Музеи Ватикана провели радиоуглеродное датирование одеяний, приписываемых святым Петру и Иоанну Богослову
ВАТИКАН. Музеи Ватикана провели радиоуглеродное датирование одеяний, приписываемых святым Петру и Иоанну Богослову – одно облачение датировано 6-7 веком, а другое 1-3им веком, сообщает catholicnewsagency.
Музеи Ватикана в четверг 23 мая объявили о новой постоянной экспозиции двух облачений, долгое время приписываемых святым Петру и Иоанну Богослову, со сведениями об их возможном происхождении и возрасте. По этому случаю прошла конференция под названием «Туники святого Петра и святого Иоанна, две великие реликвии из Святая святых» (The Tunics of Saint Peter and Saint John, Two Extraordinary Relics of the Sancta Sanctorum). Специалисты представили на конференции исторический обзор происхождения двух святынь — туники святого Петра и далматика святого Иоанна Богослова. Сотрудники лаборатории реставрации тканей в музеях Ватикана провели презентацию технологий реставрации тканей, гобеленов и предметов искусства. А сотрудники Отдела научных исследований доложили материалы радиоуглеродного датирования тканей драгоценных облачений.
Метод радиоуглеродного датирования основан на явлении образования радиоактивного изотопа углерода С-14 в верхних слоях атмосферы под воздействием космических лучей. Живые организмы поглощают этот нестойкий изотоп вместе со стабильными изотопами С-12 и С-13, а после гибели организма С-14 начинает распадаться в останках с определенной скоростью, и потому по его остаточным содержаниям можно оценить время гибели организма. Существуют калибровочные кривые по регионам мира, позволяющие определить возраст местной органики по соотношению стабильных и радиоактивных изотопов.
«Радиоуглеродный анализ, проведенный музеем, показал, что туника с узкими рукавами датируется шестым-седьмым веком, а далматик несколько старше – он датируется концом первого - началом третьего века, – говорит Алессандро Велла (Alessandro Vella), эксперт по христианским древностям в музеях Ватикана. – Если туника с узкими рукавами относится к периоду понтификата Григория Великого, то она явно не могла принадлежать ни святому Иоанну Богослову, ни святому Петру, ни кому-либо из апостолов. Следовательно, в предание о происхождении святыни вкралось заблуждение».
При этом Велла указывает, что облачение все же имеют религиозную ценность, если руководствоваться наставлением папы Пелагия середины VI века о «способе обретения вторичных реликвий». «Он учит, что любая повседневная одежда может соприкасаться с мощами или гробницей почитаемого святого, – напоминает эксперт. – В это время одеяние – та же туника – возложенная на три дня на гробницу святого Петра, впитывает святость ex contactu (через соприкосновение), после чего сама становится святыней. Возможно, так и произошло с нашей реликвией, в которой долгое время видели облачение святого Иоанна».
Облачения хранились в Sancta Sanctorum (Святая святых) – часовне на вершине скалы Санта (Святой лестницы) внутри первого Латеранского дворца близ базилики Святого Иоанна Латеранского, официальной резиденции пап как епископов римских. В Святая святых с середины восьмого века как минимум хранятся предметы великой художественной и духовной ценности, и отчасти поэтому она стала личной молельней римских пап. В собрании Святая святых есть, к примеру, усыпанный драгоценными камнями крест папы Сергия; реликвии, принадлежавшие святым Пракседесу и Агнессе; икона Уроника с образом Христа Правителя Вселенной, приписываемая кисти святого Луки, и многие другие сокровища.
В 1903 году папа Лев XIII допустил ученых в Святая святых, дабы начать исследование реликвий. Однако лишь в 1905 году кузнецам удалось открыть без повреждений две бронзовые двери 13-го века, преграждающие путь к железному хранилищу под алтарем. «Затем, в 1906 году, реликварии и святые облачения передали в Христианский музей Ватиканской библиотеки, позже преобразованный в музеи Ватикана рескриптом папы Иоанна Павла II в 1999 году», – поясняют Попечители искусств при музеях Ватикана, которые занимаются сохранением и продажей предметов искусства, а также реставрацией древностей в обширной коллекции произведений искусства музеев.
Говоря о происхождении предметов коллекции, Велла отмечает, что они не только имеют огромную духовную ценность, но и служат свидетельствами обширного дипломатического обмена между всеми прежними и нынешними государствами Средиземноморья. «Проведенный учеными анализ собрания [в Святая святых] показывает, что это не случайная подборка предметов, привезенных паломниками из дальних странствий, – говорит эксперт. – В значительной части это дипломатические дары, которыми обменивались высшие церковные иерархи, в том числе папы и патриархи Иерусалимские. Таким образом, передачи реликвий проходили по официальным дипломатическим каналам, что также подтверждается различными другими источниками. Хроники подобных исторических событий очень важны, поскольку они объясняют источники поступлений многих святынь, в том числе и туник, в наше собрание. Если бы нашу тунику действительно можно было определить как реликвию святого Иоанна — а в этом, безусловно, остаются сомнения, — мы бы приписали ей именно такое происхождение. Иными словами, это, скорее всего, облачение, датируемое концом шестого века, прошедшее обряд освящения через соприкосновение с гробницей Иоанна Богослова в базилике города Эфес в Турции, посвященной этому святому, а впоследствии она достигла Рима и Латерана, причем по пути, вероятно, прошла через Сиракузы».
Сергей Игнатов
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии