Мученики и подлинный смысл жизни

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

В эти дни Церковь совершает память мучеников и исповедников, вспоминая сотни тысяч епископов, священников, монахов и благочестивых мирян, которые были подвергнуты репрессиям, расстреляны или умерли в лагерях в ходе предпринятой коммунистическими властями попытки уничтожить Церковь.

Празднование памяти мучеников — нечто совершенно непонятное и загадочное для внешнего мира. Люди понимают, как можно праздновать победы и достижения — внешние, очевидные, принудительные проявления мощи и силы.
Но совершать память людей, которые были подвергнуты мучениям и смерти, которые потерпели, по земным меркам, самое очевидное поражение?

Нецерковным людям бывает трудно понять, что за этим стоит — а то, что они предполагают, исходит из их картины мира, далекой от церковной.

Люди встраивают рассказ о мучениках в уже сложившуюся у них эмоциональную картину мира.

Все уже привыкли, что исторические трагедии повсюду на земном шаре, от Калуги до Алабамы, используются как инструмент текущей политики, для предъявления претензий и выдвижения требований платить и каяться. Люди, объявляющие себя душеприказчиками жертв, обвиняют тех, кого они назначили наследниками злодеев — поляки требуют денег с немцев, черные — с белых, и так далее.

Память о прошлом используется для подогрева старой вражды — или возбуждения новой.

Один недавний русский иммигрант в США рассказывал о том, что от него, как «белого» требуют каяться в обидах и несправедливостях, которые белые плантаторы причинили чернокожим, индейцам и прочим угнетенным меньшинствам. Когда он пробовал протестовать, говоря, что недавно прибыл из другого полушария, и ни он, ни его предки точно не имели никаких черных рабов, а скорее сами были крепостными — ему указали на его несомненную принадлежность к преступной белой расе.

В этой ситуации люди, которых назначают виновными в преступлениях, которые они лично не совершали, часто реагируют с некоторым раздражением — как немцы на требования поляков. Мол, сколько ж можно платить и каяться, каяться и платить.

В этом привычном уже общемировом контексте разговор о новомучениках воспринимается как еще одна попытка предъявить кому-то претензии. Поскольку гонимые и гонители не отличались ни языком, ни цветом кожи, вопрос о том, кто кому будет предъявлять счета к оплате, повисает в воздухе — что только добавляет раздражающей неопределенности.

И тут важно объяснить. Новомученики — не наши обвинители. Они — наши ходатаи. Они предстоят перед Богом не с обвинениями против кого либо из нас — но с молитвой за всех. Они последовали Христу, который умер ради спасения Своих распинателей.

Они — не пассивные жертвы беззакония; они выбрали верность Христу до конца. Когда, например, человек принимал рукоположение в 1930 году он уже знал, что за власть в стране и чего ему может стоить этот выбор — но он решал служить Литургию и преподавать Таинства народу Божиему, потому что считал это важнее жизни.

А потом за ним приходили.

Мы вспоминаем верность людей, которые остались в Церкви Христовой, когда это было не просто невыгодно с любой мирской точки зрения — но и смертельно опасно. Когда дело веры казалось безнадежно проигранным, а торжество безбожия — окончательным и бесповоротным.

Они несли свет Христов в то время, когда тьма казалась необратимо и навсегда победившей. Они остались со Христом, когда Он был осмеян, оплеван, гоним и распят — и следование за Ним не обещало по эту сторону вечности ничего, кроме страданий и смерти.

Многие из нас еще застали огромные плакаты «победа коммунизма неизбежна» — и время, когда считалось само собой разумеющимся, что вера исчезает и скоро исчезнет окончательно.

Но она не исчезла — благодаря тем, кто был готов на мучения и смерть ради Христа.

И в эти дни мы с благоговейной благодарностью вспоминаем их подвиг — совсем не для того, чтобы предъявлять кому-то претензии, но потому что мученики достойны нашей молитвенной памяти.

Они призывают к покаянию — но именно в церковном смысле, который отличается от мирского. Когда мирские люди говорят о «покаянии» речь чаще всего идет о том, что вы должны согласиться с тем, чтобы вы принадлежите к преступной общности и принять все возводимые на эту общность обвинения — и вообще подчиниться всем требованиям ваших обвинителей, будь они политическими или финансовыми.

В церковном смысле покаяние есть возвращение к Богу, и исправление своих путей — оно ведет к прощению, исцелению и благословению.

Покаяние — это обретение истины о Боге, о себе, о мире, это уход от лжи и обмана, это осознание реальности Благой Вести — Христос действительно воскрес из мертвых, чтобы привести своих верных к жизни вечной и блаженной.

Покаяться — значит освободиться от пут заблуждений и обрести истину.

При этом, увы, заблуждения могут быть очень цепкими. Это связано с тем, что утратив Бога в грехопадении, человек пытается заполнить оставшуюся внутри него страшную пустоту чем-то другим, какими-то идолами или лжеучениями, которые призваны дать ему сознание смысла жизни, правого дела, надежды, единства с другими.

Человек в поисках смысла жизни ухватывается за те или иные идеологии — национализм, коммунизм, либерализм или трансгуманизм, или еще что-то.

Человек, лишенный надежды на личное бессмертие, пытается прилепиться к какому-то великому, в его глазах, «бессмертному» делу, которое обеспечит ему хотя бы некоторую причастность к бессмертию.

Любая критика этих идеологий воспринимается их адептами крайне болезненно — как покушение на смысл их жизни, их достоинство и чувство принадлежности к чему-то великому.

Поэтому коммунистическая идеология, несмотря на ее несомненный исторический крах, продолжает сохранять свое влияние на людей. Человек не может перенести, что его жизнь бессмысленна — а подлинного смысла жизни он не обрел.

И мученики свидетельствуют нам о том, что у нас есть буквальное, а не метафорическое бессмертие. Есть Бог, создавший нас для жизни вечной и блаженной. Есть подлинный смысл жизни — в служении этому Богу.

Сергей Львович Худиев

https://radonezh.ru/2023/02/08/mucheniki-i-podlinnyy-smysl-zhizni