МОЖНО ЛИ УБЕЖАТЬ ИЗ СОДОМА? Семейная жизнь ветхозаветных патриархов. Беседа 12-я

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Истребление Содома и Гоморры и спасение Лота
Истребление Содома и Гоморры и спасение Лота

Давайте вспомним, что мы читали в прошлый раз:

И встали те мужи и оттуда отправились к Содому [и Гоморре]; Авраам же пошел с ними, проводить их. И сказал Господь: утаю ли Я от Авраама [раба Моего], что хочу делать! От Авраама точно произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы земли, ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним, творя правду и суд; и исполнит Господь над Авраамом [все], что сказал о нем. И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма; сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю (Быт. 18, 16–21).

Ефрем Сирин обращает внимание на то, что, в отличие от Авраама, ангелы скрывают от Сарры, жены Авраама, цель своего визита в Содом[1]. Чтобы радость ее о будущем ребенке не омрачалась беспокойством за судьбу брата[2], то есть Лота.

Таким образом, по истолкованию Ефрема, мы научаемся не беспокоить тех женщин, которые в скором времени могут оказаться в положении. Тем более нельзя беспокоить женщину, которая вынашивает плод. И древние особенно бережливо относились к беременным женщинам, потому что любое волнение сказывается на формировании плода. И если во время беременности женщины в семье идут какие-то скандалы, то это отражается на будущем характере ребенка. Потому что, пока плод находится во чреве матери, он все воспринимает от нее, через нее, и в процессе формирования плода закладывается фундамент всей будущей нервной системы ребенка, особенности его поведения. Поэтому древние старались беременных женщин изолировать от тяжелых обстоятельств, чтобы они находились в спокойном окружении.

И 19-я глава начинается словами:

И пришли те два Ангела в Содом вечером[3], когда Лот сидел у ворот Содома. Лот увидел, и встал, чтобы встретить их, и поклонился лицем до земли (Быт. 19, 1).

«И пришли те два Ангела, – сказано, – в Содом вечером. Это указание времени с особенной силой показывает нам добродетель праведника: и с наступлением вечера он не сходил со своего места в ожидании путников… Лот увидел, сказано, и встал, чтобы встретить их. Да слышат это люди, которые, обнаруживая явную бесчеловечность, прогоняют от себя пришельцев, прибегающих к ним с просьбами и с сильными убеждениями. Посмотри на этого праведника, как он не дожидался, чтобы к нему подошли, но, подобно праотцу Аврааму, не зная, кто эти прохожие, а только предполагая, что они какие-нибудь путники, как только увидел их, вскочил и так обрадовался, как будто искал для себя добычи и нашел то, что искал»[4].

Что мы здесь с вами видим? Лот сидел у ворот Содома. Казалось бы, деталь, которая ни о чем не говорит. В действительности она говорит о многом, это метафора. «Сидеть у ворот» в те времена означало быть судьей, ибо судьи сидели у ворот городов (Втор. 21, 18–21; Есф. 2, 21). И позже мы увидим, как, обращаясь к нему, жители Содома скажут: вот пришлец, и хочет судить? (Быт. 19, 9).

Но как Лот мог оказаться в таком положении, в положении судьи в Содоме? Как вообще жители Содома, известные своим эгоизмом, приняли Лота к себе в город?

Что известно о грехах Содома? В книге Иезекииля сказано: Вот в чем было беззаконие Содомы, сестры твоей, и дочерей ее (т. е. Гоморры – О. С.): в гордости, пресыщении и праздности, и она руки бедного и нищего не поддерживала (Иез. 16, 49). Жители Содома были настолько богаты, праздны, что они заботились только о сохранении уровня своей жизни, изгоняя всех бедных, странников, проходивших через их город.

На востоке считается очень страшным преступлением, когда не принимаются странники. Причем жители Содома расправлялись со странниками самым диким образом, чтобы преподать им урок, чтобы никто больше не приходил в их город и даже не проходил через него.

На рассмотрении властей Норвегии уже находится законопроект, согласно которому любой человек, предоставляющий бездомным и попрошайкам кров, деньги на проезд, одежду, еду или другую материальную помощь, может быть приговорён к году тюремного заключения.

«Нужно сделать попрошайничество иностранцев уголовным преступлением, наказание за которое – депортация и запрет въезда в страну», – говорится в заявлении партии «Шведские демократы». Они различают два вида попрошаек. Первый из них это граждане Швеции, собирающие с прохожих по копейке из-за тяжести своей жизни на улице, алкогольной или наркотической зависимости. Второй – иностранные граждане, которые прибыли в скандинавскую страну с конкретной целью заработать на человечности и милосердии шведов. Таких людей партия относит к профессиональным нищим (требуя привлечь к уголовной ответственности их самих, и тех, кто им помогает), – сообщает Denik.

В Содоме за подобное доброе отношение к не своим карали самым жестоким образом.

Сохранились две легенды: Была там одна девушка, которая принесла тайком, спрятанным в кувшине, кусок хлеба для нищего. Прошло три дня, а нищий был еще жив (в таком не гостеприимном месте). Узнав о поступке девушки, содомляне вымазали тело ее медом и, поставив девушку на верху городской стены, выпустили на нее рой пчел. Девушка в страшных мучениях скончалась.

Был еще и такой случай:

Встретились у колодца две девушки. Одна из них была очень изможденной и с трудом держалась на ногах. На вопрос подруги: что с ней, она рассказала, что в доме у них кушать нечего, и семью ждет голодная смерть. Подруга, желая помочь несчастным, сходила домой и, насыпав в свой кувшин муки, тайком поменялась с голодной подружкой кувшинами. Но об этом узнали, и «преступницу» предали сожжению.

Но почему Лот был принят этими людьми и даже оказался на положении судьи? Дело в том, что личность Авраама была известна всем жителям Ханаана. И не принять Лота, племянника Авраама, не решились бы даже содомляне. Потому что Авраам был настолько у всех на слуху, что, когда приходит его племянник и говорит:

– Я хочу тут жить, – конечно, они, несмотря на то, что были кончеными злодеями, не решились не пустить его в свой город.

Содом – это не просто один город. Содом, Гоморра – это была конфедерация пяти городов, из которых Содом был главным (поэтому он всегда упоминается первым). И у них был очень высокий уровень жизни, и вы помните, когда Лот переселялся туда, он говорил, что эта земля как сад Господень (ср. Быт. 13, 10). То есть эта конфедерация пяти городов вела очень богатый образ жизни и была против прихода каких-то мигрантов. Жители их изгоняли и очень жестоко поступали, особенно с мужчинами.

Иосиф Флавий пишет:

«Возгордясь своим богатством и обилием имущества, содомитяне в это время стали относиться к людям свысока, а к Предвечному – нечестиво, видимо совершенно забыв о полученных от Него благодеяниях; равным образом они перестали быть гостеприимными и начали бесцеремонно обходиться со всеми людьми»[5].

Кстати, есть другое истолкование, почему Лот сидел у ворот города. Он караулил странников, чтобы предупредить их, научая и нас, таким образом, предупреждать людей о всякой грозящей им опасности. Но возможно, что он выполнял сразу две функции: был судьей и в тоже время предупреждал странников, которые подходили к этому городу, чтобы они каким-то окольным путем его обошли – мы увидим дальше, что говорится в Писании.

Лот увидел, что идут два ангела. Он не понял, что это ангелы, и встал, чтобы встретить их, и поклонился лицом до земли. Как он поступает? Он поступает так, как Авраам, его дядя, как мы и прочитали у Златоуста. Но в то же время Лот, хотя он и подражает Аврааму, – это человек, который отделился от Божьего пророка. Он стал искать для себя более удобной жизни, и это погубило его семью.

Лот обращается к двум ангелам:

И сказал: государи мои! зайдите в дом раба вашего и ночуйте, и умойте ноги ваши, и встаньте поутру и пойдете в путь свой. Но они сказали: нет, мы ночуем на улице (Быт. 19, 2).

Лот говорит: зайдите (ивр. суру). В дословном переводе с еврейского это получится: «заверните», «сверните», «пройдите окольной дорогой». То есть не идите прямо, через город! Пройдите окольными путями, чтобы вас не заметили содомляне, к моему дому!

Зайдите в дом раба вашего и ночуйте, и умойте ноги ваши – непонятно. Надо наоборот говорить: умойте ноги, а потом ночуйте. Почему он так говорит? Он имеет в виду, чтобы они ночевали, не омыв ног. А если бы содомляне ворвались, он бы сказал:

– Они только пришли, они только что пришли. Смотрите, у них и ноги не омыты! – Поэтому он так и говорит: «ночуйте, а потом умойте ноги ваши».

И встаньте поутру – то есть рано-рано надо встать и также каким-то окольным, обходным путем уйти. Мы видим, что хотя Лот и был судьей в Содоме, о чем свидетельствует выражение: Лот сидел у ворот Содома, восседал как судья, – но он не жил по законам Содома, что называется, «на все сто процентов». Он как бы ведет партизанскую войну с этими установленными законами. Но он входит в юридический истеблишмент Содома, если он судья, и в этом его проблема.

Конечно, эти конченые негодяи вынуждены были его принять как племянника Авраама. Они тоже боялись Авраама (тем более что они все были обязаны Аврааму), но он, Лот, не просто живет среди них – он становится частью их мира. Ниже мы увидим, что он решил породниться с ними. Он своих дочерей хотел уже выдавать за содомлян.

И здесь нам очередной урок преподносят ангелы, они говорят: Нет, мы ночуем на улице. Что это значит? Это значит, что ангелы выглядят как молодые люди, которым не подобает ночевать в домах грешников! Потому что, если молодые люди ночуют в домах грешников, то они там едят, их могут угостить вином, какие-то оргии могут происходить! Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых (Пс. 1, 1)! И ангелы являют вот этот урок: Нет, мы ночуем на улице  – то есть лучше ночевать на улице, чем идти к каким-то подозрительным людям. Неизвестно, какой у них нравственный уровень, какие моральные ценности. Поистине, блаженны те, блажен тот, «который не ходит…не стоит…и не сидит», с теми, к кому не ходят, с кем не стоят заодно и даже не сидят рядом. И тем более не ложатся вместе спать…

Святитель Иоанн Златоуст учит: «Хочешь знать причину, по которой это произошло? Это был тяжкий, проклятый грех. Тогдашние люди совокуплялись с мальчиками; за это понесли такое наказание»[6].

В каждом библейском стихе, слове и букве нам дается какой-то урок

Это сплошные уроки! В каждом библейском стихе, слове и букве, и даже в надстрочном и подстрочном знаке (ср. Мф. 5, 18), нам дается какой-то урок, и наша задача его услышать, идентифицировать. То есть понять, для чего это говорится, зачем так пишется, и чему это может научить нас, живущих в XXI веке?

Он же сильно упрашивал их; и они пошли к нему и пришли в дом его. Он сделал им угощение и испек пресные хлебы, и они ели (Быт. 19, 3).

Вот здесь мы видим отличие поведения Божиих посланников в доме Авраама и в доме Лота. В дом Авраама они идут сразу, Авраам не упрашивает их, потому что в праведности Авраама нет причины сомневаться. Но Лот – это упавший, несовершенный праведник, который выпал из духовного мира Авраама в погоне за какими-то благами, благами земными. В этом его проблема.

«Лот принимает мужей, но двоих, а не всю Троицу, вечером, а не в полдень. Что же он предлагает им? И испек пресные хлебы, и они ели. Поскольку заслугами он значительно уступал Аврааму, то нет у него откормленного тельца, и таинство Троицы он не признает в трех сатах муки. Но, предлагая то, что у него есть, с добродушием, он удостаивается освобождения при разрушении Содома. Заметьте, братья, что Лот удостаивается принять ангелов, потому что не отвергает странников: ангелы входят в гостеприимный дом, а дома, закрытые для странников, гибнут в пламени серного огня»[7].[8]

Посмотрите: когда Авраам угощает пришедших к нему, там вся семья принимает участие в этом деле. Помните? Авраам побежал, сказал слугам, которые пасли скот, побежал, сказал женщинам, еще куда-то побежал – там все приходят в движение! А здесь Лот один всё делает. Он оказался один. То есть его дочери не помогают ему, этого не видно – он сделал им угощение. А там отрок Измаил помог, сын Авраама… А здесь Лот один. Его дочери, возможно, не хотели вставать со своих кроватей, его жена занята своими делами – мы не видим, что она в этом участвует. Он оказался в одиночестве, в каком-то духовном вакууме, в собственном доме и в собственной семье.

Святитель Иоанн Златоуст учит: «Он сделал им угощение и испек пресные хлебы, и они ели. Видишь ли, что и здесь страннолюбие открывается не в богатстве угощения, но в обилии душевного усердия? Принудив их войти в свой дом, он немедленно стал исполнять дело гостеприимства: сам занят был служением перед ними, предлагал им пищу, оказывал всякую честь и услугу пришедшим, принимая их за обыкновенных путников»[9].

И далее мы читаем:

Еще не легли они спать, как городские жители, Содомляне, от молодого до старого, весь народ со всех концов города, окружили дом (Быт. 19, 4).

Городские жители, Содомляне, от молодого до старого[10]… – смотрите, грехами Содома были заражены не только люди в возрасте, но и молодые. Если это хулиганское какое-то действие, то почему старые горожане вместе с молодыми? Видимо, это действительно показывает степень извращения всех этих людей: что не было вообще среди них праведных. Десяти не было праведных даже! От мала до велика, все, весь народ со всех концов города, – сказано, – окружили дом.

И вызвали Лота и говорили ему: где люди, пришедшие к тебе на ночь? выведи их к нам; мы познаем их (Быт. 19, 5).

Что значит: мы познаем их? Имеется в виду: «совокупимся с ними»[11]. Они не хотели познать их, то есть разузнать о них. В смысле – расспросить, кто они и откуда. Они хотели именно надругаться над ними, изнасиловать их, думая, что это юноши (отроки).

В Катенах на Книгу Бытия[12] сказано: «Привычка бесчестить людей довела содомлян до оскорбления ангелов. Так нечестие в отношении пророков довело иудеев до убийства Христа. Итак, дурная привычка – вредна и губительна, даже если не сразу»[13].

Ориген пишет, что, именно подражая своему дяде, Лот с нетерпением ждал появления путников и обрадовался, когда те пришли.

А здесь мы видим, что он спас этих людей, окольным путем приведя их в свой дом, но здесь и оказался перед дилеммой, очень сложной дилеммой. Но кто виноват в этом, если не сам Лот? Он сначала хотел жить в городах окрестности и раскинул шатры до Содома (Быт. 13, 12). А здесь мы видим, что он уже живет в городе! Город этот поглотил его. Город этот совратил его и его семейство. Он (Лот) оказался в тяжелом положении, он семью свою подставил, переехав жить в этот город! Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы (1 Кор. 15, 33).

И вот вызывают Лота, и он становится перед собственной проблемой, которую сам же он и создал – лицом к лицу. Она как бы замыкает его в некий круг – как и все эти люди, содомляне, окружившие его дом. Ибо окружили меня беды неисчислимые; постигли меня беззакония мои, так что видеть не могу: их более, нежели волос на голове моей; сердце мое оставило меня (Пс. 39, 13).

7).

Лот вышел к ним ко входу, и запер за собою дверь, и сказал [им]: братья мои, не делайте зла (Быт. 19, 7).

Они действительно стали для него братьями. Он похож на них

А почему он называет их братьями? Он же еще только хочет породниться с ними!.. Они действительно стали для него братьями. Он похож на них. Он отделился от пророка Божьего в погоне за благами земными. Гедонизм, стремление к наслаждению – это привлекает его, и он говорит: Братья мои…

И вот, хотя он называет их братьями, но в то же время, как племянник Авраама, он призывает их: не делайте зла. Он стал побратимом с этими людьми, но в то же время он призывает их удаляться от зла. И далее Лот совершает очень серьезную ошибку. Он говорит:

вот у меня две дочери, которые не познали мужа; лучше я выведу их к вам, делайте с ними, что вам угодно, только людям сим не делайте ничего, так как они пришли под кров дома моего (Быт. 19, 8).

Вот в этот момент Лот и погубил своих дочерей! Хотя он только высказался об этом[14]

Опасайтесь произносить необдуманные слова, потому что слово – это всеянный в нас Божественный Логос

Слова имеют силу! Опасайтесь произносить необдуманные слова, потому что слово – это «всеянный в нас Божественный Логос», – учит святой Иустин Мученик, – «сама возможность говорить» – это от всеянного в нас Логоса-Христа[15].

И вот здесь Лот уже как бы отдал в своем сердце дочерей на растление, и потом мы увидим, как это скажется на его дочерях. Это серьезная была ошибка! Он мог защищать гостей с оружием в руках, но так сказать: «Вот, берите моих дочек…»[16].

Он же не знает, кто такие эти юноши, пришедшие к нему. Он не знает, что это ангелы Божии, они еще не открылись ему. Это просто молодые люди, которые зашли к нему. И некоторые говорят, что Лот предлагает своих дочерей, потому что атмосфера разврата Содома и Гоморры была такова, что к таким отношениям сексуальным относились очень просто, в этом не видели проблемы. А вот выдать гостей – это проблема.

Или, возможно, он знал, что этим людям, собравшимся перед его домом, никакие женщины не нужны, они ищут другой для себя утехи[17].

И далее мы и читаем:

Но они сказали [ему]: пойди сюда. И сказали: вот пришлец, и хочет судить? теперь мы хуже поступим с тобою, нежели с ними (Быт. 19, 9).

Вот это выражение «хочет судить» – его можно понять и так: «Хочешь судить по-своему? Ты же у нас как судья, ты должен по нашим законам действовать! Тебе доверили такое важное дело: сидеть у ворот, разбирать всякие дела, а ты хочешь по-своему судить, переиначить наши законы? Если ты поселился среди нас – значит, принял условия нашей жизни. Все! Ты назвал нас братьями. Так будь таким же, как и мы!»

Вот трагедия Лота: И хочет судить? теперь мы хуже поступим с тобою, нежели с ними – теперь они уже и на Лота хотят напасть… Они уже забыли, что это – племянник Авраама, что обязательно за этим последует наказание Божие. Они опьянены желанием показательно расправиться с защитником этих двух пришельцев.

И очень приступали к человеку сему, к Лоту, и подошли, чтобы выломать дверь (Быт. 19, 9).

Теперь Содом уже не кажется ему таким приятным местом, когда он перед такой дилеммой стоит: как поступить?

Тогда мужи те (т. е. ангелы – О. С.) простерли руки свои и ввели Лота к себе в дом, и дверь [дома] заперли (Быт. 19, 10).

Итак, ангелы каким-то чудесным образом отворяют дверь изнутри, хотя Лот запер ее за собою. Они вводят его к себе: как бы этот мир дома Лота освящен приходом ангелов. Когда освящается жилище, то в православном обряде поются песнопения с такими словами: «Дому Твоим, Христе, входом спасение бысть, так и ныне входом священнослужителей Твоих, а с ними – святых Твоих ангелов мир Твой подай дому сему и милостиво благослови…»[18].

И ввели Лота к себе – правильнее было бы сказать: «Ввели Лота в его дом». Но они ввели его к себе, то есть ангелы уже как бы превратили этот дом своим присутствием в некую духовную крепость, которая уже стала чем-то большим, чем дом Лота.

А людей, бывших при входе в дом, поразили слепотою[19], от малого до большого, так что они измучились, искав входа (Быт. 19, 11).

И вот эта слепота показывает, прежде всего, бездуховность этих людей: они не видят реалий духовного мира, но и Лот этих реалий не видит. Все-таки Авраам, приветствуя трех, призывает имя Господа (Одного)! А Лот, похоже, ослеп духовно, ослеп настолько, что ему надо будет объяснить ситуацию.

Сказали мужи те Лоту: кто у тебя есть еще здесь? зять ли, сыновья ли твои, дочери ли твои, и кто бы ни был у тебя в городе, всех выведи из сего места (Быт. 19, 12).

В этих словах есть элемент осуждения Лота: кто у тебя есть еще здесь? Ты все потерял! Но кто у тебя здесь еще? У него же были – помните? – рабы, пастухи… Сказано, что богатство было велико. Дословный перевод: «он был тяжелым»!

Кто у тебя есть еще здесь? зять ли, сыновья ли твои. – У него нет никаких сыновей! У него нет никаких наследников! – дочери ли твои… Вот эти слова можно понять так: «А дочери? Ты уверен, что дочери остались твоими? То есть по духу? Да и сам ты изменился. И дочери – твои ли они?» – все под сомнением! А жена? О жене даже не спрашивают. И кто бы ни был у тебя в городе, всех выведи из сего места!

Единственная настоящая ценность – добродетель, которая осталась у Лота и может спасти его и его дочерей, это – странноприимство[20] (которому он научился у Авраама)!

Ибо мы истребим сие место, потому что велик вопль[21] на жителей его к Господу, и Господь послал нас истребить его (Быт 19, 13).

Грехи, которые вопиют к Богу, – их немного…

И вот говорится, что вопль велик, и Господь послал Своих ангелов истребить этот город. Но имеются в виду не только Содом и Гоморра, но все пять городов.

И вышел Лот, и говорил с зятьями своими, которые брали за себя дочерей его, и сказал: встаньте, выйдите из сего места, ибо Господь истребит сей город. Но зятьям его показалось, что он шутит (Быт. 19, 14).

Это же была ночь, глубокая ночь. И пожилой Лот прибегает к дверям своих зятьев и кричит: «Встаньте!» То есть: «Проснитесь!» – они же спали. Представляете, ночью к вам прибегает какой-нибудь старик, стучится в дверь:

– Быстро выходите из квартиры, сейчас дом провалится!

Ну, вы подумаете: это, наверное, больной человек. И вот эти зятья смеялись над ним – это же процветающий мир! Как Америка! Это такая удивительная страна. Как Евросоюз! Это же рай! Такая экономика прекрасная. Такая отлаженная банковская система, так все здорово работает. И в один день – экономический кризис. И все это рушится! Сколько сейчас самоубийств в Америке – вы себе не представляете, какое огромное количество! Разочарование у людей происходит.

Но здесь зятья не видят никаких проблем, они живут в лучшем городе мира. Почему же должен провалиться этот город? Куда это он провалится? Такого не может быть, потому что не может быть никогда! Но зятьям его показалось, что он шутит  – они видят в этом взволнованном пожилом человеке шута. Как город, который стоит на вершине благосостояния, вдруг провалится? Как эта конфедерация, которая стоит на вершине благополучия, провалится? Куда это она провалится? Что там, шахты какие-нибудь внизу? Как вообще это может быть?

И далее мы читаем:

Когда взошла заря[22], Ангелы начали торопить Лота (Быт. 19, 15).

Когда взошла заря, Ангелы начали торопить Лота. А почему они начали торопить Лота? Лот не знает, что брать с собой. Мне рассказывали, что во время войны, когда объявляли, что начинается бомбежка, неверующие люди выбегали из домов с продуктами питания, набирали в чемоданы крупу, все, что только можно. А верующие – с иконами, с Библией. Сразу, рассказывали, можно было увидеть, кто верующий, кто неверующий: святыни выносили, святую воду крещенскую стремились спасти от бомбежки…

Действительно, представьте, к вам прибегают:

– Дом провалится! – И вы думаете: а что выносить? Может, холодильник надо спускать вниз, может, что-то еще. Может, матрас удастся спасти? И вот Лот медлит. А заря уже взошла.

Ангелы начали торопить Лота, говоря: встань, возьми жену твою и двух дочерей твоих, которые у тебя, чтобы не погибнуть тебе за беззакония города (Быт. 19, 15).

Вот здесь появляется жена. И мы можем сделать вывод, что ее не было, она где-то бегала. Потому что о дочерях сказано раньше, а вот жена – только появилась. Скорее всего, она бегала, настраивала жителей города против собственного мужа, «настучала» на него. Такие жены бывают. Особенно если мужья перевозят их жить в такие вот гедонистические места, где только наслаждение превыше всего.

И как он медлил, то мужи те [ангелы] (вот здесь говорится о насилии, но о таком насилии, которое приносит спасение – О. С.), по милости к нему Господней, взяли за руку его и жену его, и двух дочерей его, и вывели его и поставили его вне города (Быт. 19, 16).

Вывели его со всем семейством – эдакое насилие. Потому что он растерялся.

Когда же вывели их вон, то один из них сказал: спасай душу свою; не оглядывайся назад и нигде не останавливайся в окрестности сей; спасайся на гору, чтобы тебе не погибнуть (Быт. 19, 17).

Святые отцы вот этот призыв – спасайся на гору  – трактуют как призыв видеть источником спасения Голгофский крест, потому что именно гора Голгофа спасет нас от гибели в современном мире греха, порока и беззакония.

И теперь их бегство превращается в восхождение, и так бывает всегда, когда мы без оглядки спасаемся бегством от того или иного порока.

Святитель Амвросий Медиоланский писал: «Будем бежать, подобно Лоту, от содомских преступлений, которых он боялся больше наказания! Будучи, несомненно, благочестивым человеком, он бежал от заразы злодеяний, заперев свой дом от содомлян, и, когда жил среди них, не был знаком с ними, не ведал их пороков и отвращался их бесчестья. Убегая, он не обернулся к ним, потому что не желал жить с ними. Стало быть, бежит, подобно Лоту, тот, кто отрекается от пороков, отказывается от нравов соотечественников, кто не оглядывается назад, но, мысленно проникая, вступает в тот вышний город и не покидает его… Твое бегство – благо, если твое сердце не подражает замыслам грешников и их помышлениям. Твое бегство – благо, если твое око избегает кубков и чаш, дабы не стать завистливым, удерживаясь вином. Твое бегство – благо, если твое око отвращается от чужой жены, так что язык сохраняет истину. Твое бегство – благо, если ты не отвечаешь безрассудному в его безрассудстве. Твое бегство – благо, если ты удерживаешь свои стопы от пути безумцев»[23].

Спасайся на гору… – то есть когда совсем тяжело, когда через трудные обстоятельства ангелы Божии буквально выталкивают нас из тисков греха, мы не сможем сохранить свою жизнь, если мы не будем взирать на Начальника и Совершителя жизни, Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа! Спасайся на гору! Хорошо бы эти слова написать на стене где-нибудь у себя дома, чтобы всегда помнить об этом.

Но Лот сказал им: нет, Владыка!..  Лот уже понял, с Кем он общается – тайна раскрыта, они раскрыли эту тайну. Нет, Владыка! – как это нет?! Господь говорит через этих ангелов! Лот ставит свои условия: как это на гору? «А что я буду делать на горе? Как на горе вообще жить, там же нет такой отлаженной системы водоснабжения. А канализация, в конце концов!..» Древние города были тогда очень неплохо оборудованы.

Но Лот сказал им: нет, Владыка! вот, раб Твой обрел благоволение пред очами Твоими, и велика милость Твоя, которую Ты сделал со мною, что спас жизнь мою; но я не могу спасаться на гору, чтоб не застигла меня беда и мне не умереть (Быт. 19, 18–19).

Какой смерти он боится? А вот без всяких этих удобств, к которым он привык, живя в Содоме.

Вот, ближе бежать в сей город  – город там, из этой конфедерации. Он просто хочет переехать из одного города в другой. Господь говорит: всё, это место проклято. Вот, ближе бежать в сей город, он же мал; побегу я туда, – он же мал; и сохранится жизнь моя [ради Тебя] (Быт. 19, 20). Он же мал  – то есть, возможно, там так не нагрешили…

Содом и его философия уже поселились в сердце Лота

Но может быть, я выживу там. Сниму квартиру, хорошие условия, вода, канализация, меня знают все… Ситуация очень сложная. Содом и его философия уже поселились в сердце Лота!

И сказал ему[24]: вот, в угодность тебе Я сделаю и это: не ниспровергну города, о котором ты говоришь; поспешай, спасайся туда, ибо Я не могу сделать дела, доколе ты не придешь туда. Потому и назван город сей: Сигор (Быт. 19, 21–22).

Почему Лоту и его семейству было сказано, чтобы они не оглядывались? Они не имели права видеть, как гибнут грешники, потому что они сами были такие же грешники. И они были спасены только по молитве праведного Авраама, который молился в этот момент, стоя на специальном месте – у Авраама было специальное место для молитвы (ср. Быт. 19, 27).

Это страшное преступление, когда мы, сами будучи грешниками, злорадствуем над бедствиями других

И они не имели права злорадствовать, видя, как гибнут другие грешники, потому что они – такие же. Это очень страшное преступление, когда мы, сами будучи грешниками, злорадствуем над бедствиями других, таких же, как и мы (ср. Мф. 7, 3). Вот почему нельзя было оглядываться – потому что и в Лоте, и особенно в его жене и дочерях Содом был уже укоренен. Они убегают из Содома, но Содом поселился в сердце у них. В этом проблема. Грех – он заражает.

Солнце взошло над землею, и Лот пришел в Сигор. И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и [все] произрастания земли ( Быт. 19, 23–25).

Сера с неба идет…

Здесь уже начинается бегство. Лот бежит из Сигора, потому что уже не хочет оставаться и там, медлит Господь ради медлительности Лота. И если он остановится в своем бегстве от всех проклятых городов, то он разделит участь гибнущих грешников.

«Велико человеколюбие Божие! Всемогущий говорит: «Я не смогу сделать дела, доколе ты не придешь туда». Он сообразуется с немощью раба и терпит его медлительность»[25].

И мы читаем:

Жена же Лотова оглянулась позади его, и стала соляным столпом (Быт. 19, 26).

Она оглянулась, будучи грешницей, которая заслужила огонь не в меньшей степени, она могла проявить и злорадство по отношению к гибнущим, и вот – обращается в соляной столб. И Господь наставляет нас: Вспоминайте жену Лотову (Лк. 17, 32)!

И далее:

И встал Авраам рано утром [и пошел] на место, где стоял пред лицем Господа (Быт. 19, 27).

Вот это место, видите? У него было особое место, где он стоял каждое утро пред лицемГоспода. То есть неоднократно стоял. И вот молится Авраам, и молитвой его спасается Лот и его семейство.

И посмотрел к Содому и Гоморре, и на все пространство окрестности, и увидел: вот, дым поднимается с земли, как дым из печи (Быт. 19, 28).

Все это ухнуло ниже уровня океана, и дым валит огромный, как дым из адской печи. Авраам стоит на своем месте перед лицом Господа. Перед лицом Господа  – значит, молится! Он вымаливает, чтобы хоть что-то сохранилось в семействе Лота. Но как трудно это сделать, если Содом поселился в сердце дочерей Лота, и он сам, Лот, уносит в себе частичку Содома.

И посмотрел к Содому и Гоморре, и на все пространство окрестности, и увидел: вот, дым поднимается с земли, как дым из печи, – какие страшные слова! Но, может быть, это не имеет к нам никакого отношения? Может быть, это только Содом, конфедерация городов Гоморры испытала такое наказание? Нет, весь мир испытает такое же наказание. Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят (2 Пет. 3, 10). Дальше пишет апостол Петр: Если так все это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам, ожидающим и желающим пришествия дня Божия, в который воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают? Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда (2 Пет. 3, 11–13). Спасаясь на горе, где поставлен крест, где распят Сын Божий, где струи крови Его избавляют нас от всякого греха, мы становимся согражданами ангелов и ожидаем Нового Неба и Новой Земли.

И вышел Лот из Сигора и стал жить в горе, и с ним две дочери его (жена погибла – О.С.).

Он был уверен, что все провалится. Там тоже ничего хорошего, в этом Сигоре. Теперь не до комфорта и удобств, он готов спасаться хотя бы и в пещере. Подобное состояние переживут и грешники последних времен. Сказано: В тот день человек бросит кротам и летучим мышам серебряных своих идолов и золотых своих идолов, которых сделал себе для поклонения им, чтобы войти в ущелья скал и в расселины гор от страха Господа и от славы величия Его, когда Он восстанет сокрушить землю. Перестаньте вы надеяться на человека, которого дыхание в ноздрях его, ибо что он значит? (Ис. 2, 20–22).

И вот здесь происходит что-то очень странное: Лот начинает пьянствовать вместе со своими дочерями. И в пьяном угаре ему кажется, что все провалилось, весь мир провалился. И его дочерям кажется, что все провалилось. Включая Авраама! Они живут в пещере. Не на горе – там, где спасение, а в каких-то углублениях, ближе к преисподней, Лот ищет для себя защиту уже и от дневного света. И жил в пещере, и с ним две дочери его…

И сказала старшая младшей: отец наш стар, и нет человека на земле, который вошел бы к нам по обычаю всей земли (Быт. 19, 31).

Они уверены, что нет больше ни одного человека на земле, что все погибло, все провалилось.

И нет человека на земле, который вошел бы к нам по обычаю всей земли; итак напоим отца нашего вином, и переспим с ним, и восставим от отца нашего племя (Быт. 19, 31–32).

Вот, Содом, оказывается, так и жил в сердцах этих девушек…

И напоили отца своего вином в ту ночь; и вошла старшая и спала с отцом своим [в ту ночь]; а он не знал, когда она легла и когда встала. На другой день старшая сказала младшей: вот, я спала вчера с отцом моим; напоим его вином и в эту ночь; и ты войди, спи с ним, и восставим от отца нашего племя. И напоили отца своего вином и в эту ночь; и вошла младшая и спала с ним; и он не знал, когда она легла и когда встала. И сделались обе дочери Лотовы беременными от отца своего, и родила старшая сына, и нарекла ему имя: Моав [говоря: он от отца моего]. Он отец Моавитян доныне (Быт. 19, 33–37).

Моав – это сын от отца. То есть она гордится, она кичится, что родила от собственного отца!.. Она не стыдится – она как содомлянка! О грехе своем они рассказывают открыто, как Содомляне, не скрывают: горе душе их! ибо сами на себя навлекают зло (Ис. 3, 9).

И младшая также родила сына, и нарекла ему имя: Бен-Амми [говоря: он сын рода моего]. Он отец Аммонитян доныне (Быт. 19, 38).

Бен-Амми  – это скромнее уже. Это означает – сын скорби, печали. Здесь уже трагедия: она осознает, что она натворила.

От Моава произойдут моавитяне, от Бен-Амми – аммонитяне. Из моавитян, племени, которое возникло через кровосмешение, через много-много поколений выйдет одна праведная душа. Это Руфь Моавитянка. Через много-много поколений, потому что грех не сразу выходит из родовых линий. И Руфь присоединится к еврейскому народу, пройдет очищение и станет прабабкой царя Давида. Жена Моисея, Сепфора, тоже произошла от моавитян.

Что до аммонитян – когда евреи во время Исхода приблизятся к ним, Бог предупредит израильтян: …не вступай с ними во вражду, и не начинай с ними войны, ибо Я не дам тебе ничего от земли сынов Аммоновых во владение, потому что Я отдал ее во владение сынам Лотовым (Втор. 2, 19).

Лот же ведь племянник Авраама! Несовершенный, но праведник!

Протоиерей Олег Стеняев

[1] Ефрем Сирин. Беседы на Книгу Бытия.
 
[2] Ефрем Сирин. Беседы на Книгу Бытия.
 
[3] Эти два ангела, очевидно, медлили в пути, ибо путь от Хеврона до Содома не такой продолжительный. Возможно, они медлили, ожидая, что Авраам сможет умилостивить Бога.
 
[4] Иоанн Златоуст. Гомилии на Книгу Бытия.
 
[5] Иосиф Флавий. Иудейские древности.
 
[6] Иоанн Златоуст. Фрагменты.
 
[7] Цезарий Арльский. Проповеди.
 
[8] В этом комментарии Цезаря Арльского содержится ответ на волнующих многих вопрос: почему Бог одним народам открылся в полноте, а другим как бы только приоткрыл двери познания. Арльский проповедник пишет: «Поскольку заслугами он значительно уступал Аврааму, то нет у него откормленного тельца, и таинство Троицы он не признает в трех сатах муки». Похоже, и народы и племена тоже должны иметь некие заслуги, и тогда они смогут познать «всю Троицу, не вечером, но в полдень» своего нравственного развития и становления.
 
[9] Иоанн Златоуст. Гомилии на Книгу Бытия.
 
[10] Возможный перевод: «от отрока до старца», «от мальчика до старика».
 
[11] Ср.: Адам познал Еву, жену свою; и она зачала… (Быт. 1, 4).
 
[12] Средневековый сборник святоотеческих комментариев на Библию.
 
[13] Прокопий Газский. Фрагменты.
 
[14] Вы помните, как Иаков погубил свою жену Рахиль? Когда пришел Лаван искать идолов своих, Рахиль спрятала их под себя и села. И подходили ее обыскать, а она говорила, что нечиста: да не прогневается господин мой, что я не могу встать пред тобою, ибо у меня обыкновенное женское (Быт. 31, 35). А Иаков сказал: У кого найдешь богов твоих, тот не будет жив (Быт. 31, 32). Он сказал так, потому что он не знал, что Рахиль взяла идолов. Он заклял Рахиль этими словами! И умерла Рахиль, и погребена на дороге в Ефрафу, то есть Вифлеем (Быт. 35, 19).
 
[15] Иустин Философ. 2-я Апология. 13.
 
[16] Человек должен иметь правильную иерархию ценностей. Что стоит на первом месте? Служение Богу. А дальше? Служение ближнему. О каком ближнем идет речь? Прежде всего, собственная семья! Сказано: Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного (1Тим. 5, 8). А потом все человечество? Нет, братья по вере потом идут. Сказано: Будем делать добро всем, а наипаче своим по вере (Гал. 6, 10). А потом, потом уже можно и обо всем человечестве подумать. То есть должна быть правильная иерархия ценностей: служение Богу – забота о семье – забота о братьях по вере – и потом, если мы видим человека даже другой веры, и он нуждается, мы можем ему помочь.
 
[17] Святитель Иоанн Златоуст писал о современных его временам извращенцах: «…Женскому полу предстоит уже опасность сделаться излишним, так как его во всем заменяют отроки. И не только это ужасно, но и то, что такая мерзость совершается с полною безопасностью и беззаконие стало законом. Никто уже не опасается и не страшится; никто не стыдится и не краснеет; но еще хвалятся этим позором, и целомудренные кажутся безумными, а обличающие – не здравомыслящими; если они слабы, то подвергаются побоям, а если сильны, то терпят насмешки, поругания и бесчисленные издевательства. Не помогают ни суды, ни законы, ни воспитатели, ни отцы, ни приставники, ни учители: одних успели развратить деньгами, другие имеют в виду только то, чтобы им было жалованье; а из тех, которые добросовестнее и заботятся о спасения вверенных им, одни легко поддаются укрывательству и обманам, а другие боятся силы развратников. Легче спастись заподозренному в тирании, нежели избежать рук этих нечестивцев тому, кто попытался бы удалять от них (детей)… Бывает у некоторых бессловесных вожделение сильное и похоть неудержимая, не отличающаяся от бешенства, но и они не знают этой страсти, а удерживаются в пределах природы, и, сколько бы ни раздражались, не нарушают законов природы. А эти, одаренные разумом, сподобившиеся божественного учения (то есть имеются в виду извращенцы из числа оглашенных – О. С.), преподающие другим, что должно делать и чего не должно, и слышавшие Писания (то есть речь идет о учащих в церквях извращенцах – О. С.), нисшедшие с неба (то есть занимающие высокое положение – О. С.), не с такою наглостью совокупляются с блудницами, как с отроками» (Иоанн Златоуст. К враждующим против тех, которые привлекают к монашеской жизни. Слово 3 – К верующему отцу).
 
[18] Требник. Православный чин освящения дома.
 
[19] Они поражают их слепотою. Наказание Божие всегда является наказанием тем, чем человек грешит. То есть Бог всегда наказывает нас нашими грехами. Почему именно слепота? Потому что эти люди, которые жили роскошно, богато, не хотели видеть других людей, находящихся ниже их по своему социальному положению, они не хотели замечать проблем других городов – «Вот есть наша конфедерация, и все»! С другой стороны, они похотливы, а похоть проявляется через глаза (Мф. 5, 28), и они бросили вожделенный взгляд на красоту пришедших к Лоту Небожителей. Здесь может быть несколько причин. Но всегда мы должны обращать внимание на наказание: оно всегда связано с преступлением.
 
[20] «Ангелы, посланные для разрушения Содома и стремящиеся исполнить возложенное на них дело, в первую очередь заботятся о том, чтобы избавить гостеприимного Лота от неминуемой гибели в огне. Услышьте слова эти вы, закрывающие двери перед странниками, услышьте это вы, избегающие гостей как врагов! Лот жил в Содоме. Не прочтем про другие его добрые дела: из всех них только гостеприимство здесь и упоминается. Спасается от огня, спасается от большого пожара только потому, что дом свой открыл для гостей. В гостеприимный дом пришли ангелы – в закрытые для гостей дома пришел огонь» (Ориген. Гомилии на Бытие).
 
[21] К Богу вопиют: убийство  – сказано Господом: Что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли (Быт. 4, 10); удержанная плата (жнецов) вопиет от земли на небо – вот если вам вовремя зарплату не дают, то ваши работодатели рискуют в аду оказаться в дурной компании: плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа (Иак. 5, 4); обижать вдов и сирот  – этот грех вопиет к Богу; и содомский грех вопиет к Богу. Всё. Об этих грехах в Библии сказано, что они вопиют к Богу. Если кто-то задерживает зарплату или пенсию, он может оказаться в аду среди извращенцев, убийц и злодеев, которые обижали сирот и вдов, то есть в очень скверной компании. Расскажите своим работодателям об этом, они должны знать, куда они могут влететь после смерти.
 
[22] Казнь совершается рано утром только на основании этого библейского текста. Христиане принимали решения о казни утром, у иудеев старались тоже рано утром совершать казни – только на основании этого текста.
 
[23] Амвросий Медиоланский. О бегстве от мира.
 
[24] То есть ангел здесь уже один, а другой ангел (после того как помог вывести Лота и его семейство) начал уничтожение нечестивых городов.
 
25] Кирилл Александрийский. Фрагменты

http://www.pravoslavie.ru/106201.html