Мытарство в шаге от Божьего престола. Николай Волошин
По окончании земной жизни, нам всем придется держать ответ за наши деяния. Возможно это будет происходить именно на мытарствах. Сможем ли мы пройти их все?
О жизни святой Феодоры, день памяти которой мы празднуем 12 января, знают лишь единицы. Зато её посмертная участь известна практически всем христианам. Брошюру «Мытарства блаженной Феодоры» часто можно встретить в церковных лавках. Однако, как и со всей духовной литературой, с этой брошюркой желательно быть крайне внимательным. Зачитываясь красочным повествованием о мытарствах, можно впасть в две крайности: либо строить духовную жизнь на страхе перед грядущими истязаниями, либо беспечно посчитать, что эта история – не более, чем художественный вымысел. И хоть по вопросу мытарств нет единого мнения, нам будет все-таки не лишним знать о них, дабы уберечься от нежелательных остановок на пути в Царство Небесное.
Согласно преданию, чистая душа святой выдержала испытания бесами празднословия, лжи, осуждения, объядения, лености, воровства, лихоимства, тщеславия, зависти, гордости, гнева, злопамятства, разбойничества, чародейства, блудных грехов и идолослужения. Как видим, набор боевого снаряжения дьявола с времен преподобной Феодоры не изменился.
Ведя благочестивую жизнь, святая Феодора была чужда большинства грехов, а молитвы духовника помогли ей беспрепятственно пройти до порога Царства Господнего. И тут она встретила заключительное испытание. Испытание, которое в нашей стремительной жизни мы часто не замечаем и даже за грех не почитаем – мытарство немилосердия и жестокосердия.
«Немилостивый подвижник – бесплодное дерево».
Преподобный Исаак Сирин
Казалось бы, заключительными должны быть истязания постыдными, блудными грехами. Но даже если человек, с Божией помощью, обрел власть над вожделениями плоти, он может у самых дверей рая низвергнуться в пропасть ада, если в жизни был немилосердным.
«Немилостивый подвижник – бесплодное дерево», – считает преподобный Исаак Сирин. Это дерево можно только срубить, бросив щепки в огонь костра. А потом сгоревшие уголья сравняются с землей и уже никто не вспомнит, что раньше на этом месте стояло раскидистое дерево. Также и человек, не сотворивший другим милости, сравняется с землей после смерти, и никто не помянет его в благодарственных молитвах. Он останется забытым людьми и потерянным для вечности.
В одной из проповедей святитель Иоанн Златоуст произносит как бы от имени греха немилосердия: «Дело мое – выкапывать пропасти, запирать двери, осквернять одежды, затворять сердце, чтобы оно не знало милосердия. Радость для меня – привлекать возможно большее число учеников, чтобы ниспослать их в ад». Задумаемся над этим, прежде чем впускать в свою душу жестокость, даже по отношению к тем, кто желает нам зла.
Мытарство немилосердия. Фрагмент фрески «Мытарства блаженной Феодоры» на Ближних пещерах Киево-Печерская лавра. Фото: hranitel.club
От немилосердия происходит и другой грех – осуждение. Если мы не любим человека, не сочувствуем ему, мы начинаем искать в нем изъяны, чтобы как-то оправдать свое бессердечие. Грех осуждения сейчас можно встретить практически везде: мы осуждаем дома, осуждаем в очередях, в транспорте, в магазинах, осуждаем в личных беседах и на просторах интернета. Ежедневно и ежечасно отовсюду сливаются нечистоты злоречия, обличений и обвинений, в сотворении которых мы активно участвуем.
Мир стал осуждающим, а значит – немилосердным и жестоким. «Грех осуждения есть плод немилостивого сердца, злорадного, находящего услаждение в унижении ближнего, в очернении его имени, в попрании его чести. Дело это – дело человекоубийственное», – считает святитель Феофан Затворник. Зная о том, что главный человекоубийца – дьявол, будем знать и о том, что своим злоречием и осуждением мы принимаем на себя его личину, становясь служителями сатаны, но не Бога.
Что же такое милосердие? Чем оно отличается от принятого в светской среде понятия доброты? Ответ прост. Слово «милосердие» отсылает нас к главному органу чувств – сердцу. Другими словами, милосердный – это всегда сострадающий сердцем человек. Все проблемы и невзгоды окружающих, он воспринимает как свои собственные трудности. Его милующее сердце вмещает в себя все горести и радости ближних.
Добрый человек не всегда бывает милосердным. Он может быть вежливым, тактичным и отзывчивым. Но добрые дела он совершает, больше отдавая дань хорошему воспитанию, нежели ощущая свой долг перед Богом. Само по себе такое состояние души не греховно, но оно не сможет привести нас к духовному совершенству. Совершение благочестивых поступков призвано стать не только актом доброй воли, но подражанием самоотверженному и милосердному служению Христа немощным, больным и обездоленным людям.
«Милостыня есть искусство, училище которого находится на Небесах, а учитель – Сам Бог».
Сятитель Иоанн Златоуст
Милосердие – это всегда христианская добродетель. Как точно подмечает святитель Иоанн Златоуст, «милостыня есть искусство, училище которого находится на Небесах, а учитель – Сам Бог». Христианин помогает окружающим не только потому, что он хорошо воспитан, а потому что иначе он просто не может поступить. В его сердце действует Дух Божий, делая его восприимчивым к чувствам других людей. «Нет такого другого свидетельства и признака веры и любви ко Христу, как попечение о братьях и забота об их спасении», – говорит святитель Иоанн. И добавляет: «Нет подвига драгоценнее этого перед Богом».
Милосердие – это наивысшая форма проявления любви к человеку. Поэтому святитель Иоанн Лествичник поставил любовь на вершину пирамиды добродетелей, а мытарство немилосердия служит последним испытанием на пути в райские чертоги.
Христос дал понять Своим слушателям, что, становясь милосердным, человек уподобляется Богу. «Будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6.36), – наставляет Спаситель в Нагорной проповеди. И под конец земного служения Он указал на бедную вдову как образец милосердия. Богатые благотворители жертвовали на храм крупные суммы денег. Она же положила в сокровищницу только две лепты – мизерные гроши для иудеев того времени. Но богачи отдавали деньги от их избытка. Вдовица же отдала последнее, что у нее было за душой, по своей безмерной любви к Богу.
Для того, чтобы понять, каково это – быть милосердным, не обязательно нужно копаться в богословских книгах в поисках примеров. Живые примеры милосердия можно легко найти, оглянувшись по сторонам, или даже взглянув на своего ближайшего родственника или друга.
Когда я думаю о милосердии, на ум сразу приходит пример моей ныне здравствующей 92-летней бабушки. В прошлом – торакальный хирург и главврач областной станции переливания крови, она и сегодня не покидает врачебную работу, самоотверженно помогая людям. Её открытое сердце и милосердная душа всегда готовы разделить боль другого человека. Благодаря ее ценным советам и видимой помощи, была спасена не одна человеческая жизнь. И моя бабушка ведь не одна. Подобных примеров – несметное множество. Главное – захотеть их найти и подражать им.
* * *
«Милости хочу, а не жертвы», – этот глас воли Божией доносится до нас из глубины ветхозаветных веков и раздается эхом из уст Спасителя мира. Господь не примет от нас на пороге рая мешок добрых дел, если в нем не найдется места для главной добродетели – милосердия.
«Суд без милости, не оказавшему милости» (Иак. 2.13), – предупреждает апостол Иаков. «Был ли ты милосердным?» – этот вопрос прозвучит заключительным в череде мытарств. И так много в этом вопросе: простили ли мы обиду, дали ли просящему, обняли ли обиженного, утешили ли страждущего, посетили ли больного? И возможно, этот вопрос будет последним, прежде чем Он произнесет в наш адрес Свой окончательный приговор. Найдем ли что ответить?
https://spzh.news/ru/chelovek-i-cerkovy/76965-mytarstvo-v-shage-ot-bozhy...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии