МУЧЕНИЦЫ АРИЛЬДА ТОРНБЕРИЙСКАЯ И ЛЕВИННА СУССЕКССКАЯ. Дмитрий Лапа

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Данная статья посвящена двум ранним мученицам, пострадавшим за Христа в Англии и почитаемым живущими в этой стране православными и инославными христианами.

Святая Арильда, дева и мученица Торнберийская

Память совершается 30 октября/12 ноября и 20 июля/2 августа (в Глостере)

Мученичество, две церкви и источник святой Арильды

Витраж с изображением св. Арильды в церкви св. Арильды в Олдбери-он-Северн, Глостершир (фото любезно предоставил Мартин Фарделл из прихода Олдбери-он-Северн)

Витраж с изображением св. Арильды в церкви св. Арильды в Олдбери-он-Северн, Глостершир (фото любезно предоставил Мартин Фарделл из прихода Олдбери-он-Северн)

Мученица Арильда (Arilda, Arild) является самой почитаемой святой живописного графства Глостершир на западе Англии. К сожалению, ее ранние жития не сохранились, и мы можем доверять лишь местным преданиям. Дева Арильда, с детства посвятившая себя служению Христу, жила в V или VI веке. Она была бриттского происхождения (бритты населяли Англию до завоевания страны германскими племенами англов, саксов и ютов в V–VI веках). Вероятнее всего, ее мученичество последовало до известной битвы при Деорхаме (Battle of Deorham) 577 года на юге нынешнего Глостершира, при которой англо-саксы нанесли сокрушительное поражение бриттам. В поздних документах говорится, что святая «трижды успешно боролась с силой греха» и, по словам собирателя древностей Джона Леланда (1503–1552), была обезглавлена романо-британским «деспотом Мунцием» после того, как отвергла его ухаживания. Арильда приняла мученический венец близ городка Торнбери (Thornbury) в Южном Глостершире, где жила и была похоронена у святого источника. Арильду можно поставить в один ряд с другими ранними девами-мученицами Британии, например святой Альмедой (Almedha, Eluned; память: 1 августа) и более известной Винифредой (Winifred; память: 3 ноября) Валлийскими. Все они были до конца преданными Христу и получили мученические венцы, защищая свое целомудрие.

Мученица Арильда является самой почитаемой святой живописного графства Глостершир на западе Англии

Место мученической смерти Арильды было священным для язычников, но ее молитвами и пролитой кровью оно освятилось. Святую деву Арильду почитают здесь уже 1500 лет, а вода источника святой Арильды издавна славилась исцелениями. Имя святой Арильды встречается в нескольких ранних английских календарях.

Две англиканские церкви – обе в Глостершире и в 30-ти километрах друг от друга – носят имя святой Арильды. Они расположены в деревнях Олдбери-он-Северн (Oldbury-on-Severn) и Олдбери-он-Хилл (Oldbury-on-the-Hill). К сожалению, стоящая в уединенном идиллическом месте церковь в деревне Олдбери-он-Хилл не так давно перестала быть действующей приходской церковью и была закрыта. Хотя она доступна для посетителей, службы в ней проводятся по особым случаям 2–3 раза в году. Эта маленькая, простая, очаровательная церковь имеет особую атмосферу внутри. Она построена в XIII веке в перпендикулярном готическом стиле, а в ее интерьере преобладает георгианская обстановка. В «Книге судного дня» 1086 года – материалах всеобщей поземельной переписи, проведенной в Англии по приказу короля Вильгельма I Завоевателя, – обе деревни называются «Aldberrie», что на староанглийском означает «старый форт».

Церковь св. Арильды в Олдбери-он-Северн, Глостершир (фото любезно предоставил Мартин Фарделл из прихода Олдбери-он-Северн)

Церковь св. Арильды в Олдбери-он-Северн, Глостершир (фото любезно предоставил Мартин Фарделл из прихода Олдбери-он-Северн)

Церковь св. Арильды в Олдбери-он-Хилл, Глостершир

Церковь св. Арильды в Олдбери-он-Хилл, Глостершир

Внутри церкви св. Арильды в Олдбери-он-Хилл, Глостершир (источник – Wasleys.org)

Внутри церкви св. Арильды в Олдбери-он-Хилл, Глостершир (источник – Wasleys.org)

Церковь в деревне Олдбери-он-Северн действующая: она стоит на холме и служит ориентиром для путешествующих по реке Северн. Церковное кладбище имеет круглую форму, что указывает на его донорманнское происхождение. Благодаря прихожанам здесь сохраняется память о святой Арильде. Снаружи церкви над папертью установлена новая статуя этой святой, а в храме имеется ее витражное изображение, созданное покойным приходским старостой Тимом Джайлзом и освященное в 2017 году. Церковь построена в XIII веке. Большая ее часть была уничтожена пожаром в 1897 году, хотя вскоре ее полностью восстановили. Самой древней сохранившейся частью храма является паперть XV века.

Источник св. Арильды в Торнбери, Глостершир (фото любезно предоставил Мартин Фарделл из прихода Олдбери-он-Северн)

Источник св. Арильды в Торнбери, Глостершир (фото любезно предоставил Мартин Фарделл из прихода Олдбери-он-Северн)

Вода и некоторые камни на дне источника регулярно приобретают красноватый оттенок, особенно в дни памяти святой

Ежегодно приход в Олдбери-он-Северн чествует свою святую покровительницу в ближайшее воскресенье к ее июльскому дню памяти. Праздничные мероприятия включают молитвенное шествие к источнику святой Арильды, расположенному у деревушки Каухилл (Cowhill) близ устья реки Северн рядом с Торнбери. Давно замечено, что вода и некоторые камни на дне источника регулярно приобретают красноватый оттенок, особенно в дни памяти святой. Верующие считают, что это пятна крови мученицы Арильды, свидетельствующие о ее подвиге; ученые же предполагают, что это водоросли или мох. Феномен до сих пор не разгадан. Источник святой Арильды расположен в трех километрах от центра деревни Олдбери-он-Северн. Это скорее родник, чем колодец. Вода вытекает со склона небольшого холма близ дома «Коттедж святой Арильды». Вода из источника не иссякает даже в сильную засуху! В древние времена столь надежный источник чистой, свежей воды был чрезвычайно ценен. Вода истекает у основания каменной стены, ограждающей небольшое водохранилище, где она собирается и по трубам доставляется на местную «Ферму святой Арильды».

Посмертное почитание и гимн

Новая статуя св. Арильды, церковь св. Арильды в Олдбери-он-Северн, Глостершир (фото любезно предоставил Мартин Фарделл из прихода Олдбери-он-Северн)

Новая статуя св. Арильды, церковь св. Арильды в Олдбери-он-Северн, Глостершир (фото любезно предоставил Мартин Фарделл из прихода Олдбери-он-Северн)

После Норманнского завоевания Англии 1066 года мощи святой Арильды были перенесены в Глостерское аббатство святого Петра в городе Глостер (ныне Глостерский англиканский собор / Gloucester Cathedral), где ее рака в крипте прославилась многочисленными чудесами. Мученица была изображена на большом восточном окне собора, а ее статуя находилась на запрестольной перегородке придела Богородицы[1]. На протяжении веков к мощам мученицы Арильды в Глостерский монастырь стекались тысячи паломников со всех концов страны, но во время Реформации при короле Генрихе VIII (правил в 1509–1547 гг.) монастырь был распущен, рака (но не мощи) мученицы Арильды была уничтожена, а паломничества запрещены. Мощи святой Арильды чудом сохранились и несколько столетий после Реформации покоились в боковом приделе крипты Глостерского собора. Когда в начале XX века в соборе проводили электричество, мощи Арильды вместе со всеми остальными останками вынесли из крипты и захоронили в неизвестном месте рядом с собором, и могила мученицы до сих пор никак не отмечена.

В XX веке мощи Арильды захоронили в неизвестном месте рядом с собором, и могила мученицы до сих пор никак не отмечена

Не так давно в архивах Глостерского собора был найден латинский гимн XIII века, восхваляющий подвиги святой Арильды. Он был переведен на английский язык и теперь ежегодно поется общиной храма в Олдбери-он-Северн во время богослужения в честь дня памяти святой.

Гимн в честь святой Арильды (перевод с английского):

О, Мать Церковь, днесь воздадим
Честь святой Арильде!
Даруй нам участие
В дивном хоре хвалы и молитвы.
Она отдала свою жизнь Христу
И Его силой поразила врага.
Трижды она боролась силою греха
И, очистившись, ходила со Христом.
О, невеста Христова, о, дева мудрая,
В твоих глазах мир сей не стоил ничего!
Ныне в невечернем Небесном свете
Ты облечена в яркие ризы славы.
С плотию, незапятнанной грехом и чистым сердцем,
Ты умом была обращена горе ко Христу –
На Нем одном ты сосредоточила свою любовь.
О, дева, чьи мощи покоятся в Глостере
И чрез кого народ Глостера получил благословение!
Помоги нам в печали здесь в дольнем мире,
А затем исходатайствуй нам радостей Небесных!
О, Арильда, хранительница сего святого места
И наша надежда на милость Божию!
О, мати, услыши молитву чад своих,
Чтобы мы унаследовали Небесную жизнь!
Молись о нас ныне Христу, Господу твоему,
Которому ангелы небесные поклоняются,
Чтобы мы наконец с тобою пришли
Прославить Его в нашем Небесном чертоге!

(Любезно предоставил Мартин Фарделл)

Святыни Глостера

Глостерский кафедральный собор, Глостер, Глостершир (фото – Ирина Лапа)

Глостерский кафедральный собор, Глостер, Глостершир (фото – Ирина Лапа)

Глостер, главный город графства Глостершир, был основан римлянами в I веке нашей эры как военная крепость и первоначально назывался Глевум. Сегодня это промышленный, но симпатичный город и крупный внутренний порт на реке Северн с населением 130 000 человек. В нем частично сохранились римские ворота, а также участки римских и средневековых стен. Сохранилась и римская планировка города с четырьмя главными улицами Истгейт, Нортгейт, Уэстгейт и Саутгейт, сходящимися в центре, рядом с колокольней древней церкви архангела Михаила.

Главной достопримечательностью Глостера является кафедральный собор в честь апостола Петра и Святой и Нераздельной Троицы. Двойной монастырь (с раздельными сообществами монахов и монахинь, молившихся в одном храме) был здесь заложен в 672 году Осриком (Osric of Hwicce), правителем маленького англо-саксонского королевства Хвисса (Хвикке) на западе нынешней Англии. Этот король увековечен в соборе надгробным памятником.

В 1058 году на том же месте началось строительство большого аббатства и завершилось к 1100 году. Это величественное здание в романском и перпендикулярном готическом стилях возвышается над центром города по сей день. Одной из главных достопримечательностей собора является большое восточное окно 1350 года (одно из самых больших в Европе) с изображениями ангелов на верхней панели, Спасителя, Богородицы и святых в середине, а также епископов и рыцарей на нижней. Неф с массивными колоннами датируется 1126 годом, хоры – XIV веком; средневековые комната капитула, крытые галереи и многие другие бывшие монастырские постройки также сохранились нетронутыми. Среди самых трогательных жемчужин собора – прекрасно сохранившиеся «кабинки», в которых средневековые монахи сидели, читали, изучали Священное Писание, мыли руки перед едой, хранили полотенца и т.д.

Интерьер Глостерского собора, Глостер, Глостершир

Интерьер Глостерского собора, Глостер, Глостершир

Памятник и гробница Осрика, короля Хвиссы, в Глостерском кафедральном соборе в Глостере, Глостершир

Памятник и гробница Осрика, короля Хвиссы, в Глостерском кафедральном соборе в Глостере, Глостершир

В крытой внутренней галерее собора (место, где монахи проходили процессией) позади главного престола находится великолепная гробница короля Эдуарда II (правил в 1307–1327 гг.), который, в отличие от своего отца, короля Эдуарда I, «Молота шотландцев», был одним из самых непопулярных правителей в истории Британии. Он потерпел поражение от Роберта Брюса в Битве при Бэннокберне и был в ссоре с баронами, которых поддерживали рыцари и простой народ, недовольные повышением налогов. Он был сначала низложен, а затем убит в замке Баркли в Глостершире, вероятно, при участии своей собственной жены Изабеллы Французской и ее любовника Роджера Мортимера. Хотя жизнь этого монарха нельзя назвать святой, к его могиле в Глостерском монастыре на протяжении долгих лет стекались простые люди со всей страны, прося его защиты и утешения. Присутствие могилы короля сыграло положительную роль в судьбе этого здания в 1541 году, когда Генрих VIII только распустил монастырь, но решил его не сносить, а превратить в кафедральный собор.

При соборе расположен древний сад лекарственных растений. Не исключено, что мощи святой Арильды захоронены на его территории

Одна из часовен собора посвящена памяти музыкантов, связанных с Глостерширом, среди которых композиторы Герберт Хауэллс, Джеральд Финзи и Айвор Гёрни. Многие приезжают в Глостерский собор из-за его знаменитой «шепчущей галереи». Это длинный узкий коридор, обладающий таким акустическим эффектом, что слово, сказанное тихо в одном его конце, слышно у противоположной стены. При соборе расположен древний сад лекарственных растений: здесь средневековые монахи выращивали травы, которыми лечили больных. Не исключено, что мощи святой Арильды захоронены на его территории. Православный паломник, посещая это место, ощутит умиротворение и молитвенный дух.

В Глостере верующие также могут посетить руины монастыря святого Освальда начала X века (основанного Этельфледой, «Железной леди Мерсии», дочерью короля Альфреда Великого и одной из самых влиятельных женщин своего времени), где хранилась часть мощей короля и мученика Освальда Нортумбрийского (+642); бывшие средневековые монастыри разной степени сохранности, принадлежавшие доминиканцам («черным монахам» – названы по цвету их облачений), францисканцам («серым монахам») и кармелитам («белым монахам» – руины обнаружены в 2020 году); остатки приората Ллантони-Секунда (Llanthony Secunda; августинский; основан как дочерняя обитель аббатства Ллантони в честь прп. Антония Великого в Монмутшире в Уэльсе); древние приходские церкви Пресвятой Богородицы «Сент-Мэри-де-Лоуд» (первая церковь на этом месте воздвигнута в II веке христианским королем св. Люцием, который, возможно, захоронен в ней) и «Сент-Мэри-де-Крипт», а также в честь святителя Николая.

Святая Левинна, мученица Суссексская

Память совершается 24 июля / 6 августа

Зарождение христианства в Суссексе и мученица Левинна

Икона свт. Вильфрида

Икона свт. Вильфрида

Святая дева Левинна (Lewina, Lewinna, Leofwynn), скорее всего, жила во второй половине VII века в англо-саксонском королевстве Суссекс («королевство южных саксов») на юге Англии, на территории которого ныне расположены графства Восточный и Западный Суссекс. Суссекс последним из семи англо-саксонских королевств принял христианство, а восточная его часть оставалась языческой дольше всего. Просветителем Суссекса является прославленный миссионер святитель Вильфрид (Wilfrid; память: 12 октября), трудившийся в этих краях в 681–686 годы. Однако и до прихода святителя здесь жили отдельные христиане. Так, задолго до него в королевстве подвизался ирландский монах святой Дикул (Dicul; память: 19 апреля), основавший крошечную монашескую общину и построивший церковь в Бошаме (Bosham) в Западном Суссексе, сохранившуюся до наших дней. Уроженцем Суссекса был Дамиан, посвященный во епископа Рочестерского между 655 и 664 годами. Наконец, первым правителем Суссекса, ставшим христианином, был Этельвалх (+ ок. 682), принявший крещение в Мерсии по настоянию короля Вульфхера.

Почитание первомученицы Суссексской началось сразу после ее кончины, а от ее мощей чудеса совершались «каждый день»

Хотя раннее житие святой Левинны не сохранилось, и мы знаем о ней лишь из местных преданий и письменных источников, начиная с XI века, почти все историки убеждены, что она происходила из Суссекса, где приняла крещение, подвизалась и была замучена в юном возрасте своими соплеменниками-язычниками в начале 670-х годов. Почитание первомученицы Суссексской началось сразу после ее кончины, а от ее мощей чудеса совершались «каждый день».

Согласно ранним источникам, мощи угодницы Божией почивали в значимой церкви в честь апостола Андрея Первозванного (весьма почитаемого святого в древней Англии) близ города Сифорд (Seaford) в Восточном Суссексе, однако без точного указания места. По иронии, в окрестностях имеется несколько приходских церквей в честь апостола Андрея, восходящих к ранним временам. «Кандидатами» могут быть церкви в деревнях Альфристон (Alfriston), Беддингем (Beddingham), Бишопстон (Bishopstone), Джевингтон (Jevington), а также в городе Льюис (Lewes). Наиболее вероятно, что останки мученицы пребывали в Альфристоне или Бишопстоне.

Церковь св. Андрея в Беддингеме, Восточный Суссекс, где, по одной из версий, хранились мощи св. Левинны

Церковь св. Андрея в Беддингеме, Восточный Суссекс, где, по одной из версий, хранились мощи св. Левинны

Церковь св. Андрея в Бишопстоне, Восточный Суссекс, где, по одной из версий, хранились мощи св. Левинны

Церковь св. Андрея в Бишопстоне, Восточный Суссекс, где, по одной из версий, хранились мощи св. Левинны

Церковь св. Андрея в Джевингтоне, Восточный Суссекс, где, по одной из версий, хранились мощи св. Левинны

Церковь св. Андрея в Джевингтоне, Восточный Суссекс, где, по одной из версий, хранились мощи св. Левинны

Почитание и чудеса мученицы Левинны в Берге и других местах

Длительному почитанию Левинны на ее родине помешало событие, произошедшее в 1058 году, когда ее мощи были украдены и навсегда перевезены в континентальную Европу, хотя некоторые христиане верят, что часть мощей до сих пор покоиться под полом церкви в Альфристоне или Бишопстоне.

Длительному почитанию Левинны на родине помешало то, что в 1058 году ее мощи были украдены и навсегда перевезены в континентальную Европу

До нас дошел рассказ французского монаха Балгера (виновника произошедшего), около 1068 года поведавшего обо всем священнику Дрого, который записал эту историю. В 1058 году Балгер в поисках святынь для своей обители сел с несколькими моряками на корабль и поплыл в сторону Англии. Он планировал причалить к Дувру в Кенте, но штормом его судно прибило к гавани Сифорда (по другой версии – Ньюхейвена) на южном побережье Англии в Суссексе. Он сошел на берег и увидел издалека красивую величественную церковь недалеко от города. Была Светлая седмица, и Балгер решил обязательно пойти в этот храм на праздничную вечерню. По пути он занемог и остановился передохнуть.

Вскоре проходивший мимо старик поинтересовался, все ли с ним в порядке. Узнав, что ему нездоровится, незнакомец рассказал ему, что он (Балгер) идет в сторону церкви святого Андрея, где в раке покоятся чудодейственные мощи дивной святой – мученицы Левинны, по молитвам которой происходят бесчисленные чудеса исцеления – стоит только ей помолиться от всего сердца. Ободрившись рассказом старца, Балгер с трудом дошел до храма, а, войдя внутрь, увидел развешанные на стенах пергаментные свитки, в которых можно было прочесть о чудесах святой (исцеления слепых, расслабленных, эпилептиков и т.д.), а также саму раку на почетном месте. Монах взмолился святой – и тут же получил избавление от недуга.

Церковь св. Андрея в Альфристоне, Восточный Суссекс, где, по одной из версий, хранились мощи св. Левинны

Церковь св. Андрея в Альфристоне, Восточный Суссекс, где, по одной из версий, хранились мощи св. Левинны

Во время всенощной, пока никто не видел, Балгер приблизился к раке, приоткрыл ее и увидел завернутые в мантию мощи святой Левинны. Тут у него и зародилась мысль: пусть лучше столь великая святыня будет храниться в его знаменитом монастыре, чем в этом «захолустье». После службы он подошел к священнику и предложил купить у него эти мощи. Пресвитер обиделся и твердо заявил, что это невозможно. Балгер извинился, обратив все в шутку, и попросил иерея разрешить ему остаться в храме на молитву до полуночи. Священник нехотя дал свое разрешение – Балгер же дождался, пока из церкви уйдет последний прихожанин; затем поздно вечером ушел и сторож. Не медля ни секунды, монах приблизился к раке с мощами Левинны, с трепетом вынул их и пошел к выходу. Вдруг он услышал, как что-то упало, и увидел на полу пальчики рук святой. Монах невозмутимо поднял их, положил в мантию и направился к двери. Но то же самое повторилось три раза. Поняв, что на то была воля святой, Балгер решил оставить пальчики в раке. Остальные мощи он увез с собой на континент.

В обители, где подвизался Балгер, покрывало развернули и увидели мощи святой, а на мантии – очень ценную надпись: «Святая Левинна претерпела мученическую кончину при Эуберте [скорее всего, короле Эгберте I Кентском, правившим с 664 по 673 год] и архиепископе Феодоре Кентерберийском [668–690], а перенесение ее мощей состоялось при епископе Эделме [скорее всего, Эдхельме, епископе Селси: ок. 963 – ок. 980]». Вскоре мощи Левинны были торжественно положены в раку – церемонию возглавил епископ Бово.

Две башни, некогда бывшие частью монастыря св. Винока в Берге, Франция

Две башни, некогда бывшие частью монастыря св. Винока в Берге, Франция

Так драгоценные мощи Левинны попали в монастырь Берг (Bergues) графства Фландрия (ныне городок Берг близ Дюнкерка во Франции – департамент Нор, рядом с бельгийской границей) – обители Балгера. Монастырь был посвящен валлийскому святому Виноку (Winoc; память: 6 ноября), жившему в VII – начале VIII веков и скончавшемуся в местечке Ворму (Wormhout) во Франции. От великого монастыря, увы, сохранились лишь две башни и мраморные ворота. Название города Берг в переводе с голландского означает «зеленый холм».

Мраморные ворота бывшего монастыря св. Винока в Берге, Франция

Мраморные ворота бывшего монастыря св. Винока в Берге, Франция

День памяти святой Левинны отмечался в Берге с особой торжественностью. Время от времени мощи мученицы проносили процессией по другим городам и селениям, и от них совершались многочисленные чудеса исцеления. Во время таких поездок в местечке Лиссевеге (ныне в Бельгии) произошло исцеление, когда щепки от раки святой окунули в вино и дали больному; в городке Лос (ныне во Франции) мужчина по имени Бодера исцелился от болезни почек; в прибрежном городе Бланкенберге (ныне в Бельгии) здоровье вернулось 12-летнему мальчику; в Зеландии (провинция на юго-западе Нидерландов) глухому мужчине по имени Рембольд вернулся слух.

В одном местечке близ города Остенде (ныне в Бельгии) жители сначала не хотели идти прикладываться к мощам мученицы, сказав, что ничего о ней не слышали. Однако, как только раку поставили на престол местного храма, находившееся рядом распятие стало источать влагу. А как только в храм привели калеку, он начал трястись и скрежетать зубами, а через несколько минут получил полное исцеление, подошел и облобызал раку святой. На следующий день он пожертвовал храму двенадцать овец в благодарность за чудо. Узнав об этом, местные жители поспешили к мощам Левинны.

Другое чудо произошло во время пребывания мощей в Ауденбюрге (ныне в Бельгии). В этом городке жила девушка, которая не могла говорить, все время тряслась и почти не спала и не ела из-за болезни. Перед самым приездом мощей святой Левинны она впала в кому, выйдя в сад за овощами. Не успели прислонить беднягу к раке святой, как она полностью исцелилась.

На территории нынешних Нидерландов произошло самое странное из известных нам чудес святой Левинны. К ее мощам привели тяжко больную женщину, которая, изнуренная телесными страданиями, попросила святую либо исцелить, либо забрать ее поскорее. Вернувшись домой, женщина, помолившись, умерла. Окружающие восприняли это как чудо, ибо святая избавила ее от страданий.

Когда процессия с мощами вернулась в Берг, ее встретила большая толпа народа. Как только все вошли в храм вслед за ракой Левинны, то увидели, как две большие свечи, потухшие из-за ветра, чудесным образом зажглись сами по себе.

Многие свидетельствовали, что достаточно было призвать имя мученицы, повернувшись в сторону Берга, чтобы получить избавление от недуга

Многие получали исцеление, помолившись про себя святой Левинне, находясь в десятках или сотнях километров от ее мощей. Многие свидетельствовали, что достаточно было призвать имя мученицы, повернувшись в сторону Берга, чтобы получить избавление от недуга. Женщина по имени Цилла рассказывала, что Левинна явилась ей у болезненного одра и исцелила.

В 1224 году мощи Левинны переложили в новую великолепную раку. В 1383 году на Берг напали союзники французского короля – солдаты разорили обитель, украв все драгоценности с реликвариев, но мощи святой Левинны удалось спрятать, и они остались целыми и невредимыми. В 1558 году во время религиозных войн Берг был захвачен французскими протестантами (гугенотами), и большая часть мощей мученицы Левинны была утрачена, за исключением одного ребра, от которого продолжали совершаться чудеса исцеления. Эту святыню бережно хранили до Французской революции (1789–1799), во время которой монастырь был почти полностью разрушен, а ребро исчезло. В 1928 году свершилось новое чудо: местный священник обнаружил ребро мученицы в приходской церкви святого Мартина города Берг и выставил его на поклонение. Но во время Второй мировой войны, когда эта церковь была почти полностью стерта с лица земли, ребро было утеряно окончательно, хотя храм позднее перестроили.

Церковь св. Мартина в Берге, Франция

Церковь св. Мартина в Берге, Франция

Четыре церкви в Суссексе, где могли храниться мощи мученицы Левинны

На северной стене алтаря церкви деревни Альфристон находится древнее изображение женщины с раной на голове. Верующие считают, что это изображение святой Левинны и что ее мощи пребывали именно здесь. Недаром Альфристон расположен в тихом и удивительном по красоте уголке, будто он издавна избран Богом и мученицей Левинной, благодаря подвигу которой православное христианство начало процветать на этой земле. Деревня стоит на территории национального парка «Саут-Даунс», а рядом протекает река Какмир (Cuckmere). Нынешнее здание церкви, построенной из кремния, относится к XIV веку, но круглая форма церковного кладбища говорит о том, что первая церковь на этом месте была саксонской. В Альфристоне сохранился средневековый «торговый крест» – такие высокие кресты устанавливали на рыночных площадях английских городов, где регулярно проводились ярмарки. Альфристонский крест был воздвигнут в 1405 году, когда король Генрих IV разрешил проводить в Альфристоне ярмарку каждый вторник, а также ежегодные ярмарки в дни памяти апостолов Андрея, Филиппа и Иакова. Совсем близко к Альфристону находятся две другие значимые церкви: крошечная церковь XII века на склоне холма, на лоне природы, в местечке Лаллингтон (Lullington); и норманнская церковь архангела Михаила в деревне Литлингтон (Litlington), рядом с которой на склоне холма находится знаменитая меловая фигура «белой лошади» 110 метров в длину.

Средневековые солнечные часы, церковь св. Андрея в Бишопстоне, Восточный Суссекс

Средневековые солнечные часы, церковь св. Андрея в Бишопстоне, Восточный Суссекс

Церковь в Бишопстоне, маленькой деревне в тихой долине, датируется VIII веком. Нефу и южному портику (галерее) церкви от 1000 до 1200 лет!

Церковь в Бишопстоне – маленькой деревне в тихой долине – датируется VIII веком. Нефу и южному портику (галерее) церкви от 1000 до 1200 лет! Нынешние алтарь, северный боковой придел и колокольня относятся к XII веку. Возможно, это старейшая дошедшая до наших дней церковь во всем Восточном Суссексе! При влиятельном короле Оффе Мерсийском (правил в 757–796 годы), когда Мерсия доминировала над другими королевствами, эта деревня принадлежала его поместью. К XI веку земли, на которых стоит Бишопстон, принадлежали епископу Чичестерскому. Церковь в Бишопстоне имела статус “minster” (важная церковь): сюда епископы совершали визитации, а местная епископская резиденция была настолько большой, что в 1324 году здесь развлекали короля Эдуарда II! Сегодня деревушка насчитывает всего несколько домиков, но церковь продолжают посещать паломники. Одно из ее окон датируется IX веком; сохранились солнечные часы, созданные примерно в X веке – по таким часам отсчитывали время для совершения богослужений. Современный историк Джон Блэр, хорошо ориентирующийся в англосаксонском периоде, убежден, что мощи мученицы Левинны хранились именно в этой церкви. По его мнению, рака с мощами святой находилась в северном портике (галерее), который в XII веке заменили на боковой придел.

Церковь в деревне Джевингтон была построена около 900 года! Нынешняя колокольня относится к XI веку, неф датируется 1200 годом, а алтарь и северный боковой придел – концом XIII века. Сохранилась даже резьба XI века. В деревне с 1344 года до роспуска монастырей при Генрихе VIII на протяжении 200 лет действовал маленький монастырь, освященный в честь святой Левинны.

Нынешнее здание церкви в Беддингеме относится к XII веку, но более ранняя церковь стояла здесь до Норманнского завоевания и имела статус “minster”. Начиная с XIV века, церковь неоднократно расширяли и ремонтировали.

Сегодня мученицу Левинну почитают в русских приходах Великобритании, например, в общине преподобномученицы Елисаветы Феодоровны близ деревни Бодиам в Восточном Суссексе (Сурожская епархия).

Святые мученицы Арильда и Левинна, молите Бога о нас!

[1] Согласно автору Джейн Брэдшо, изображение св. Арильды сохранилось на витражном окне, сделанном из стекла дореформационного периода. Вероятно, Арильда – это святая, изображенная рядом с мч. Лаврентием. На запрестольной перегородке вместо средневековых статуй видны лишь пустые ниши – вполне типичное и печальное наследие Генриха VIII.

https://pravoslavie.ru/147566.html