Музей Авангарда на Шаболовке открывает новый раздел постоянной экспозиции

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Музей Авангарда на Шаболовке открывает новый раздел постоянной экспозиции
Он посвящён кондитерской фабрике "Ударница". В этом году исполняется 95 лет самой фабрике и 160 со дня основания её прямого предшественника.

Музей Авангарда на Шаболовке открывает новый раздел постоянной экспозиции, посвящённый кондитерской фабрике "Ударница". В этом году исполняется 95 лет самой фабрике и 160 со дня основания её прямого предшественника. Историю "сладкой жизни" изучила Алия Шарифуллина.

"Ударница" – неприступная крепость. На старейшую в России фабрику экскурсий нет, музея тоже. Узнать её историю через уникальные экспонаты можно разве что здесь. В совсем небольшом пространстве галереи на Шаболовке, "рассыпаны" фантики от конфет, упаковки от зефира и мармелада – каждый этот предмет лично собирал Илья Малков – куратор Музея авангарда. От его внимательного взгляда не укрылись даже стёклышки от бутылок. Фабрика "Ударница" основа в 29-м году на базе пиво-медоваренного завода торгового дома "Карнеев, Горшанов и Ко", который поставлял пиво, квас, минеральную воду даже к царскому столу. "На ней есть герб двуглавого орла 1896-го. Год указывает на то, что в год коронации Николая II этот завод присутствовал при обслуживании праздника, готовил напитки", – рассказывает куратор выставки Илья Малков.

Выпускал этот завод и фруктовые воды, лимонады, кондитерские сиропы. После революции и национализации шаболовский завод перешёл в ведение Моссельпрома. А в 29-м году вместо пива и медовухи здесь стали варить варенье и конфитюр. Завод назвали в честь тех, кто на нём трудится – "Ударница". Ударными темпами стали производить что называется "легкие сладости" – мармелад, пастилу, и, зефир конечно! "К 35-му году была создана собственная рецептура зефира в виде маленького пирожного, который мы знаем в виде завитка. Можно сказать в стиле ар-деко. Считается, что изобретение этого десерта принадлежит "Ударнице" именно с таким названием и в такой форме", – объясняет Илья Малков.

Яркие упаковки: художественной выразительности сладостей в "Ударнице" всегда уделяли особое внимание. До XXI века на фабрике была собственная типография, литография, мастерская. К проектированию упаковки приглашали и известных художников, и мультипликаторов, например, здесь иногда работал Владимир Зарубин. "Здесь есть картонные стаканы. Они запомнились картинками – это принц Лимон сказки "Чиполлино". В 80-е годы популярность мультфильма и сказок с этими персонажами пошла на нет, прекратился выпуск игрушек и книжек детских, но лимонные дольки выпускались до 90-х годов", – делится Илья Малков.

Сегодня "Ударница" – одно из двух замоскворецких кондитерских предприятий, которые продолжают работать на своём историческом месте, в исторических зданиях, выпуская легендарную продукцию. Крепость, которая хранит наследие завода и свои собственные фабричные традиции.

https://smotrim.ru/article/3761974