Мы ждем перемен
На вопросы портала "Русская неделя" отвечает Кирилл Фролов, православный политолог, зав. Отделом Украины Института Стран СНГ.
- В какой области церковной жизни на ваш взгляд жизненно необходимы изменения?
Во всех, кроме догматической и канонической. Собственно, незыблемость догматов Церкви понимает все Ее Священноначалие, весь епископат. Здесь нет даже вопроса для дискуссий, никаких угроз ересей в Русской Церкви нет. Соответственно, сейчас нет никаких вакансий "ересеискателей", "контролеров веры". Мало того, деятели, которые с лупой выискивают "ереси" у Патриарха выглядят анекдотично. Собственно, говоря о догматоцентризме, надо понимать, что приверженность догматам православной веры является колоссальным мобилизующим миссионерским фактором - если мы веруем, что только Православная Церковь является истинной, то мы должны с ужасом признать, что большинство человечества об этом не подозревает. И виновато в этом не человечество, а мы, своей миссиофобией и "тысячей отговорок" против активной и безальтернативной миссионерской позиции. Как хлеб, как воздух необходимы миссионеры, просветители.
Стоило о. Андрею Кураеву заявить о "выходе на пенсию", как обнаружилась зияющая дыра - кто будет "жить в самолете", объезжая с умными лекциями город за городом? Следовательно, нужна общецерковная миссионерско-катехизаторская система. Следовательно, вся административная "надстройка" Церкви должна быть перестроена под реализацию задачи, поставленной Патриархом Кириллом - реального воцерковления 80% граждан России, считающих себя православными. Это, собственно, задача-минимум, о масштабной задаче внешней, глобальной миссии мы еще и не начали говорить. Соответственно, все ресурсы, все силы должны быть брошены на реализацию вышеуказанной задачи, поставленной Патриархом. Причем безоговорочно. Задача воцерковления большинства нашего народа является реальной. Наш современник в своем большинстве не так плох, как его рисуют и способен откликнуться на Благовестие. А в том, что не откликнулся, нам следует винить самих себя, а не современников.
Действительно, мы для воцерковления нашего народа мало что делаем. Заговариваем, забалтываем реальные миссионерские дела пустыми разговорами о "боязни профанации веры" и т.д. Даше правильные слова о "качестве миссии" и необходимости воспитания катехизируемых в духе высокой церковной культуры, как правило, становятся дубинкой, с помощью которой крушат многие миссионерские проекты. Вспомним, как громили "Основы Православной Культуры" демагогией о том, что "качество не то и кадров нет". Потому что любая серьезная миссионерская работа (в том числе заявленная Церковью задача борьбы с алкоголизацией нашего народа) требует популяризации, разговора с народом на предельно простом языке, использования штампов и рудиментов массовой культуры- клипов, православно-ориентированных телесериалов, этаких "житейских притч", создания православно-ориентированных компьютерных игр, православных "ночных клубов" (это предложение прот. Всеволода Чаплина), молебнов перед футбольными матчами. То есть необходимо создать всеобъемлющую систему "православного всеобуча", общенародного "катехизаторского подготовительного класса". Прежде чем говорить о воспитании в духе высокой православной культуры, надо просто сначала дать хлеба, "духовного молока", элементарно объяснить, что такое эта высокая церковная культура. Лицемерно требовать от людей знания сопромата, не научив их складывать и вычитать. Если для того, чтобы дать людям хлеба, элементарные знание о том, зачем нужна "эта Церковь" и "бородатые люди в черном", надо говорить на языке "современной толпы", значит не надо брезговать и этим языком. Не надо бояться популяризаторства, православные миссионерские издания не должны бояться ставить целью охватить каждого жителя России и других государств канонической территории Московского Патриархата.. Словом, хороши все дороги, ведущие в храм. Спасение каждой человеческой души выше других, пусть самых достойных целей, таких как воспитание в духе высокой культуры и т.д. Кроме того, не все воспримут высокую культуру. Многие современные люди станут православными христианами, но "простецами", хорошими гражданами и главами семейств. Мало того, таких большинство. Что же, их отталкивать именем высокой культуры, Лосева и Аверинцева? Не дай Бог! Мы в ответе за тех, кого приручили. Или приручим. Причем именно носители высокой культуры, более чем другие, понимают эту задачу. Например, такой ее безусловный носитель, как архиеп. Илларион (Алфеев), публично поддержал священников, проповедующих не только на рок-концертах, но и на "дискотеках".
Потому что такие люди, как Патриарх Кирилл и его ближайшее окрущение, прекрасно понимают, что сейчас Русская Церковь свободнее, чем когда-либо, свободе в своих действиях, даже чем в условиях Православной Империи, при всех ее достоинствах. Поэтому каждый день дорог, нет времени на бесплодную демагогию, на действия с оглядкой на "Бабу Ягу", "которая всегда против" и ищет тысячи самых "благочестивых" отговорок против всеобъемлющего миссионерства. Ведь если не воспользоваться теми возможностями, которые есть здесь и сейчас, то Господь может попустить тому, что свобода Церкви будет отъята.
Пока же мы сетуем, что не можем удержать наших же детей в Церкви, обвиняем кого угодно, кроме самих себя. А что мы сделали, чтобы сделать своей многие амбивалентные, нейтральные сами по себе отрасли человеческой культуры - от философии и политологии до физической культуры (сейчас, в отсутствие православного аналога культуры тела стало модным отдавать детей в т.н."детскую йогу"), а также кино, анимацию, мир компьютерных игр (все равно дети будут смотреть мультфильмы и играть в компьютерные игры, весь вопрос в том - какие?). Вместо этого освоения выпущены тонны макулатуры про ИНН, против несчастных немногочисленных миссионеров, проповедующих на рок-концертах и т.д. Одновременно с созданием такого общенационального катехизаторского "детского сада" и для детей, и для физически взрослых "младенцев в вере", необходимо не запускать и битву за умы интеллектуалов. В этой области, опять же нужна апологетика и грамотное сравнительное богословие и религиоведение, а также серьезный диалог веры и науки. Пока же мы видим абсурдную ситуацию, когда под носом у пастырей их чад расхищает эрудированный идеолог "педофильской секты", глава которой г-н Жатков просидел полтора года за гомосексуальную педофилию, Василий Лурье, именующий себя "епископом Григорием".
Это-проблема, Лурье- "тысячник" в ЖЖ и идеолог антицерковного сайта "кредо". Сколько раз я просил знакомых преподавателей Духовных Школ благословить кого то из студентов в качестве миссионерской практики "сделать Лурье", но все отмахивались. В итоге тысяча "френдов" Лурье не подозревает, что их "гуру", "носитель эталона неповрежденного Православия", "разоблачитель Московского Патриархата" работает заместителем у патентованного педофила-извращенца.
Таким образом, "элитарное" и массовое миссионерство являются двумя частями одной задачи, противопоставлять их - безумно. Возвращаясь к теме, миссионерских практик и технологию, надо не бояться учиться у сектантов. Вот мормоны, прежде чем вступить в брак, проходят годовую миссионерскую практику - на улицах, в школах, ВУЗах. Не прошедший такую практику считается "бракованным", "не бойцом".
- Как вы оцениваете роль созданного Святейшим Патриархом Кириллом Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества. Что на ваш взгляд является его первостепенной и основной задачей?
Отдел по взаимодействию Церкви и общества, иначе "отдел политического Православия", отдел "пиара" (то есть общественных связей) является ключевым звеном в реализации стратегии Патриарха Кирилла по воцерковлению обществ государств, находящихся на канонической территории Московского Патриархата. Таким образом, в этом Отделе достойны работать только уже состоявшиеся высококлассные эксперты, либо талантливые молодые люди, стремящиеся стать таковыми. В голове и компьютере этих состоявшихся и потенциальных экспертов должна быть полноценная "социальная карта" общества (точнее, обществ и государств канонической территории МП) - его политическая, этническая, экономическая, возрастная, гендерная, ценностная, идеологическая, базисная и субкультурная структуры. Каждый эксперт этого отдела должен отвечать за свой участок (партии, профсоюзы, молодежные организации, структуры гражданского общества, социальные "кластеры" и т.д.) исходя из доброго русского воинского принципа: "Или грудь в крестах, или голова в кустах".
Соответственно, серьезная ответственность, недопущение любых - миссионерских, законодательных, организационных провалов должно компенсироваться системой поощрений: для монашествующих – это возможность получать новое высшее образование, желательно на иностранном языке, для семейных - это прежде всего банальное материальное поощрение, без которого невозможно содержать семью. Причем, речь идет не только о повышении в зарплате. Логично, если работники синодальных отделов, имеющие священный сан, станут настоятелями тех, как правило "не закрывавшихся" московских приходов, где так и не организована полноценная приходская и миссионерская жизнь. Можно привести в пример такие храмы, как Мартина Исповедника, Пимена Великого, всех Святых на Соколе (там вообще феноменальная ситуация - настоятель не замечает, как под стенами храма ставят памятники нацистским коллаборантам). Таким образом, решаются две задачи - в этих больших храмах организуется полноценная приходская жизнь, а сановитые работники церковно-общественного и других синодальных отделов получают возможность не думать о трещинах в бюджете своих семей. И, кстати, не стоит забывать и ОВЦС, в задачу которого входит православное свидетельство во всем мире за пределами канонической территории Московского Патриархата - как я уже отмечал, об Истине Православия ничего не знает большинство населения Земли и исправить это недопустимое положение - одна из задач Отдела Внешних Церковных Связей.
- Способен ли изменить отношения общества к Церкви новоучрежденный Синодальный Информационный отдел?
Кадры решают все. И под руководством Владимира Легойды синодальный информационный отдел способен свернуть горы. А нужно именно это. Общество, в своем большинстве системно не информировано о смысле существования, строении, вероучении Русской Православной Церкви. Большинство церковных СМИ ориентировано даже не на просто православного, но специфически православного читателя - аполитичного, внесоциального, "отрешенного". Есть и другой феномен ряда СМИ, именующего себя "православно-патриотическими". Такие СМИ, как правило, отождествляют догматы Церкви (а зачастую игнорируют их) с частными вкусовыми и политическими пристрастиями, пропагандируют "социальную гносеомахию" (ненависть к современному российскому социуму, особенно к молодежи) и миссиофобию. Именно эти СМИ, обвиняющие Патриарха и православных миссионеров в "модернизме" и "обновленчестве", на самом деле и являются подлинно модернистскими, ибо отрицают апостольство, миссионерство как норму Церкви, выдают за эталон православной русской традиции "брежневское православие" то есть Церковь, замкнутую в гетто, в коммерциализированное требоисполнительство, Церковь с заткнутым ртом.
В действительности, подлинными носителями православной русской традиции являются великие русские миссионеры-просветители, дошедшие от Киево-Печерской Лавры до Аляски, прыгавшие через костер ради крещения пермяков, "профанировавшие" Православия для того, чтобы их услышали индейцы Аляски, не гнушавшиеся, как св. Иоанн Кронштадтский, миссионерских походов на дно тогдашнего общества. Эталоном православной русской традиции является св. Иларион Троицкий, который не погнушался диспутов большевиками, который с собратьями-архипастырями продолжал выполнять функции отделов по взаимодействию Церкви и общества и ОВЦС, находясь в Соловецком концлагере, составляя и распространяя оттуда послания о церковно-государственных отношениях в условиях безбожной власти. Как мне видится, перед Синодальным информационным отделом стоят следующие задачи.
- Структуризация самих церковных СМИ, их "заточка" на реализацию планов Патриарха Кирилла по православному просвещению нашей страны и других государств канонической территории Московского Патриархата.
- Создание сети разножанровых "неофициальных" православных СМИ, печатных и электронных, в сфере телевидения и радио. Это и общественно-политические телепрограммы (и телеканалы), ежедневные газеты и глянцевые журналы, освящающие общественно-политические, культурные, научные процессы в свете Православия.
- Это и аналитические православные Интернет ресурсы. Действительно, сфера церковной аналитики отдана на откуп таким антицерковным ресурсам, как "кредо". Как только появится православная альтернатива, эти антицерковные "аналитические" ресурсы исчезнут.
- Это и работа со светскими СМИ
- Это и издание "попсовых" апологетических теле программ и изданий для народа, полных "притч" из современной жизни, приводящих обычного, ничего не знающего о Боге и Церкви человека, к церковному порогу. Первые опыты такого рода были, например, издание известной православной журналисткой Ольгой Куровой журнала "Как Жить?".
- Это и профессиональное противодействие миссиофобской антипатриаршей "оппозиции", опровержение изоляционистской демагогии "благочестивых могильщиков Церкви".
Суммируя, приведу фразу одного из современных афонских старцев, если не ошибаюсь - Паисия, который говорил, что "Если бы он был Христом, то делал бы апостолами журналистов".
- Нуждается ли в реформах система духовного образования Русской Православной Церкви?
На мой взгляд, система духовного образования Русской Церкви нуждается в осмысленной направленности Духовных Школ на подготовку "армии богословов", способных к осуществлению "неопатристического синтеза" (автором термина явл. прот. Георгий Флоровский), "богословской рефлексии" (слова патр. Кирилла) современной, в том числе общественно-политической, культуры и науки, "вооружение" Церкви лучшим из того, что в этой культуре есть. Таковыми богословами и миссионерами, в идеале, который должен стать нормой, призваны стать все священнослужители Русской Православной Церкви. На мой взгляд, главное-постановка задачи, под решение которой подбираются люди и методы. Ведь если бы такая богословская рефлексия, сильное социальное богословие и действие существовали в синодальный период Русской Церкви, то она бы не только ответила на вызовы современности, но и предотвратила бы их. В том числе и революцию. На мой взгляд, девизом Духовных Школ должны стать слова св. Иллариона Троицкого: "Нам не отсидеться за стенами наших Духовных школ и монастырей".
Кроме того, помимо, Духовных Школ, готовящих священнослужителей, необходимы богословские факультеты в светских ВУЗах и Православные университеты, которые готовили бы кадры православной политической, экономической журналистской, политологической и педагогической элиты. То, что есть Свято-Тихоновский Университет и Иоанно-Богословский Институт в Москве, недостаточно. Особенно это ощущается на Украине. Пока там боролись с "политическим Православием", не только униаты и раскольники, но и протестанты работали с молодежью и ковали свою политическую элиту. В результате на исконно пророссийских землях Юго-Востока Украины возникла не православная, а протестантская политическая элита, которая занимает ключевые посты на Украине (мэра Киева, главы Госкомрелигий, ключевые фигуры в "Блоке Юлии Тимошенко"). Кроме того, именно сейчас необходима апологетика. Многие выпускники Духовных школ пишут для людей уже православных, забывая о том, что современному человеку надо "с нуля" объяснять, кто такой Бог и зачем нужна Церковь, что наши соотечественники, да и большинства населения Земли, не подозревающие об Истине Православия, ничем нам не обязаны и мы должны искать подходы к ним.
- Какими вы хотели видеть ситуацию на приходах?
Во первых, я хотел бы, чтобы была реализована норма - один приход на сто человек, так, чтобы пастырь знал свою паству, чтобы церковные таинства совершались не "конвейром", а тщательно, с сознательным отношением приступающих к ним. Чтобы каждый приход стал евхаристической миссионерской братской общиной. Я бы хотел, чтобы требование знать и изучать свою веру звучало на исповеди. А то раскольники и клеветники Патриарха с раскольнической "Правой.ру" бравируют тем, что ходят в приход Успения в Путинках. Что же духовники их не спросят прихожан о догматике и этике? Однако, чтобы реализовать принцип "один приход на сто человек", все новые районы наших мегаполисов должны быть застроены "храмами шаговой доступности". Итакой проект создан Российским Клубом Православных Меценатов. Этот проект нуждается в поддержке.
Однако, сегодня, здесь и сейчас можно и нужно сделать так, чтобы во всех действующих храмах возникли живые и работающие приходские общины. Я уже называл несколько крупных московских храмов (Марина Исповедника, Пимена Великого, всех Святых на Соколе, Петра и Павла в Лефортово, Ризоположения на Донской), где постороннему человеку следов активной приходской жизни не видно.
Как указано в Миссионерской Концепции Русской Церкви, каждый приход должен стать миссионерским, то есть отвечать за все, что происходит на его канонической территории- за молодежь и стариков, за школы и ВУЗы, даже за состояние подъездов. И приход должен сам делать шаги в мир, а не ждать, пока жители микрорайона придут в храм. В самом храме должны быть "привратники"- катехизаторы, объясняющие все обо всем. Вежливо и с улыбкой. Необходимы храмы, которые открыты круглосуточно, с круглосуточным дежурством катехизаторов (как минимум). Патриарх Кирилл говорит о том, что при каждом приходе должны создаваться попечительские советы из активных мирян, дискуссионные клубы, где бы обсуждались любые вопросы. Пока ничего этого , за редким исключением , не реализовано.
Приходские и миссионерские возможности храма Христа Спасителя не реализуются и на 1%. Сколько там можно дискуссионных клубов открыть? В Ватикане в Соборе св. Петра весь день сидят десятки дежурных священников, исповедуя паству на разных языках. А у нас так и не выполняются благословения почившего Патриарха Алексия о том, что в каждом храме должны быть дежурные священники, храмы должны быть открыты ежедневно, исповедь должна совершаться индивидуально, Крещение - полным погружением и при условии катехизации, как и совершение остальных таинств и треб должно сопровождаться их объяснениями. Доброго и мягко Патриарха Алексия слушали, но все оставалось без изменений. Остается надеяться, что Патриарх Кирилл будет более требователен.
Возвращаясь к теме активного освоения прихрамового пространства, обращаю внимание на проблемы, видные невооруженным глазом. На улице Варварка Церкви передано четыре храма, колокольня с массовой помещений, палаты 16 века. Там Дискуссионных Клубов, сколько хочешь можно открыть. Но здания стоят пустыми, а том, что в Знаменском Соборе есть богослужение, знает только узкий круг "посвященных". При храме св. Григория Неокессарийского на Полянке Церкви передан целый квартал. Он пустой, там нет ничего, касающегося просвещения и приходской жизни.
Сколько нереализованных проектов. Николай Бурляев рассказывал о своем желании открыть православный киноклуб в многочисленных постройках Андреевского монастыря. Очень важна " атмосфера начала", входа в храм или монастырь. В большинстве из них вход начинается со слов "Запрещается". Так, в Зачатьевском монастыре запрещено даже "делать зарисовки без благословения настоятельницы", а в Покровском - смеяться. Но ведь не логичнее ли встречать людей другими словами, приглашать их, а уж потом попросить не делать того то и того то. А юных художников, рисующих Старую Москву-чаем поить. Вообще, на мой взгляд, радоваться надо, когда люди рисуют и фотографируют наши святыни. Зарисовка и фотография, сделанная на память, могут стать той ниточкой, которая приведет человека в этот храм. Донской монастырь. Могилы Солженицына, Ильина, Деникина, Шмелева, Каппеля должны стать местом общенационального паломничества и катехизации паломников. Туда молодые люди должны заезжать на свадьбу, а не только на Воробьевы горы, та должно принимать присягу и проводить уроки истории. Пока же доступ к этим могилам крайне ограничен. Вообще, городские монастыри - по определению миссионерские.
Государство построило Церкви храмы на большинстве московских вокзалов и аэропортах. Согласно Миссионерской Концепции РПЦ, все приходы должны быть миссионерскими. Но в этом документе выделены и специальные миссионерские приходы, которые и занимаются преимущественно благовестием. В ВУЗовских, вокзальных и аэропортовских храмах и должны быть такие специальные миссионерские приходы. Пока же в московских вокзальных и аэропортовских храмах богослужение совершается раз в недели, в то время, когда там минимум пассажиров, а то и вовсе не совершается. Нет никаких молебнов о путешествующих, лекции, бесед, фильмов. А на вокзалах и в аэропортах люди часами сидят и на лекцию или фильм православный пришли бы те, кто в другой ситуации не пошел бы.
Касаясь темы храмового и прихрамового пространства, отмечу, что, действительно, в приходском прихрамовом пространстве можно все, что не противоречит христианской этике. Однако, из этого не следует, что в самом храме ничего нельзя, кроме богослужения. Люди, знакомые с устройством православного русского храма, знают, что часть его так и называется "трапезной", то есть местом, где совершали трапезу, которая, в контексте общиной жизни, в некотором роде, является продолжением богослужения. Конечно, в храме невозможно многое из того, что возможно в прихрамовом пространстве. Однако, при большинстве приходов пока не построены полноценные конференц-залы, а прихрамовые помещения вмещают, как правило, минимум народу. В самом храме происходят пастырские беседы, пока не было подходящего помещения, о. Даниил Сысоев проводил в Петропавовловском храме Крутицкого подворья миссионерские курсы. В московских храмах по благословению Патриарха проходят концерты классической музыки- Пасхальные фестивали. И никому в голову не приходит, что это каким то образом оскверняет святыню храма. Наоборот, такие классические концерты и людей в храм приводят, и высокую культуру взращивают. Конечно, в православных условиях нереально полностью повторить католический опыт ежедневных органных концертов, которые приводят в костел многих и многих - ведь не заставишь хор целыми днями петь во внебогослужебное время, но ставить диски с лучшими творениями православного музыкального искусства можно, да так, чтобы "на всю улицу" слышно было. Читать в храме серьезные лекции, проводить экскурсии к его святыням можно и нужно. Кстати, об экскурсиях. Этот метод миссии и катехизации пока не задействован в должной мере. Речь идет не о паломничестве - это дело для уже церковных людей, а именно для людей светских. Пока светских. Да, экскурсии делает Троице -Сергиева Лавра и храм Христа Спасителя. Но ведь можно организовывать приходские экскурсионные бюро, например, при тех же вокзальных храмах. Это тот самый случай, когда решаются сразу две задачи-миссионерская и прагматическая - благосостояние конкретной православной общины.
К этой ситуации как нельзя лучше подходят слова св. Иоанна Максимовича - современного русского святого, о том, что мы стремимся к святости, но твердо стоим на ногах.
- Какие реформы, и каким образом вы могли бы помочь осуществить Патриарху Кириллу?
Я считаю своим долгом сделать все от себя зависящее, чтобы "генеральный план" Патриарха Кирилла по "воссозданию Святой Руси", по воцерковлению подавляющего большинства наших современников, по духовному собиранию Исторической, Великой, Малой и Белой Руси, по православному осмыслению современности, по возрождению миссионерских, интеллектуальных, творческих сил Русской Церкви, и, в конечном счете, по изменению хода истории, целью которого является обращение всех тек, кто способен слушать и слышать, ко Христу и Его Церкви, был осуществлен. Я убежден, что ради этого следует жертвовать всем, чем можно, в том числе "именем", "репутаций", ибо "кто бережет душу свою, тот ее потеряет", тем более что речь идет о "репутации" среди тех, кто не желает осуществления этого "Генерального Плана" и "ищет поводы" и "соринки в глазу". Этим "искателям" я хотел бы ответить словами замечательного рок-музыканта Романа Неумоева: "Я хочу быть любим, но не вами". Исходя из этого, я пишу и буду писать и говорить без оглядки на этих самозваных миссиофобов, пытающихся выступать в роли "цензоров" и "модераторов" православного сообщества, носителей "эталона православной культуры", а на самом деле - банальной вкусовщины. Это принципиальный вопрос. Нет у них ни правды, ни силы, чтобы с ними считаться. Приведу также слова св. Патриарха Тихона: "Пусть погибнет мое имя, лишь бы Церкви была польза". Одновременно есть добрая, без кавычек, репутация, которая складывается среди мыслящих историческими, стратегическими и, соответственно, миссионерскими категориями людей. Вот ее надо ценить. Первостепенной задачей я считаю разъяснение тем, кто способен слушать и слышать, смысл действий нового Патриарх и смысл противодействия ему - кто, зачем и почему борется с Русской Православной Церковью и Ее Предстоятелем.
Я хочу отметить, что считаю неправильными сравнения Патриарха Кирилла с "канатоходцем", который может упасть влево или вправо. Патриарх избран уверенным большинством Русской Церкви. Таким образом, он идет не по канату, а по хорошей дороге, у него полностью "развязаны руки". Избрав именно Кирилла, да еще таким уверенным большинством, Русская Церковь избрала именно этот, миссионерский путь. Избрала, в конце концов, и новую нагрузку для себя. Но иного то пути нет. Однако, необходимы добровольцы, которые вытаскивают палки, которые вставляют в Патриарший кортеж. Говоря же о стратегиях, то я убежден, что пришло время создания эффективного православного экспертного сообщества, и его структуризации.
Ист.: http://www.russned.ru/hristianstvo/my-zhdem-peremen.-chast-6
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии