Музей им. Рублева представляет выставку «Иконописные редкости»

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Куратор Мария Яковлева

Москва, 8 декабря, Благовест-инфо. Выставка «Иконописные редкости» открылась 6 декабря в Центральном музее древнерусского искусства им. Андрея Рублева (ЦМИАР). В экспозиции представлены 77 произведений конца XVII – начала ХХ вв., большая часть которых – из коллекции Игоря Сысолятина.

 Посетители увидят стилистически неоднородные иконы, созданные в разных художественных центрах и в разное время, но, как считают кураторы – Мария Яковлева и Наталия Комашко, их объединяет только одно – «все они выходят за рамки «обыденного», общеупотребительного репертуара русской иконописи». Для выставки отобраны редкие сюжеты, неожиданные иконографические изводы, уникальные и непривычные детали традиционных композиций. По словам создателей выставки, эти иконописные раритеты расширяют наши представления о русском религиозном искусстве конца XVII – начала XX века, отражая его богатство и сложность.

«Чудо Димитрия Солунского о епископе Киприане»

По какому принципу отбирались иконы – на этот вопрос «Благовест-инфо» ответила сокуратор экспозиции Мария Яковлева. Тот или иной сюжет становился редким по разным причинам. Например, изображения некоторых святых не были широко известны в силу локального характера их почитания: таковы иконы преподобного Никандра Псковского или греческого святого Стилиана Пафлагонского, исцеляющего младенцев. Палехская икона «Чудо Димитрия Солунского о епископе Киприане» знакомит с редким сюжетом: св. Дмитрий вызволил из плена захваченного пиратами в Северной Африке епископа, который в честь своего спасителя построил в Салониках храм. Аналогий и прообразов такой иконографии не найдено, отметила Яковлева.

«Богоматерь Римская» 

Образы Богоматери широко представлены на выставке. Помимо малоизвестных икон (таких, как «Богоматерь Псково-Печерская», «Богоматерь Озерянская» или «Богоматерь Пюхтицкая»), можно увидеть образы, восходящие к западным образцам. Так, «Богоматерь Римская» – это напоминание о почитаемом веками в Риме образе «Salus Populi Romani» («Спасение народа Римского»), только без консульского кольца, зато с короной. «В некоторых случаях своеобразная иконография, сложившаяся под влиянием западных образцов, воспринималась как идеологически нетрадиционная, что препятствовало ее тиражированию»,– сказала Яковлева и показала икону «Богоматерь Небо и храм Божества», обратив внимание на то, что на уровне груди Богоматери написано огромное огненное  сердце, внутри которого изображена Троица в изводе «Сопрестолие».

Создание икон на редкие сюжеты могло быть связано и с годичным кругом богослужений. Поскольку в течение года на церковных службах прочитывались все тексты Нового Завета, возникала потребность в визуальном воплощении тех из них, которые не имели устойчивой древней иконографии. Так, только в первой половине XIX века в русской иконописи появился сюжет «Благословение детей», известный в западноевропейском искусстве с XVI столетия.

Но некоторые редкие сюжеты назидательного характера проникли в произведения иконописи не из богослужебных текстов, а из повестей, сказаний и житий, признанных благочестивым чтением. Таковы «Беседа преподобных Варлаама и царевича Иоасафа Индийского», «Ангел хранит спящего человека», а также «Исцеления ангелом Иоанна Огородника» – гуслицкая икона, изображающая святого, известного только в старообрядческой среде.

 Помимо редких сюжетов, на выставке представлены иконы распространенной тематики, но в необычном иконографическом изводе или с уникальными, своеобразными деталями. Яковлева представила образ Спаса Нерукотворного, который встречает посетителей: это традиционный для русской иконописи образ, но он включен в деисусную композицию с поясными изображениями Богоматери и Иоанна Предтечи. По сторонам от убруса с ликом Христа помещены развернутые свитки со сказанием о чудотворном образе  и  богородичным песнопением. По словам куратора, в этой уникальной композиции соединились элементы нескольких иконографических схем.

На просьбу журналистов показать самую интересную для него икону известный коллекционер Игорь Сысолятин сначала затруднился ответить, поскольку для него нет неинтересных, а потом все же подвел к иконе «Страшный суд». Этот сюжет многократно писали иконописцы, но такая иконография доселе не была известна, недаром эта икона попала на обложку выставочного каталога.

Особую группу представляют иконы, близко копирующие произведения западноевропейской живописи, известные в России благодаря гравюрам, литографиям и фототипиям. Образ архангела Михаила, попирающего диавола, написан в первой четверти XIX века в Санкт-Петербурге по работе известного итальянского живописца Гвидо Рени (1575–1642). В 1820 году в Красноярске провинциальным мастером Тимофеем Ростовцевым воспроизведена знаменитая картина Рафаэля «Преображение».

Источником редких изображений могли служить читавшиеся в храме ветхозаветные тексты («Явление архангела Михаила Иисусу Навину»), новозаветные притчи («Христос Добрый Пастырь») и христианские заповеди блаженства («Блаженны милостивые»).

Как отмечают кураторы, значительная часть из представленных на выставке сюжетов пришла в русскую иконопись в Новое время, когда происходили существенные изменения в религиозной жизни российского общества, проявившиеся, в том числе, в возросшем интересе к Священной истории, богословию и догматике.

Выставка открыта в ЦМИАР с 7 декабря по 25 февраля 2024 года.

Юлия Зайцева
Фото автора

https://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=4&id=106174