Музей-заповедник "Царицыно" показывает безграничные возможности фарфора

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Музей-заповедник "Царицыно" показывает безграничные возможности фарфора
Работы художницы Императорского фарфорового завода Татьяны Чапургиной можно увидеть на новой выставке.

"Фарфор может всё" – утверждает художница Императорского фарфорового завода Татьяна Чапургина. Её работы можно увидеть на новой выставке Музея-заповедника "Царицыно". С автором пообщалась Алия Шарифуллина.

Очень хрупкая мода. Все эти изящные, волшебные наряды "сотканы" из фарфора. Тысячи крохотных пластин, толщиной не превышающих полтора миллиметра, Татьяна Чапургина вручную пришивает к ткани. И статичный фарфор вдруг становится пластичным, получает право двигаться, и даже петь – платья, созданные художницей, не только струятся, но и тонко звенят.

"Поверхности расписываю совсем по-разному. Они бывают надглазурные, подглазурные. Иногда я делаю маленькие плашки прямо по рисунку, а иногда это совершенно прямые плоскости. Но ощущение безграничных возможностей фарфора меня в общем-то вдохновляют", – призналась художник Татьяна Чапургина.

Фарфор может всё – на это указывает и название выставки. Ведущий художник Императорского фарфорового завода, Татьяна Чапургина начинала как художник по тканям. Вероятно, отсюда, принципиально иное отношение к материалу и технике. Например, расписывая вазу, художница прикладывает к её поверхности кружевное полотно и наносит поверх него краску, добиваясь эффекта тающего цвета – сфумато. Этот сервиз – тоже эксперимент художницы. 12 предметов посуды имеют строго регламентированную форму, которая называется "Александр Третий". И декорируют такой фарфор всегда классическим орнаментом. Но только не в случае с Татьяной Чапургиной.

"Это было желание хозяев, чтобы классическая форма была декорирована абсолютно не классически. Я попробовала здесь идти по форме свободно. Этот рисунок называется Timeless but not classic – "Вне времени и вне пространства", – рассказала Татьяна Чапургина.

В творчестве этого мастера очень много цветов и трав. Влияние Врубеля и художников "Мира искусства", как и стиля модерн в целом, прослеживается во многих её работах. Обыкновенные столешницы зацветают дивным садом, вазы покрываются растительным орнаментом. Это не цветочный натюрморт, скорее "портрет", образ-ощущение, цветы как у Бодлера – "застывшие в мечтах, которым нет конца".

"Искусство фарфора имеет свой high level – это ваза. Потому что их делает модельщик, то есть специальные мастера. Потом художник выбирает форму, которая органична его творчеству. Вот например, для Татьяны Чапургиной есть две любимы формы – это "антоновка", яблоко. Большая такая, округляющаяся с белой поверхностью красивой. И ваза "Карелия" – высокая, на которой тоже она может расположить как на фреску свою роспись", – поделилась куратор выставки Ольга Соснина.

Знание фарфорового наследия минувших эпох и азартный поиск новых форм. Татьяна Чапургина мыслит проектно, но новыми замыслами делиться пока не спешит. Возможно, это будет пространство интерьера, полностью украшенное фарфором, где поверхности перетекают друг в друга: мебель, панно, светильники из фарфора дополняет текстиль с той же росписью. Тотальная красота, предназначенная для жизни.

https://smotrim.ru/article/3612688

"Фарфор может всё" – название выставки работ в Музее-заповеднике "Царицыно"

"Фарфор может всё" – название выставки работ в Музее-заповеднике "Царицыно"

Знание фарфорового наследия минувших эпох и азартный поиск новых форм.

Какой фарфор лучше прочих и ценится выше? Мейсенский? Лиможский? Севрский или Гжельский? Пожалуй, самый ценный фарфор тот, который попал в руки настоящего мастера и превратился в его руках в нечто неподражаемое. Художница Татьяна Чапургина работает с фарфором, белым золотом, как его иногда называют, очень давно работает, делает из него вещи самые неожиданные. Был случай много лет назад, её спросили: "А почему вы не создаете фарфоровые диваны, столики или автомобили?" "А какие наши годы!" – ответила Татьяна, и сама себе предрекла. "Фарфор может всё" – это название выставки её работ в Музее-заповеднике "Царицыно".

Очень хрупкая мода. Все эти изящные, волшебные наряды "сотканы" из фарфора. Тысячи крохотных пластин, толщиной не превышающих полтора миллиметра, Татьяна Чапургина вручную пришивает к ткани. И статичный фарфор вдруг становится пластичным, получает право двигаться, и даже петь – платья, созданные художницей, не только струятся, но и тонко звенят.

"Поверхности расписываю совсем по-разному. Они бывают надглазурные, подглазурные. Иногда я делаю маленькие плашки прямо по рисунку, а иногда это совершенно прямые плоскости. Но ощущение безграничных возможностей фарфора меня в общем-то вдохновляют", – призналась художник Татьяна Чапургина.

Фарфор может всё – на это указывает и название выставки. Ведущий художник Императорского фарфорового завода, Татьяна Чапургина начинала как художник по тканям. Вероятно, отсюда, принципиально иное отношение к материалу и технике. Например, расписывая вазу, художница прикладывает к её поверхности кружевное полотно и наносит поверх него краску, добиваясь эффекта тающего цвета – сфумато. Этот сервиз – тоже эксперимент художницы. 12 предметов посуды имеют строго регламентированную форму, которая называется "Александр Третий". И декорируют такой фарфор всегда классическим орнаментом. Но только не в случае с Татьяной Чапургиной.

"Это было желание хозяев, чтобы классическая форма была декорирована абсолютно не классически. Я попробовала здесь идти по форме свободно. Этот рисунок называется Timeless but not classic – "Вне времени и вне пространства", – рассказала Татьяна Чапургина.

В творчестве этого мастера очень много цветов и трав. Влияние Врубеля и художников "Мира искусства", как и стиля модерн в целом, прослеживается во многих её работах. Обыкновенные столешницы зацветают дивным садом, вазы покрываются растительным орнаментом. Это не цветочный натюрморт, скорее "портрет", образ-ощущение, цветы как у Бодлера – "застывшие в мечтах, которым нет конца".

"Искусство фарфора имеет свой high level – это ваза. Потому что их делает модельщик, то есть специальные мастера. Потом художник выбирает форму, которая органична его творчеству. Вот например, для Татьяны Чапургиной есть две любимы формы – это "антоновка", яблоко. Большая такая, округляющаяся с белой поверхностью красивой. И ваза "Карелия" – высокая, на которой тоже она может расположить как на фреску свою роспись", – поделилась куратор выставки Ольга Соснина.

Знание фарфорового наследия минувших эпох и азартный поиск новых форм. Татьяна Чапургина мыслит проектно, но новыми замыслами делиться пока не спешит. Возможно, это будет пространство интерьера, полностью украшенное фарфором, где поверхности перетекают друг в друга: мебель, панно, светильники из фарфора дополняет текстиль с той же росписью. Тотальная красота, предназначенная для жизни.

https://smotrim.ru/article/3614689