На 60-ю годовщину открытия Второго Ватиканского собора папа обратился к католикам с посланием

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
На 60-ю годовщину открытия Второго Ватиканского собора папа обратился к католикам с посланием
Он призвал «отказаться от критики и гнева», дабы церковь «переполнилась радостью», а иначе она «отрекается от любви, которая ее породила»

ВАТИКАН. На 60-ю годовщину открытия Второго Ватиканского собора папа обратился к католикам с посланием, в котором призвал «отказаться от критики и гнева», дабы церковь «переполнилась радостью», а иначе она «отрекается от любви, которая ее породила», сообщает catholicnewsagency.

В обширной вводной статье церковное издание CNA напоминает, что 11 октября отмечается 60- летие Второго Ватиканского собора, на который собралось около 2500 епископов, сотни аудиторов и советников. Они провели четыре цикла сложных заседаний в период 1962-1965 годов. Собор во многом вдохновлялся идеей «агджорнаменто» (воссоединения) – желанием соединить Церковь с современным миром. В итоге он принял четыре конституции и ключевые документы, определившие основы строительства и движения церкви на годы вперед.

Во время собора (в 1963 году) умер «добрый Папа» Иоанн XXIII, и ему на смену избрали папу Павла VI. Собор утвердил реформу Римской курии; принял Sacrosanctum concilium (Устав Священной литургии) разрешающий использовать местные (народные) языки в литургиях наряду с латынью. Собор принял Lumen gentium (Догматическую конституцию о Церкви) с понятием «света народов» и разрешением мирянам «со своей стороны выполнять миссию всего христианского народа в Церкви и в мире». Под занавес собор принял еще две конституции. Догматическая конституция о Божественном Откровении (Dei verbum) утверждает, что «священное предание и Священное Писание проистекают из одного божественного источника, … сливаются в одно и стремятся к единой цели». А Пастырская конституция о Церкви в современном мире (Gaudium et spes) упоминает «мир» 124 раза и «Церковь» 140 раз; и указывает, что «на Церкви всегда лежала обязанность тщательно изучать знамения времени и толковать их в свете Евангелия»; и что «усилия по установлению всеобщего братства не безнадежны».

«Пусть Церковь переполняется радостью, – возгласил 11 октября Папа Франциск в соборе в Святого Петра. – Если она перестанет радоваться, она отречется от самой себя, ибо утратит любовь, которая ее породила. И все же многие ли из нас умеют жить верой с радостью, без ропота и критики? У Церкви, влюбленной в Иисуса, нет времени на ссоры, сплетни и споры. Да очистит Господь наши сердца от критики и нетерпимости, резкости и гнева. Это вопрос не выбора, а любви. Ибо любящие, как учит апостол Павел, делают все без ропота». Понтифик призвал единоверцев «вернуться к чистым истокам любви и совета». «Давайте вновь откроем для себя счастье совета, обновим свою внутреннюю страсть к совету, - воззвал папа. – Причастные к тайне Церкви, Матери и Невесты, давайте повторим вместе со святым Иоанном XXIII: Gaudet Mater Ecclesia».

Папа напомнил католикам и о происках дьявола, упорно сеющего семена раздора среди верующих. «Не поддавайтесь его лести, бегите от искушений раскола, – призвал духовный наставник. – Сколько раз после собора христиане избирали разные стороны в Церкви, принимались тянуть каждый на себя, не понимая, что разрывают сердце своей Матери. Сколько раз замыкались в своей группе вместо служения всем; становились прогрессистами и консерваторами, а не братьями и сестрами; правыми и левыми, а не Иисусом; сколько раз рядились в единственных «хранителей истины» и «вестников нового» вместо смиренных и благодарных детей святой Матери-Церкви. Все люди – дети Божьи и братья наши. Господь не хочет, чтобы мы были такими [разрозненными]. Мы его овцы, его стадо, и мы таковы только все вместе, в единстве. Давайте одолеем расколы, поляризацию, давайте сохраним наше общение, давайте становиться все более и более едиными, как умолял Иисус перед тем, как отдать свою жизнь за нас».

Папа Франциск напомнил также, что нами всегда владеет искушение подчинятся себе и своим намерениям, а не Богу и Евангелиям. «Мы позволяем ветрам мирской суеты подхватывать нас, мы норовим гнаться за модой времени, либо пробуем повернуть вспять время, дарованное нам Провидением, – сокрушался понтифик. – И все же будем разумны и осознаем, что и «прогрессизм», желающий угнаться за миром, и традиционализм («индиетризм»), тоскующий по ушедшему миру, свидетельствуют не о любви, а о неверности. Давайте заново откроем собор, чтобы восстановить главенство Бога, всего того, что существенно: Церкви, беззаветно влюбленной в своего Господа и всех мужчин и женщин, которых он любит; Церкви, богатой Иисусом и бедной имуществом; Церкви свободной и освобождающей. Именно этот путь собор указал Церкви».

Свою трактовку события предлагает Associated Press. Издание отмечает, что папа Франциск призвал к единству в церкви и посетовал на разногласия, порожденные его церковными реформами, усмотрев в этом расколе происки дьявола. Он возглавил специальную вечернюю мессу в честь юбилея собора, который дозволил родные языки в службах и расширил права и влияние простых мирян в жизни церкви. Однако собор и шестьдесят лет спустя разделяет верующих: прогрессисты видят в нем разрыв с прошлым, а консерваторы – верность церковной традиции, и выражают недовольство прогрессивным толкованием «духа собора». Последним полем битвы стала старолатинская литургия, царившая до собора, и традиционалисты осуждают решение Франциска еще больше сузить ее применение.

Месса во вторник была отслужена в честь святого Иоанна XXIII, созвавшего собор. Его удивительно хорошо сохранившиеся мощи можно видеть в стеклянном гробу у алтаря собора Святого Петра. Церемония началась с чтения инаугурационной речи Иоанна перед собором и выдержек из ключевых документов собора, а закончилась процессией верующих со свечами в руках в память о крестном ходе при свечах на площади Святого Петра в ночь на 11 октября 1962 года. В ту ночь «добрый папа» произнес свою знаменитую «речь при лунном свете» перед многотысячным собранием. В отличие от официальных речей предшественников «по бумажке», Иоанн удивил народ импровизированной и эмоциональной речью и завершил ее призывом вернуться домой к спящим детям, обнять их и сказать «это ласка папы». Помимо разрешения литургий на родном языке, отцы собора благословили усилия по единению христиан и произвели революцию в отношениях церкви с евреями, исключив фразы «вероломные евреи» из литургии.

Историк Второго Ватиканского собора Альберто Меллони (Alberto Melloni) дал интервью Associated Press о позиции 85-летнего папы Франциска. «Он превыше всего ставит мир, превыше всего бедную церковь, – говорит Меллони. – Он стремится построить синодальную, децентрализованную церковь с акцентом на мирян, а не священнослужителей. Это видение церковного строительства проявляется во введении мирян, в том числе женщин, в руководство служб Ватикана, и в двухлетнем процессе «синода», в ходе которого рядовые католики высказываются по глобальным вопросам церковной жизни и миссии». Associated Press напоминает, что «консерваторов раздражает процесс синода», причем немецкий кардинал Герхард Мюллер недавно даже уподобил его «вражескому захвату католической церкви», ибо Второй Ватиканский собор утвердил неизменность божественного откровения, а любое иное толкование не только ошибочно, но и опасно, по его словам.

«Иоанн XXIII созывал Второй Ватиканский собор не для того, чтобы заново изобрести католицизм, – пишет церковный историк Джордж Вайгель (George Weigel) в своей новой книге «Освятить мир: жизненно важное наследие Второго Ватиканского собора». – В своем вступительном слове он указывал, что «главным стремлением» собора должно стать всестороннее представление католической истины в полной мере с помощью нового языка и лексики, понятной современному миру».

Сергей Игнатов

https://www.sedmitza.ru/text/10184914.html