Музей декоративного искусства открывает выставку "Ковер историй"

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Музей декоративного искусства открывает выставку "Ковер историй"
Многие экспонаты впервые представляют широкой публике.

Предмет обихода, произведение искусства или средство наглядной агитации? Советский ковер – это три в одном. Всероссийский музей декоративного искусства открывает выставку "Ковер историй" из собственной коллекции – многие экспонаты показывают впервые. Репортаж Ольги Ениной.

Прославляющий Победу, насыщенно-красный. Праздничные цветы. Ковер 1949 года – работа художницы Марии Назаревской. Она активно занималась разработкой агитационных рисунков, некоторые внедряли в производство. Но экспонаты выставки штучные. Эти два огромных гобелена авторства Николая Цивчинского – здесь спортивные достижения советских граждан. "В 30-е годы было очень модно на физкультурном параде, в котором маршировали сотни, тысячи людей, создавать такие красивые горки, как эти девочки, которые идут и в национальных костюмах, и спортивной одежде. Спортивная тема в тридцатые годы очень сильно продвигалась", – рассказала куратор выставки Зулима Безирова.

Шедевр ворсового ковроткачества – экземпляр, посвященный конному пробегу 1935 года. Из Ашхабада в Москву на иомудских и ахалтекинских лошадях тридцать человек преодолели более четырех тысяч километров почти по всем природно-климатическим зонам страны, доказав выносливость этих пород. В деталях на коврах – освоение Сибири, электрификация, строящаяся Москва. "Художники очень чутко откликались на все веяния времени, и, конечно, агитационные темы тоже были взяты со всеми талантами и со всеми секретами ковроткачества и были применены. Но есть и традиционные темы, абсолютно вневременные. Это уникальные орнаменты, геометрические, цветочные", – отметила директор Всероссийского музея декоративного искусства Елена Титова.

От эскизов и рецептуры красок до готового продукта. О "Роге изобилия" на выставке можно узнать всё. Курские мастерицы создавали его специально для Всемирной выставки в Нью-Йорке в 1939-м. "В этом ковре тоже есть тонкая пропаганда и агитация. Это "Рог изобилия" и мы везем этот "Рог изобилия" в Америку, в которой Великая депрессия только-только кончилась. А мы везем им "Рог изобилия", потому что советская страна изобильна", – сказал советник директора по науке Всероссийского музея декоративного искусства Андрей Шаповалов.

Смыслы в советском ковре можно разглядеть и в орнаментах. Тут и высоковольтные вышки, и достижения сельского хозяйства. Символы, которые нужно научиться читать, или кричащие посылы, которых в Советском Союзе становилось всё больше, работали одинаково. Из почти тысячи ковров из фондов музея для выставки отобрали чуть больше 60. Зритель может поностальгировать у детских ковров, найти источник вдохновения в изображениях важных событий недавнего прошлого. А чтобы изучить глубже приемы советских художников, в музее обещают лекционные программы.

https://smotrim.ru/article/4087393