Мы не знаем, что такое смерть, потому что не знаем, что такое жизнь. Протоиерей Игорь Рябко

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Мы не знаем, что такое смерть, потому что не знаем, что такое жизнь

Беседа на воскресное Евангелие
о чуде исцелении Спасителем умершего сына вдовы

Что значить потерять «последнее» знают не все. Вдова потеряла последнее что у нее было – единственного сына, опору, надежду, любовь. Спаситель воскресил ее сына потому что Он – Любовь, и для того что бы показать нам, – смерти, с момента воплощения в мир Слова, больше нет. 

Знаем ли мы от этом? Мы не знаем о смерти ничего, потому что не знаем что такое жизнь. Для нас жизнь – это череда происходящих в течении времени изменений, которые мы воспринимаем как приятные, скорбные или нейтральные. Лишение нас возможности наблюдать и чувствовать эти изменения, реагировать на них воспринимается нами как утрата жизни. 

Но это ли является жизнью и смертью? Проф. А. И. Сидоров полагает: «Вряд ли будет преувеличением сказать, что главной проблемой бытия как всего человечества, так и каждой конкретной личности является смерть. Она, с одной стороны, есть непреложный и неизбежный факт, а с другой – есть тайна и вечный вопрос для всякого человека, приходящего в этот мир»

Эта «тайна и вечный вопрос» управляет всем нашим подсознательным страхом перед жизнью и перед смертью. Атеистический экзистенциализм пытался приручить смерть в плоскости посюстороннего бытия, включить ее в горизонт нашей жизни, придать ей измерение осмысленности. Но выглядит эта попытка как фраза сказанная «Горбатым» Жеглову: «Не бойся, мы тебя не больно зарежем»

Спаситель, воскресивший сына вдовы говорит нам иначе, «Не бойся смерти нет, верующий в меня переходит от смерти в жизнь». То же повторяет нам и Иоанн Златоуст в письмах к Олимпиаде: “Ведь одно только, Олимпиада, страшно, одно искушение, именно только грех— все же остальное — басня, укажешь ли ты на козни, или на ненависть, или на коварство, или на ложные доносы… или на войну во всей вселенной, каково бы все это ни было, оно и временно, и скоропреходяще, …и нисколько не вредит трезвой душе. Вот только одно страшно …грех”.

А вот письмо святителя Феофана Затворника к умирающей сестре «Господь да благословит исход твой и путь твой по твоем исходе. Ведь ты не умрешь. Тело умрет, а ты перейдешь в другой мир, живая, себя помнящая и весь окружающий мир узнающая. Там встретят тебя батюшка и матушка, братья и сестры. Поклонись им, и наши им передай приветы, и проси попещись о нас. Вот, собственно говоря, что есть смерть».

Мы боимся смерти еще и потому что не поняли что такое жизнь. Нам кажется что со смертью тела просто меняется картинка восприятия мира, мы переходим в иную реальность динамика существования в которой будет отличатся чем то от нашей. 

Нет, не будет, будет то же самое только еще хуже. Есть по этому поводу анекдот – притча, когда человеку надоела однообразная жизнь, «завод, ужин, телевизор, жена с бигуди на голове, завтрак, завод, ужин….» и он, что бы прервать эту дурную бесконечность – повесился. Ангел Смерти его вводит в Новый мир и тот снова видит перед собой : «завод, ужин, телевизор, жена с бигуди на голове, завтрак, завод, ужин….» Он с ужасом кричит Ангелу, «нет, только не это, я повесился что бы это не видеть». На что Ангел отвечает «То было временным, а это уже точно навсегда»

И Царство Божие, т.е жизнь будущего века, начинается внутри нас, в этой жизни, и ад также рождается в нас здесь. Жизнь будущего века – это продолжения сериала написанного нами по эту сторону могилы. Если мы будет смотреть на жизнь через призму украинских СМИ как этот кот https://www.youtube.com/watch?v=-jhDjM36FK0, то и жизнь у нас будет такая же как его глаза. Если же мы научимся жить Богом, игнорируя ад, который нам навязывает мир, мы его избежим и здесь и там. В мире осталось еще много чего, что не подвластно некоторым нашим политикам, и другим людям с больной психикой. Есть еще мир Божий вокруг нас, есть сердце в нашей груди, есть жизнь души которая не подчиняется Верховной раде, есть Бог, есть Отцы у ног которых можно сидеть слушая их сладкие слова из богодухновенных писаний, есть еще много чего, что овеяно светом, радостью, теплотой и любовью. Это наши батарейки и наш компас. Это и есть настоящая жизнь. 

Вот что пишет об этом Исаак Сирин в Слове 28: «Когда ведение вознесется над земным… и начнет испытывать свои помышления в том, что сокрыто от очей внутри…и прострется горе, и последует вере в попечении о будущем веке, и в вожделении обетованного нам, и в изыскании сокровенных таин…тогда может воспарять оно на крылах в области бесплотных, касаться глубин неосязаемого моря, представляя в уме Божественные и чудные действия правления в естестве существ мысленных и чувственных, и разыскивает духовные тайны, постигаемые умом простым и тонким. Тогда внутренние чувства пробуждаются для духовного делания по тому чину, какой будет в оной жизни бессмертия и нетления, потому что еще в здешнем, как бы в тайне, приняло мысленное воскресение, в истинное свидетельство о всеобщем обновлении».

http://uoj.org.ua/publikatsii/vopros-very/my-ne-znaem-chto-takoe-smert-p...