Мстёра, белый город над черной водой: три века ремесла
Свято-Богоявленский мужской монастырь с восточной стороны. Мстёра. Фото: Елена Орининская / Фотобанк Лори/ theartnewspaper.ru
Наш новый проект «По пути» рассказывает о неочевидных местах в России с богатым культурным наследием. Первый выпуск посвящен Мстёре, спрятавшейся между Ковровом и Гороховцом
Владимирская область богата на старинные местечки с увлекательной историей, а развитие туристической инфраструктуры Золотого кольца помогло многим из них оказаться в круге интересов путешественников. Но еще не все тропы исхожены желающими увидеть красоты старой Руси. На владимирских просторах, между Ковровом и Гороховцом, недалеко от Вязников, спрятался поселок Мстёра, хорошо известный как центр традиционных художественных промыслов: лаковой миниатюры на папье-маше, вышивки и ювелирных изделий.
ИСТОРИЯ
Название Мстёра произошло вовсе не от слова «мастера», хотя при таком обилии различных ремесленников, это объяснение звучит вполне логично. На самом деле происходит оно от финно-угорского слова с корнем «мста» — темная или черная вода. Жившие здесь в древности племена давали названия в первую очередь рекам и озерам, а уже после — местности вокруг них. Вдоль реки тогда были густые заросли леса, деревья низко наклонялись над водой и бросали на нее тень. Так и обозначили: черная вода, а поселение, соответственно, Мстёра. Первые документальные упоминания этих мест относятся к 1521 году, когда князь Иван Васильевич Ромодановский, один из потомков Рюрика, умирая, пишет завещание, разделяя свои владения между многочисленными родственниками. В числе прочих он упоминает младшего брата Бориса с детьми, которым отписывает село Тагарово (сейчас — Барское-Татарово Мстёрского района) с прилегающими селами, деревнями и монастырем святителя Иоанна Милостивого, который существует и ныне. Следующее упоминание относится к 1628 году, где поселок значится погостом Богоявленской слободы на реке Мстёре, владел которым уже Федор Ромодановский, один из сподвижников Романовых — Алексея Михайловича и Петра I. Последний особенно ценил преданность Ромодановского, поэтому удостоил его титула «князя-кесаря» и доверил управление государством на время своих зарубежных поездок.
Открытка из архивов Мстёрского художественного музея. Фото: Мстёрский художественный музей
При Федоре Ромодановском в Мстёре было уже два монастыря: женский во имя святителя Иоанна Милостивого и мужской во имя Богоявления Господня. Вокруг селились в основном бобыли — одинокие, безземельные и бессемейные. И если в 1628 году, согласно записям, жителей было всего 75, то уже через два десятка лет население слободы увеличилось в шесть раз. Из-за скудной, неплодородной почвы люди занимались ремеслами, и первым из них, благодаря монастырям, стала иконопись. В небольших мастерских работали по несколько человек, потому что икона создавалась поэтапно. Одни заготавливали деревянные доски, другие покрывали их грунтом, или левкасом, остальные занимались росписью — доличной (все, что вокруг ликов святых) и личной (сами лики). Выполнялась роспись темперными красками — смесью пигментов с эмульсией сырого яичного желтка в качестве закрепителя. Одновременно с иконописью здесь закономерно развивалась и художественная обработка металла: для парадных икон чеканились оклады и венцы.
Новый иконостас Богоявленского собора был подарен потомком князей Ромодановских. Фото: Татьяна Тафинцева/TANR
К сотрясшему страну 1917 году Мстёра подошла крупным торгово-промышленным поселением с несколькими успешными предприятиями и зажиточными обитателями. Среди них — основатель местной литографской мастерской Иван Голышев, открывший здесь на собственные средства воскресную художественную школу, и фабрикант Василий Крестьянинов, владелец меднопрокатного производства, обогатившийся на выпуске недорогих иконных окладов из фольги — фолежных.
После революции православные образы писать было нельзя, и бывшие иконописцы переключились на близкое им по духу ремесло — миниатюрную роспись лакированных шкатулок из папье-маше, адаптировав под нее иконописную технику письма темперными красками, что отличает их, например, от Палеха, где лаковую миниатюру традиционно пишут маслом. Спустя годы мстёрские художники выработали узнаваемый стиль, который отличает их от коллег по цеху: большое значение в их работах имеет пейзаж — собственно, как это было и на мстёрских иконах.
Одновременно с переходом от икон к миниатюрам в городе появляются Свободные мастерские, основанные художником-соцреалистом Федором Модоровым. Благодаря этому иконописное мастерство не кануло в Лету: в мастерских одним из важнейших считалось научное иконописно-реставрационное отделение.
Другой важный для Мстёры художественный промысел — вышивка — также обязан своим появлением местному монастырю, но уже женскому. Примерно к середине XIX века вышивкой здесь занималось почти все женское население, а знаковой стала белая гладь с растительным орнаментом по белому фону. К концу столетия промысел достиг расцвета — белоснежные изделия мстёрских мастериц стали продаваться в крупнейших городах страны. При этом Мстёра славится не только белой гладью, но и модернизированным мстёрско-владимирским верхошвом — техникой вышивки красной нитью по небеленому льняному полотну. От классического владимирского шва ее отличают особая узорчатость и растительные мотивы.
«По пути» — это новый проект нашего издания, посвященный российским регионам. Он рассказывает о не самых очевидных местах в России, чьи дорожки не истоптаны туристами, но меж тем их богатое культурное наследие заслуживает пристального внимания. Нам хочется подтолкнуть людей не только к поездке, но и, возможно, к новым инициативам, поддержке российских городов с историей, уходящей в глубину веков. А может быть, настолько вдохновиться, чтобы стать владельцем старинной усадьбы или дома.
Мстёра, некогда принадлежавшая князьям Ромодановским, потомкам Рюрика и приближенным Петра I, была выбрана для дебюта нашего проекта, поскольку это место исконно русских художественных промыслов: иконописи, а впоследствии лаковой миниатюры, знаменитой вышивки белым по белому и серебряной филиграни. Все это удивительным образом сохранилось, традиции и мастерство передаются из поколения в поколение. До сих пор существует завод серебра, где многое делается вручную. Есть свой полноценный вуз на 120 человек, куда постигать азы иконописи и ручной художественной вышивки приезжают со всей страны. К сожалению, не многие в современном мире об этом знают.
Я искренне восхищаюсь русской культурой и художественным наследием нашей необъятной страны, которое люди смогли сохранить, несмотря ни на какие исторические перипетии и трудности. Мне посчастливилось оказаться там всего несколько месяцев назад, и этот спрятанный во Владимирской области удивительный оазис традиционных промыслов меня по-настоящему поразил. Конечно, Мстёра не так хорошо приспособлена к туристам, как Муром и уж тем более Суздаль, но я уверена, что скоро это изменится стараниями местных энтузиастов или сопереживающих меценатов и активных предпринимателей.
ЧТО ПОСМОТРЕТЬ
Историю иконописного промысла, лаковой миниатюры и традиционной вышивки белым по белому во всех подробностях можно узнать на экскурсии в Мстёрском художественном музее, который расположен прямо напротив Богоявленского монастыря. Экспозиция внутри небольшого желтого здания включает старинные иконы, уникальные образцы лаковых шкатулок, в росписи которых особенно часто встречаются сюжеты произведений Пушкина (у артели художников была своя библиотека), и вышитые полотна, удивляющие филигранным исполнением. Помимо этого, в залах установлены интерактивные платформы с увлекательными заданиями, которые еще больше погружают в историю и традиции этих мест.
Если говорить о духовных святынях, нельзя пропустить пятиглавый собор Богоявленского монастыря, изначально построенный как фамильная усыпальница князей Ромодановских. Упраздненный еще при Екатерине II монастырь и потерявший свое прямое назначение в советские годы собор были возрождены лишь в 1999 году. В 2007-м настоятелем был назначен иеромонах Авраамий, годом позже возведенный в сан игумена. Именно Авраамий возглавил масштабное обновление обители, руководил раскопками захоронений и реставрацией. Сейчас завершается внутренняя роспись собора. Отец Авраамий — человек приветливый и открытый, готовый для родной обители на все и с трепетом относящийся к памяти семьи Ромодановских.
На территории монастыря расположена и небольшая теплая церковь во имя иконы Владимирской Божией Матери, единственный в Мстёре храм, который не прекращал свою работу. Здесь сохранились не только старинные печи, но и иконы, в том числе чудотворная икона Божией Матери «Утоли моя печали», целительные образы Божией Матери Владимирской и святителя Николая, а также чудотворный список с иконы Божией Матери Корсунской. В алтаре спрятана от посторонних глаз икона Георгия Победоносца XVII века, но увидеть ее можно, если заглянуть в приоткрытые южные врата.
Женский монастырь святителя Иоанна Милостивого — не менее уютное и благостное место. Изначально его церковь была деревянной, но в XIX веке ее разобрали и на том же месте возвели на средства генерала Тутолмина одноглавый храм в стиле классицизм. В 1860-е годы, уже на деньги вязниковского промышленника, уроженца Мстёры Осипа Сенькова, в нем был положен чугунный пол, бригадой мастеров из Палеха расписаны стены и перестроена колокольня. Благодаря щедрым пожертвованиям приобретались ценные иконы и церковная утварь. Но в 1929 году кресты и колокола церкви сняли, все ценности национализировали. В начале 1930-х годов храм был приспособлен под клуб — внутри даже сложили сцену, а уникальную роспись замазали. Часовню и вовсе превратили в керосиновую лавку. Восстановление обители началось около 20 лет назад, когда монастырь передали в управление Знаменскому женскому монастырю в Гороховце. Сейчас Ивановская церковь внутри не столь богато украшена, зато удивляет огромными витражами. Важный момент: двери церкви не всегда открыты, но их отворяют для посетителей, если постучаться в соседнее от главного входа окошко.
Еще один пример церковного зодчества — храм Николая Чудотворца, возведенный в 1884 году. Построенный из красного кирпича купцом-старовером Осипом Сеньковым (сыном Осипа, давшего деньги на роспись Ивановской церкви), он до 1930 года оставался молельным домом единоверческой церкви. В середине 2010-х началась реставрация — была возведена новая колокольня, а сама церковь обрела традиционный белый цвет.
По Мстёре интересно просто побродить и посмотреть на старые двухэтажные каменные домики и усадьбы, которые возведены еще до революции. Большинство же домов в поселке деревянные и относятся к советскому периоду, но жители трепетно заботятся об их внешнем облике. Некоторые до сих пор берегут оригинальные резные наличники, другие, чтобы соответствовать общему настроению, тоже украшают окна, но уже на новый манер.
Среди удивительных архитектурных объектов стоит отметить похожий на замок дом фабриканта Василия Крестьянинова, построенный в конце ХIХ — начале ХХ века. Разбогатев на фолежных окладах, он возвел не только грандиозный дом из красного кирпича, но и более традиционный деревянный дом по соседству, внешнее убранство которого впечатляет не меньше замка. Однако революция сломала жизнь зажиточной семьи, все их богатство было национализировано. Производство фольги меж тем продолжило существовать и стало основой для появления ювелирной артели и в дальнейшем завода «Мстёрский ювелир», работающего и сейчас. Расцвет его производства приходится на советское время, а важным этапом можно считать освоение в конце 1930-х техники филиграни, или скани.
«Мстёрский ювелир» — одно из (если не главное) градообразующих предприятий. Здесь трудятся целыми династиями, из поколения в поколение передавая опыт и знания и сохраняя старинные технологии. Например, полировка любых серебряных предметов выполняется только хлопчатобумажными валиками, исключая любое воздействие химикатов. Интересно, что утилизируют эти валики особенным образом — сжигают в специальных печах при температуре, не позволяющей плавиться серебру. Поэтому микростружка, которая попадает на валики во время полировки, после собирается и переплавляется в новые слитки. Гравировка, как и раньше, делается вручную, причем узор переносится на изделия с помощью шаблона, отпечатанного на нагаре от керосиновой горелки, над которой недолго держат предмет. Но по-настоящему завораживает работа мастериц, создающих изделия из филиграни. Сейчас завод постепенно обновляется и расширяется, что обещает Мстёре позитивные преобразования, поскольку руководство компании решительно настроено привлекать в город и новых рабочих, и новых гостей. Посетить производство и увидеть все своими глазами можно по предварительному запросу.
К слову, уникальные знания старых мастеров сохранились не только на ювелирном заводе. Техники и традиции местной иконописи, лаковой миниатюры и вышивки передаются в Мстёре и от мастера к мастеру, и на уровне среднего профессионального и высшего образования в Институте лаковой миниатюры им. Модорова. Вуз несколько лет назад стал филиалом санкт-петербургской Высшей школы народных искусств. Здесь учится около 120 человек, большинство — местные жители, но есть и приезжие из разных уголков страны. Главное условие поступления — наличие не просто базовых художественных знаний, но владение близкими по роду специализации института техниками. Если же за плечами у абитуриента лишь художественная школа, то высшее образование иконописца он сможет получить в этих стенах только после программы СПО. То же самое касается вышивальщиц. У института есть небольшой музей. В его коллекции более 1,5 тыс. предметов традиционных для Мстёры промыслов, и эта коллекция постоянно пополняется новыми экспонатами.
ГДЕ ОСТАНОВИТЬСЯ
Главным препятствием для поездки в Мстёру может стать именно отсутствие в пределах поселка гостевых домов и отелей. Но проблема с легкостью решается благодаря предложениям в окрестностях. Например, можно остановиться в гостинице в более крупном Коврове, что в часе езды; один из самых приятных вариантов там — гостиница «Атриум». По другую сторону от Мстёры, в вязниковских лесах, есть комфортабельный парк-отель «Озёрки», от которого до бывших владений Ромодановских добираться даже ближе. Есть и альтернативный способ найти ночлег — через сервисы аренды жилья в частном порядке снять уютный домик с кружевными наличниками или небольшой коттедж в скандинавском стиле, которые найдутся по дороге из Коврова или Вязников.
ГДЕ ОТДОХНУТЬ ПО-ОСОБЕННОМУ
Необычное предложение для размещения — усадьба «Барышня-крестьянка» в пяти минутах езды от центральной площади Мстёры. Гостеприимная хозяйка Алена Смирнова создала это место только для женщин, в частности для тех, кто устал и хочет перезагрузиться на лоне природы. Под крышей кирпичного дома, стоящего среди безлюдных полей, Алена в платье до пола радушно встречает гостей, заваривает иван-чай, собранный ею самой, и щедро сдабривает его собственноручно выращенными мятой или чабрецом.
Десять лет назад она с двумя дочерьми оставила городскую жизнь в столице и работу в престижной компании недвижимости, чтобы осесть в деревне. Устав от бетонных джунглей и круглосуточного шума, решила идти за давней мечтой и кардинально поменять свою жизнь. Сначала у Алены Смирновой была полноценная ферма, но справляться с хозяйством силами трех пар женских рук, две из которых — детские, было тяжело. К тому же у Алены все еще зрела другая цель — создать гостевой дом для умиротворенного отдыха женщин, которые, как и она сама когда-то, устали от работ и забот. По счастливой случайности рядом с ее домом выставили на продажу кирпичную постройку, которую из-за аварийного состояния удалось купить почти за бесценок. Приведя все в порядок и сделав роскошный ремонт в усадебном стиле, Смирнова запустила программу ретрита по-русски. Началось все с дружеских тематических встреч: музыкальных вечеров, поэтических и литературных чтений, мастер-классов. Слава о них распространилась далеко за пределы маленькой усадьбы, и Алена Смирнова открыла двери «Барышни-крестьянки» для гостей не из своего окружения. Максимальное количество уставших путниц, которые могут приехать за один раз, — не больше пяти человек. Удобные кровати, роскошная ванная, теплый прием, домашняя кухня и множество занятий, включая экскурсии и семинары, чтобы отвлечься от суеты будней.
«В такой атмосфере просыпаются какие-то скрытые внутренние ресурсы. Ко мне едут именно за тишиной и спокойствием, за ощущением безопасности, за тем, чтобы почувствовать заботу и очутиться в месте, где тебе рады — просто так, за то, что ты есть. Сейчас ко мне приезжают женщины из Ижевска, из Сыктывкара. Я уже молчу про Москву, Питер, Владимир, Ковров и другие окрестные города. Есть представительницы бизнеса, политики, чиновницы, банковские служащие. Была девушка, которая приехала и несколько дней выходила из комнаты только для того, чтобы поесть, потому что дома у нее трое детей, на работе она большой начальник, а ей так давно хотелось просто полежать в тишине и почитать книгу», — рассказывает хозяйка.
В следующем году должен быть завершен небольшой банный комплекс. В нем будут классическая парная, массажный и процедурный кабинеты и комната отдыха. Второй этаж займет просторный зал для танцевальных и духовных практик, за которые будет отвечать Анастасия — старшая дочь Алены, к слову, профессиональный иконописец, выпущенный Институтом им. Модорова.
Татьяна Тафинцева
1 июля 2024 г.
Источник: The Art Newspaper Russia
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии