулярно сами не откликаемся на Божий призыв?

В 14 Неделю по Пятидесятнице в храмах читают фрагмент Евангелия от Матфея (Мф. 22:1-14), который называется притчей о званых на брачный пир. Содержание и значение притчи комментирует протоиерей Олег Кручинин, настоятель Борисо-Глебского храма Часов Яра.

Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал:
Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего
и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели прийти.
Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и всё готово; приходите на брачный пир.
Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою;
прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их.
Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска́ свои, истребил убийц оных и сжег город их.
Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны;
итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир.
И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими.
Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду,
и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал.
Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов;
ибо много званых, а мало избранных.

Трапеза, на которую приглашает Господь

Уже в первых строках этой истории мы встречаемся с героями, о которых Иисус Христос говорил в других известных притчах, читаемых в храмах по воскресеньям. Это человек царь, сын, рабы, войска, неблагодарные люди. Притча о званых на брачный пир перекликается с притчами о немилосердном заимодавце (Мф. 18:23-35), о злых виноградарях (Мф. 21:33-42) и с другими.

Главное их содержание — как достичь Царства Небесного, с чем можно сравнить радость пребывания там. На этот раз Царство Божие уподобляется роскошному брачному пиру, который был устроен царём, женившим сына.

«И сделает Господь Саваоф на горе сей для всех народов трапезу из тучных яств, <…>; и уничтожит на горе сей покрывало, покрывающее все народы. Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц, и снимет поношение с народа Своего по всей земле» (Ис. 25:6-8). Эти слова пророка Исаии были сказаны более чем за 700 лет до Рождества Христова. В них тоже речь идёт о трапезе, то есть о пире. Сравнение же грядущего Мессии — спасителя народа Израиля — с женихом неоднократно встречается на страницах Ветхого Завета.

Святитель Григорий Богослов говорит, что брак в притче — это союз между Иисусом Христом и Церковью, то есть каждым из нас. Бог входит в нашу жизнь посредством особого союза, где Он призывает к Себе каждого человека.

Позвали званых

«И послал рабов своих звать званых на брачный пир». Что значит «звать званых»? В традициях восточной культуры того времени было принято приглашать гостей на свадьбу и другие пиршества заранее, за несколько недель или даже месяцев до торжества. А когда дата приближалась, рабы и слуги вновь посещали приглашённых и напоминали им о празднике.

В данном случае в гости приглашал сам царь. Получить от него приглашение и побывать на пиру был крайне почётно. Но как странно повели себя званые! Вначале просто не захотели прийти. Затем стали ссылаться на занятость: необходимость работы на поле, занятие торговлей. А евангелист Лука в подобной притче приводит ещё один довод: один из приглашённых недавно женился, и ему не терпелось уединиться с молодой женой (см. Лк. 14:20). Были же и такие званые, которые вообще убили рабов царя. В ответ на это царь гневается, посылает войска и уничтожает город.

Можно сказать, что организатор пира повёл себя странно: он чуть ли не силой собирался привести в свой дом гостей. Но это не так. Гости уже были зваными. Раньше они дали согласие участвовать в празднике, а теперь просто проигнорировали приглашение царя. Да и доводы их были неубедительны. На Востоке пиры, как правило, устраивали ближе к вечеру, когда было уже не так жарко. Поэтому и работу на поле, и торговлю к этому времени уже можно было закончить. С красавицей женой прийти в гости к царю тоже было незазорно. Однако никто не пришел. Работа, деньги, личная жизнь оказались важнее.

Подобно этим людям, мы тоже получаем приглашение на встречу с Богом в таинстве Крещения. Но зачастую забываем и о данных нами или нашими крёстными родителями обетах «сочетаваться» со Христом, и о желании жить по Заповедям Божиим, и вновь увлекаемся своими делами. Три категории доводов, на которые ссылались званые в притче, характерны и для нас.

По словам святителя Феофана Затворника, когда человек отвращается от Бога, он делает целью жизни и деятельности лишь самого себя. А это порождает неудовлетворимую жажду наживы, всё внимание приковывается к ненужной суете. От Бога от отпал, но и сам оказывается пустым.

Общение с Богом или суета?

В историческом плане притча рассказывает о богоизбранном народе израильском. Его представители знали о грядущем Мессии, но не признали Спасителя мира в Иисусе Христе. Страшные слова о сожжённом городе сбылось в 70-м году, когда римские войска уничтожили Иерусалим.

«Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны; итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир» (Мф. 22:8-9). На пир приглашают всех — и достойных, и недостойных; и добрых, и злых. «Придите ко Мне все» (Мф. 11:28), — призывает Христос. С Его приходом в мир дорога в Царство Небесное стала открыта не только для иудеев, а для всех людей. Начинается эра Нового Завета.

На входе в царский дворец всем гостям выдают «брачную одежду» — красивые восточные халаты или другое одеяние, в котором будет не стыдно предстать перед царем. По окончании пира одежда в качестве подарка оставалась у гостя.

«Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся», — поёт хор и священник во время таинства Крещения. «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись», — так переводятся эти слова на современный язык.

А действительно ли мы облеклись во Христа? Действительно ли мы спешим покаяться всякий раз, когда испачкаем грехами одежду нашей души? Хотим ли мы прийти на пир Причастия? Или чаще всего мы забываем о подаренной Господом царской одежде — благодати Божией? Не заменяем ли мы общения с Богом мирской суетой?

Откликнуться и прийти

Как повествует притча, без брачной одежды в Царство Небесное попасть невозможно. Об этом сказано в заключительном сюжете истории, когда по указанию царя слуги выбрасывают «во тьму внешнюю» связанного по рукам и ногам человека, который пробрался на пир, не желая переодеться в подаренный царём красивый халат.

«Снова непомерная жёсткость царя», — подумаем мы. И будем неправы. Ведь за отказом переодеваться могут стоять две причины. Или желание просто бесплатно поесть, показывая, что пир и радость окружающих для человека ничего не значат. Или же стремление выделиться, реализовать свою гордыню, эгоизм, доказать, что «личное мнение» человека (а значит, и стиль его одежды) стоят выше Божественных определений.

«Я имею право на всё, — говорит человек. — И кто этот царь, чтобы мне указывать?! У меня свой царь в голове!» Но дарит ли ему «свой» царь такую дорогую одежду? Приглашает ли на прекрасный пир? Если да, то почему человек до сих пор ходит в лохмотьях?

Не так ли ведём себя и мы по отношению к Богу? Но если мы допускаем, что спецодежда или дресс-код существуют на светских предприятиях, то почему Господь не может устанавливать правила поведения и очищения нашей души?

«Много званых, а мало избранных», — эти слова напоминают о предстоящем Суде над нашей душой при её переходе в вечность. Войти в число избранных не так уж и трудно. Главное — откликнуться на Божий призыв, прийти на брачный пир. Избираем мы сами. А любящий Отец Небесный и одежду выдаст, и накормит, и поможет исправить нашу грешную жизнь. Главное — откликнуться и прийти.

http://gorlovka-eparhia.com.ua/na-bozhiy-pir-so-svoim-tsaryom-v-golove/