МУЧЕНИК ВАСИЛИСК. ПАМЯТЬ II ВСЕЛЕНСКОГО СОБОРА. ИЕРОМОНАХ СИЛУАН (МЕЖИНСКИЙ)
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Сегодня мы совершаем память святого мученика Василиска, который был племянником святого мученика Федора Тирона, и пострадал за Христа во времена гонений императора Максимиана Галерия.
Если мы думаем, что раньше люди страдали за Христа, а сейчас нет, то мы немножко ошибаемся. Потому что вот даже встреча, которая была у Патриарха, какой вопрос обсуждали там? Обсуждали вопрос именно того, что сейчас на всем Ближнем Востоке уничтожаются даже не сотни, а десятки тысяч христиан, и что это нужно останавливать. То есть никуда в никакое бытие не ушло гонение на христиан, которое продолжается и продолжается, и наверняка будет продолжаться силами всеми злыми.
Вот происходило это в четвертом веке. Василиск был взят под стражу и содержался в тюрьме при правителе Агриппе. И даже находясь в темнице, святой мученик Василиск готовился к настоящему подвигу. Но ему явился во сне Господь и утешил его, сказав, что Он даст ему кончину. Он попросил темничных стражей отпустить его домой из темницы. И простые люди, стражи, зная какой святой жизни святой Василиск, они отпустили его домой. Он попрощался спокойно со всеми своими родственниками. Но правитель узнал о том, что его отпустили, и послал за ним стражу, которая его заковала в тяжелые оковы, а ноги обули в медные сапоги со вбитыми в подошву гвоздями, и отправили его в Каманы. Здесь они остановились у одной женщины, вольно пошли в дом отдохнуть и подкрепиться пищей. А святой мученик был прикован к сухому дереву. И стоя в тяжелых оковах, святой молился Богу. И внезапно услышался голос свыше: Не бойся, Я с тобой. Земля заколебалась, и из скалы забил источник. И все воины и магистриан, испуганные землетрясением и голосом услышанным, выбежали из дома. Пораженные чудом, они освободили мученика и потом привели его перед Аргиппой, который повелел ему принести жертву языческим богам.
Как вот и сейчас... Недавно разговаривал с батюшкой, который приехал из Одессы. И он рассказывал о том, кто же пострадал в том убиении на этом поле. И он сказал такую вещь. Я даже был поражен. Он говорит: это были прихожане моего храма. То есть погибли верующие люди, которые там находились, которые не смирились со всем, что происходит. И пострадали простые верующие люди, не какие-то там активисты, молодые ребята, а бабушки и дедушки, которые были там с детьми, с внуками. Они и пострадали. Так можно сказать, что они пострадали за веру православную. Они пострадали за свои убеждения, за то, что они не примирились со злом, а стояли на стороне добра.
И святой мученик Василиск был убит, казнен. Но уже буквально через некоторое время по его молитвам, по обращении к нему, начали совершаться молитвы. И уже святителю Иоанну Златоустому перед его кончиной, происшедшей в Каманах, святой Василиск явился ему и сказал: завтра мы будем вместе. Что так и произошло.
И еще сегодня, дорогие братья и сестры, мы празднуем память святых отцов II-го Вселенского Собора. Это очень важное событие в истории Церкви, потому что на этом Соборе был окончательно принят тот Символ Веры, который мы все с вами знаем и который мы читаем каждый день в утренних молитвах. Но мало того, что его еще и знать, надо его еще хорошо и понимать и рассказывать своим детям. Этот Собор II-й Вселенский проходил именно для утверждения апостольского учения о Святом Духе против лжеучения Македония, который отвергал божественное достоинства Духа Святаго.
Так во что же мы верим в Символе Веры? Мы начинаем Символ Веры словом «Верую», потому что содержание наших религиозных убеждений не зиждется на каком-то внешнем практическом опыте, но на принятии нами на веру богооткровенной истины. Именно мы веруем в то, что не видим, но мы в это верим. Чем больше человек преуспевает в духовной жизни, то есть чем он больше молится, чем он больше думает о Боге, делает добра, тем яснее для него становятся все те символы, которые описываются в Символе Веры. И именно тогда уже, когда он выполняет веру своими делами, тогда вера становится не просто «верой», а именно деланием человека. Мы верим в то, что Бог есть полнота совершенства, Он есть Дух Всесовершенный, Безначальный, Вечный, Всемогущий и Премудрый. Бог всюду находится, все видит и знает раньше, чем что-либо произойдет. Он бесконечно добрый справедливый и всесвятой. Он ни в чем не нуждается. И Он есть первопричина всего существующего.
Мы верим, что Бог есть Един по существу и троичен в лицах: Отец, Сын и Святой Дух, есть Троица Единосущная и Нераздельная. Отец не рождается и не исходит от другого лица. Сын Предвечный рождается от Отца, и Дух Святый предвечно исходит от Отца. Мы верим в то, что все Лица ипостаси равны между собой по совершенству, по величию, по власти, по славе. А именно мы верим, что Отец есть истинный и Всесовершенный Бог, Сын есть истинный Всесовершенный Бог и Дух есть истинный Всесовершенный Бог. Поэтому мы в молитвах одновременно прославляем и Отца и Сына и Святого Духа, как единого Бога. Этот догмат от Святой Троицы непостижим человеческому уму. Многие святые говорили, что только на том свете при полноте Божества, то есть когда мы будем уже совсем в другой благодати, не обремененные нашим грешным телом, только тогда мы сможем все это понять и увидеть своими собственными глазами. А сейчас очень тяжело уму человеческому совершенно маленькому неопытному необразованному понять это. Но были на земле люди, которые это понимали Духом Святым. А как? Через исполнение заповедей Божьих и свою святую жизнь.
Мы верим в то, что весь видимый и невидимый мир сотворен Богом, ибо Бог сотворил мир не по необходимости, как многие ошибаются, и не по нужде в нем. Он не нуждался ни в нас, ни в мире. Он сделал все это по Своему благому желанию, чтобы другие, Им созданные существа наслаждались жизнью. И поэтому мы все должны помнить, что все, что Бог сотворил, никуда не пропадет. Ни один человек, который был рожден на земле или был убит, никуда не пропадет. Он так и будет в вечности, но только судьба в вечности будет у всех разная — или вечные муки или вечна радость. Бог сотворил все добрым, а зло происходит в мире только от злого употребления своей свободной воли, которой Бог наделил ангелов и людей. Так и дьявол, и все ангелы были наделены свободной волей. Они были добрыми, но они восстали против Бога и добровольно стали злыми. Эти непокорные ангелы, ставшие бесами, были изгнаны из рая и образовали свое темное царство, именуемое адом. С тех пор они подстрекают людей на грех, чтобы быть не одни там, в аду, а только по своей злости и ненависти и мести Богу. Дал им Господь волю, чтобы и мы, глядя на них, знали, что может сделать человек, используя злую волю, до каких низов может опуститься человек, если он становится на этот путь.
Мы верим в то, что Бог все Свое содержит в Своей власти, что Он всем управляет и все ведет только к благой цели. Мы все знаем, что даже плохое Бог исправляет во благое. Бог любит нас и заботится о нас, как мать о своем ребенке. Поэтому ничего плохого не может произойти с человеком, надеющимся на Бога.
Вот недавно совсем две недели была война за ребенка. Женщина хотела сделать аборт. Ее уговаривали все врачи, все священники, и с Афона и из Иерусалима, отовсюду, откуда только можно. И все равно она пошла и это сделала. Хотя ей говорили о том, даже старец сказал: все хорошо, все, что врачи сказали, это неправда. Но она не поверила и сотворила это зло. Хотя ей говорили: Бог сделает все, вы обратились к Богу. Верьте в то, что все, что вам сказали, пообещали, это неправда. Но человек не поверил. И вот теперь начались другие муки, как у самоубийц. Самоубийца думает, что когда он заканчивает жизнь таким образом, все для него прекращается. И вдруг с удивлением он обнаруживает, что все только начинается. Так и у женщины, которая это сделала. Она думает, что сейчас все — муж перестанет давить, свекровь перестанет давить на нее, люди перестанут говорить. И тут обнаруживается, что она делает поступок страшный, и все только начинается, потому что она спать не может, дышать не может, ничего не может делать, а думает только об одном, что все люди знают, что она сотворила. Насколько это страшно. Если вы знаете это, останавливайте людей от этих страшных дел.
Мы верим в то, что Сын Божий Господь наш Иисус Христос для нашего спасения сошел с небес на землю и воплотился от Святаго Духа и Девы Марии. Он, будучи Богом от вечности, воспринял наше человеческое существо, тело. И поэтому Он есть одновременно истинный Бог и истинный человек, или Богочеловек. Он в одном Божеском лице соединяет два естества — Божеское и человеческое. И эти два естества всегда пребудут в нем без изменения, не сливаясь и не превращаясь одно в другое. Мы верим в то, что Господь Иисус Христос, живя на земле, Своим учением, примером и чудесами просветил мир, то есть научил людей, во что они должны верить и как должны жить, чтобы наследовать вечную жизнь. Он положил нашему воскресению начало. Мы верим в то, что Дух Святой, исходя от Бога-Отца от начала мира, вместе с Отцом и Сыном дает тварям бытие, жизнь и всем управляет.
Дух Святой в Ветхом Завете говорил через пророков, а потом в Новом Завете говорил через апостолов, а ныне действует в Христовой Церкви, наставляя в истине ее пастырей и православных христиан. Мы верим в то, что Иисус Христос для спасения всех верующих в Него создал на земле Церковь, ниспослав Духа Святаго на апостолов в день Пятидесятницы. И не правы те, что говорят, и это очень часто слышишь, что Бог живет у меня с сердце. Не верьте. Бог не может жить в сердце, которое грязное. Вы у себя в домах подметаете, убираете. У вас там чисто. Так и в нашем сердце может жить Господь только тогда, когда оно чисто и убрано. А как же его убрать, если оно полно страстей и всего остального плохого? Только через таинства Церкви. Поэтому есть Церковь, где сердце очищается, душа очищается, и тогда поселяется в нее Господь.
Мы верим в то, что Церковь есть Святая единая Соборная и Апостольская. Она едина потому, что все православные христиане, хотя и принадлежат к разным церквям, но составляют одну семью. Церковь Свята потому, что верные ее чада освящаются словом Божьим. Церковь именуется Соборной, потому что предназначена для людей всех времен и всех национальностей. Церковь именуется Апостольской, потому что она в полной мере хранит все апостольское предание, которое было передано Господом апостолам, а через апостолов нам. Мы верим в то, что в таинстве крещения прощаются верующему все грехи, и что через это таинство верующий становится членом Церкви. Мы верим в то, что и перед концом мира Иисус Христос, сопровождаемый ангелами, опять придет на землю во славе. И после Суда, который сотворит Господь, пойдут все нераскаявшиеся грешники в муку вечную, а праведники — в жизнь вечную. И так начнется Царство Христово, которому не будет конца. И когда мы говорим в конце «Аминь», мы свидетельствуем о том, что мы всем сердцем, всей душой принимаем и признаем эти простые истины православной веры. Вот почему нам так важно каждый день читать этот Символ Веры и себе напоминать, кто же я такой и для чего я живу на этой земле.
Да не смущают нас всех ни обряды и помпезность, которая у нас есть, ни традиции древние. Не забывайте — не все нам дано понять, ибо дивны дела Господа. И не надо нам бояться, как многие говорят, веры еврейской или веры наших бабушек, потому что каждому будет по его вере. Спаси, Господи. Молитвами всех святых святого Собора, Господи, спаси нас, грешных. Аминь.
4 июня 2016 г.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии