Мытарство в шаге от Божьего престола. Николай Волошин

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Немилосердие – в нашей стремительной жизни мы часто не замечаем его, и даже за грех не почитаем. Фото: old.mpda.ru

По окончании земной жизни, нам всем придется держать ответ за наши деяния. Возможно это будет происходить именно на мытарствах. Сможем ли мы пройти их все?

О жизни святой Феодоры, день памяти которой мы празднуем 12 января, знают лишь единицы. Зато её посмертная участь известна практически всем христианам. Брошюру «Мытарства блаженной Феодоры» часто можно встретить в церковных лавках. Однако, как и со всей духовной литературой, с этой брошюркой желательно быть крайне внимательным. Зачитываясь красочным повествованием о мытарствах, можно впасть в две крайности: либо строить духовную жизнь на страхе перед грядущими истязаниями, либо беспечно посчитать, что эта история – не более, чем художественный вымысел. И хоть по вопросу мытарств нет единого мнения, нам будет все-таки не лишним знать о них, дабы уберечься от нежелательных остановок на пути в Царство Небесное.

Согласно преданию, чистая душа святой выдержала испытания бесами празднословия, лжи, осуждения, объядения, лености, воровства, лихоимства, тщеславия, зависти, гордости, гнева, злопамятства, разбойничества, чародейства, блудных грехов и идолослужения. Как видим, набор боевого снаряжения дьявола с времен преподобной Феодоры не изменился. 

Ведя благочестивую жизнь, святая Феодора была чужда большинства грехов, а молитвы духовника помогли ей беспрепятственно пройти до порога Царства Господнего. И тут она встретила заключительное испытание. Испытание, которое в нашей стремительной жизни мы часто не замечаем и даже за грех не почитаем – мытарство немилосердия и жестокосердия.

«Немилостивый подвижник – бесплодное дерево». 

Преподобный Исаак Сирин

Казалось бы, заключительными должны быть истязания постыдными, блудными грехами. Но даже если человек, с Божией помощью, обрел власть над вожделениями плоти, он может у самых дверей рая низвергнуться в пропасть ада, если в жизни был немилосердным.

«Немилостивый подвижник – бесплодное дерево», – считает преподобный Исаак Сирин. Это дерево можно только срубить, бросив щепки в огонь костра. А потом сгоревшие уголья сравняются с землей и уже никто не вспомнит, что раньше на этом месте стояло раскидистое дерево. Также и человек, не сотворивший другим милости, сравняется с землей после смерти, и никто не помянет его в благодарственных молитвах. Он останется забытым людьми и потерянным для вечности.

В одной из проповедей святитель Иоанн Златоуст произносит как бы от имени греха немилосердия: «Дело мое – выкапывать пропасти, запирать двери, осквернять одежды, затворять сердце, чтобы оно не знало милосердия. Радость для меня – привлекать возможно большее число учеников, чтобы ниспослать их в ад». Задумаемся над этим, прежде чем впускать в свою душу жестокость, даже по отношению к тем, кто желает нам зла.

Мытарство немилосердия. Фрагмент фрески «Мытарства блаженной Феодоры» на Ближних пещерах Киево-Печерская лавра. Фото: hranitel.club

От немилосердия происходит и другой грех – осуждение. Если мы не любим человека, не сочувствуем ему, мы начинаем искать в нем изъяны, чтобы как-то оправдать свое бессердечие. Грех осуждения сейчас можно встретить практически везде: мы осуждаем дома, осуждаем в очередях, в транспорте, в магазинах, осуждаем в личных беседах и на просторах интернета. Ежедневно и ежечасно отовсюду сливаются нечистоты злоречия, обличений и обвинений, в сотворении которых мы активно участвуем.

Мир стал осуждающим, а значит – немилосердным и жестоким. «Грех осуждения есть плод немилостивого сердца, злорадного, находящего услаждение в унижении ближнего, в очернении его имени, в попрании его чести. Дело это – дело человекоубийственное», – считает святитель Феофан Затворник. Зная о том, что главный человекоубийца – дьявол, будем знать и о том, что своим злоречием и осуждением мы принимаем на себя его личину, становясь служителями сатаны, но не Бога.

Что же такое милосердие? Чем оно отличается от принятого в светской среде понятия доброты? Ответ прост. Слово «милосердие» отсылает нас к главному органу чувств – сердцу. Другими словами, милосердный – это всегда сострадающий сердцем человек. Все проблемы и невзгоды окружающих, он воспринимает как свои собственные трудности. Его милующее сердце вмещает в себя все горести и радости ближних.

Добрый человек не всегда бывает милосердным. Он может быть вежливым, тактичным и отзывчивым. Но добрые дела он совершает, больше отдавая дань хорошему воспитанию, нежели ощущая свой долг перед Богом. Само по себе такое состояние души не греховно, но оно не сможет привести нас к духовному совершенству. Совершение благочестивых поступков призвано стать не только актом доброй воли, но подражанием самоотверженному и милосердному служению Христа немощным, больным и обездоленным людям.

«Милостыня есть искусство, училище которого находится на Небесах, а учитель – Сам Бог».

Сятитель Иоанн Златоуст

Милосердие – это всегда христианская добродетель. Как точно подмечает святитель Иоанн Златоуст, «милостыня есть искусство, училище которого находится на Небесах, а учитель – Сам Бог». Христианин помогает окружающим не только потому, что он хорошо воспитан, а потому что иначе он просто не может поступить. В его сердце действует Дух Божий, делая его восприимчивым к чувствам других людей. «Нет такого другого свидетельства и признака веры и любви ко Христу, как попечение о братьях и забота об их спасении», – говорит святитель Иоанн. И добавляет: «Нет подвига драгоценнее этого перед Богом».

Милосердие – это наивысшая форма проявления любви к человеку. Поэтому святитель Иоанн Лествичник поставил любовь на вершину пирамиды добродетелей, а мытарство немилосердия служит последним испытанием на пути в райские чертоги.

Христос дал понять Своим слушателям, что, становясь милосердным, человек уподобляется Богу. «Будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6.36), – наставляет Спаситель в Нагорной проповеди. И под конец земного служения Он указал на бедную вдову как образец милосердия. Богатые благотворители жертвовали на храм крупные суммы денег. Она же положила в сокровищницу только две лепты – мизерные гроши для иудеев того времени. Но богачи отдавали деньги от их избытка. Вдовица же отдала последнее, что у нее было за душой, по своей безмерной любви к Богу.

Для того, чтобы понять, каково это – быть милосердным, не обязательно нужно копаться в богословских книгах в поисках примеров. Живые примеры милосердия можно легко найти, оглянувшись по сторонам, или даже взглянув на своего ближайшего родственника или друга.

Когда я думаю о милосердии, на ум сразу приходит пример моей ныне здравствующей 92-летней бабушки. В прошлом – торакальный хирург и главврач областной станции переливания крови, она и сегодня не покидает врачебную работу, самоотверженно помогая людям. Её открытое сердце и милосердная душа всегда готовы разделить боль другого человека. Благодаря ее ценным советам и видимой помощи, была спасена не одна человеческая жизнь. И моя бабушка ведь не одна. Подобных примеров – несметное множество. Главное – захотеть их найти и подражать им.

*   *   *

«Милости хочу, а не жертвы», – этот глас воли Божией доносится до нас из глубины ветхозаветных веков и раздается эхом из уст Спасителя мира. Господь не примет от нас на пороге рая мешок добрых дел, если в нем не найдется места для главной добродетели – милосердия.

«Суд без милости, не оказавшему милости» (Иак. 2.13), – предупреждает апостол Иаков. «Был ли ты милосердным?» – этот вопрос прозвучит заключительным в череде мытарств. И так много в этом вопросе: простили ли мы обиду, дали ли просящему, обняли ли обиженного, утешили ли страждущего, посетили ли больного?  И возможно, этот вопрос будет последним, прежде чем Он произнесет в наш адрес Свой окончательный приговор. Найдем ли что ответить?

https://spzh.news/ru/chelovek-i-cerkovy/76965-mytarstvo-v-shage-ot-bozhy...