Мультимедиа Арт Музей представляет выставку работ Павла Пепперштейна
Кто только не иллюстрировал кэрролловскую "Алису", даже у Сальвадора Дали есть полтора десятка рисунков. Удивительно, что великого сюрреалиста не вдохновило на более масштабную работу, как других художников, такое вполне себе сюрреалистическое произведение. Значит, не в одной только абсурдности привлекательность этого текста. Дмитрий Урнов, советский и американский литературовед, утверждал, что в сказках Кэрролла про Алису можно обнаружить и невротический кошмар, и аллегорическую полемику по религиозным проблемам, и политические распри, комически выставленные. Вспомните хотя бы судебное разбирательство в королевстве, где все не в своем уме.
Выдающийся текст создан раз и навсегда. А вот изображений, созданных под впечатлением от него, может быть бесконечно много. Российского современного художника Павла Пепперштейна "Алиса" увлекает очень давно. Всё свое искусство художник описывает термином "психоделический реализм". Вот этот метод он и применил в полной мере в работе над иллюстрациями к приключениям Алисы. Мультимедиа Арт Музей Москва знакомит с ними публику с этой недели.
Историями об Алисе мир зачитывается более полутора веков. История этой выставки началась с иллюстраций, которые Павел Пепперштейн сделал к очередному российскому изданию знаменитой сказки. Оно увидело свет в 2020-м. "Я об этом мечтал буквально всю свою жизнь. Недавно, роясь в своем архиве, я обнаружил иллюстрации к "Алисе в Стране чудес", которые сделал в 78-м году. Мне было 12 лет, и я уже тогда для собственного удовольствия иллюстрировал "Алису", – поделился художник Павел Пепперштейн.
Иллюстрации одного из самых ярких, как пишет пресса, современных российских художников, по форме скорее сдержанные. Фокус автора – на самом главном. Кроличья нора, в которую падает Алиса в начале книги, буквально пара линий. Причем многим рисункам Павел Пепперштейн для выставки добавил цвет. Некоторые картины создал специально, как эту. Столкновение в экспозиции разных масштабов работ – намеренный прием, говорит художник. "Я брал иногда свой маленький рисунок, увеличивал его до размера картины на холсте маслом. Иногда делал наоборот: брал уже готовую картину и как бы повторял ее в форме маленького рисунка. Эти увеличения и повторы, увеличения, уменьшения, мне кажется, связаны с теми парадоксами, которые закладывал Льюис Кэрролл в свою сказку", – рассказал Павел Пепперштейн.
Превращения наяву, то ли сон о яви, ожившие игральные карты. Так сюжет эпохи викторианской Англии выглядит с точки зрения московского романтического концептуализма первой половины XXI века. Организаторы обыграли название одного из произведений. Иллюстрации к "Алисе в Зазеркалье" находятся за проходом с зеркалами, то есть буквально в зазеркалье. А вот так, по мнению художника, Алиса попадает в зазеркальный мир.
Рисунки, графика, даже фрески прямо на музейных стенах созданы специально для выставки. Перспектива, симметрия в этих работах бросаются в глаза. Отсылают, как и сюжет истории, к игре в шахматы, шахматной доске. А еще – к наследию художников-супрематистов. "Это огромный вклад России в мировое визуальное искусство. До сих пор без супрематизма и без Малевича не живет ни архитектура, ни графический дизайн, ни современное искусство", – подчеркнула директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова.
Работы Павла Пепперштейна продолжают и развивают отечественные традиции детской иллюстрации. В ХХ веке ей занимались будущие классики, представители советского андеграунда Илья Кабаков, Эрик Булатов, Олег Васильев. За границей приключения Алисы вдохновляли Туве Янссон и даже Сальвадора Дали. "Я очень люблю классические иллюстрации Джона Тенниела, за исключением самой Алисы. Как отмечал еще Кэрролл, образ Алисы не удался Тенниелу. Все остальные персонажи сделаны абсолютно великолепно. Наверное, это связано с тем, что Джон Тенниел был карикатуристом, работал в журнале "Панч", и ему лучше удавались гротескные персонажи", – отметил Павел Пепперштейн.
Своими любимыми персонажами Павел Пепперштейн называет Чеширского кота и Шалтая-Болтая. Это не считая главной героини. В образе Алисы, по мнению художника, удивительно сочетаются ум, честность и вежливость – лучшее и от детей, и от взрослых. Может быть, в этом – один из секретов непреходящей популярности сказок на грани абсурда.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии