МОЖЕТ ЛИ ЖЕНЩИНА БЫТЬ СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛЕМ В ЦЕРКВИ

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

О разных видах служения в Церкви рассказывает архимандрит Сильвестр (Стойчев), кандидат богословия, профессор, старший помощник ректора КДА по учебно-методической работе.

Церковь осуществляет свое служение в окружении целого ряда философских, культурных, идеологических концепций, формирующих свое видение различных аспектов бытия человека и социума.  На определенном этапе Церкви необходимо формировать ответ на возникшие, хотя и за ее пределами, но нередко, образно выражаясь, заходящие на Ее территорию идеи. Если возникают всякого рода запросы со стороны общества, Церковь, в принципе, должна давать на них отклики и объяснять свою позицию.

Таковым является вопрос о женском священстве, истоки которого за пределами Церкви, в феминистических движениях. Именно благодаря им возник вопрос о положении женщины в Церкви, в частности – вопрос женского священства. В любом случае во второй половине ХХ века вопрос о священническом служении женщин в Церкви стал одним из самых горячих вопросов во многих христианских конфессиях и остается таковым до сих пор.

Зачастую бытует мнение, согласно которому женщина испытывала определенного рода гнет в обществе и этот гнет всячески поддерживался Церковью. Однако необходимо отчетливо понимать, что на человеческие взаимоотношения всегда накладывают отпечаток существующие экономические, культурные, социальные отношения и правила. Церковь всегда являлась проповедником Евангелия в конкретном обществе. Если Церковь проповедовала в феодальном обществе с определенного рода взаимоотношениями, включая семейные, это не означает, что именно Церковь являлась источником этих отношений. 

Церковь христианизировала народы, в том числе те, где исторически сложились особые отношения между мужчиной и женщиной, сформировалось особое положение женщины в обществе и т. д. И если Церковь несла там служение, то нельзя утверждать, что именно Церковь навязала или же поддерживала не всегда лояльное отношение к женщинам среди этих народов.

Важно понимать, что если бы Церковь, проповедуя среди этих народов, начала выступать против сложившихся, устоявшихся законов и правил, то она бы выступила в качестве детонатора революционных движений.

Это всегда было искушением для целого ряда деятелей разных эпох. Церковь же призывает человека изменить себя, в результате чего меняются все формы взаимоотношений вокруг.

Нередко звучат обвинения в адрес Церкви в навязывании и закреплении уничижительного отношения к женщине. Но это не так.

Священное Писание благоговейно свидетельствует о Богородице. Дева Мария почитается в Православной Церкви как Мать Господа нашего Иисуса Христа и ставится выше Серафимов и Херувимов. Кроме того, на страницах Евангелия образ женщины выглядит благороднее, чем образ мужчин: так, ученицы Христа оказались преданней и последовательней апостолов. Среди них не было предавших Учителя, не было сбежавших, не было отрекшихся.

Стоит вспомнить также эпизод из Писания, где одна из учениц помазывает ноги Христа миром. На возмущение учеников Господь отвечает: «Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала» (Мф. 26:13). Ни о ком из мужчин не было сказано таких слов, включая даже самых близких апостолов.

Что касается апостольских слов «Жены ваши в церквах да молчат» (1 Кор. 14:34). Это не означает, что женщина в храме даже спросить ничего не имеет права. В толкованиях святых отцов читаем, что женщины часто становились источником дискуссий прямо во время молитвы. Потому апостол далее говорит: «Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих» (1 Кор. 14:35). И это не потому, что муж умнее жены, а оттого, что они одна семья. И муж с женой должны друг другу всячески помогать. Если у вас возник богословский вопрос, решайте его с тем, кого вы выбрали себе в супруги, с самым близким человеком. Поэтому никаких уничижительных и унизительных коннотаций в этих словах апостола Павла нет.

Фраза из послания «Жена да убоится мужа» обычно используется в дискуссии как аргумент, все же остальные фрагменты Писания, которые говорят о женщине, не принимаются во внимание. Однако же в Посланиях апостолов сказано о том, что мужчина должен относиться к женщине как к собственной плоти, питать, греть ее и др.: «Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя» (Ефес. 5:33). Человек привязан к плоти своей: в холод мы ее греем, в голод – питаем. Мотив отношения человека к плоти был использован апостолом Павлом для того, чтобы засвидетельствовать, как должен муж любить и заботиться о своей жене.

В Священном Писании есть несколько важных текстов, касающихся формы служения женщины в Церкви. Собственно говоря, именно эти апостольские рассуждения интересуют нас больше всего в связи с анализируемой темой. 

Вернемся к вопросу, который часто задают сторонники эмансипации и феминизма: «Почему женщина не может быть священнослужителем в Церкви? Не является ли это формой уничижения женщины?»

Для того чтобы ответить на него, мы должны исходить из принципов Священного Писания. Все дело в том, что в Церкви есть разные виды служений. Каждый служит общине и Православной Церкви в целом в том месте, куда его определил Господь по способностям и талантам. Кто-то священствует, кто-то имеет дар пророчества, молитвы, утешения и т. д.

В Церкви как в теле Христовом нет ущемленных, дискредитированных состояний. Каждый занимает такое положение, которое помогает ему максимально заботиться о других верующих.

Апостол Павел пишет: «Тело же не из одного члена, но из многих. Если нога скажет: я не принадлежу к телу, потому что я не рука, то неужели она потому не принадлежит к телу?.. Но Бог расположил члены, каждый в [составе] тела, как Ему было угодно. А если бы все были один член, то где [было бы] тело? Но теперь членов много, а тело одно. Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны. Напротив, члены тела, которые кажутся слабейшими, гораздо нужнее… Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге» (1 Кор. 12:12–25). В соответствии с учением Церкви, каждый служит людям и Церкви теми дарами, которые дал нам Бог. Священство – это тоже один из видов служения Церкви.

В Библии достаточно много написано о служении разных людей в Церкви. К тому же совершенно не понятно, почему люди, так настойчиво ратующие за женское священство, считают положение священника в Церкви привилегированным. Это положение, связанное с особым видом служения, но отнюдь не с привилегиями.

И главное: у женщин есть свое служение в Церкви! И оно важно, и оно необходимо! На примере учениц Господних мы видим, что это служение заключается в том, чтобы проявлять заботу и невероятную преданность. Эти женщины воплощают дар милосердия, верности, преданности, дары, без которых трудно себе представить существование любой общины. Всегда есть те, которые требуют особого внимания и ухода: увечные, больные, одинокие люди. И милость, оказанная им, время им уделенное, особое о них попечение – одна из самых действенных и важных форм христианского служения.

Кто осуществляет разноплановую помощь в приходах? Кто занимается делами милосердия? Кто, в конце концов, заботится о благолепии храма и прихрамовой территории? Наши верующие женщины. Желание выйти за пределы этого служения – это попытка, чаще всего из-за гордыни, переформатировать формы служения в Церкви, пойти против тех даров, которые получены от Бога из-за эфемерных «прав» и «равенства».

Есть еще один важный момент в Священном Писании, по каким-то причинам вызывающий недовольство у феминисток: «…Впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (1 Тим. 2:15).

Как понимать этот текст? Его толковали многие христианские писатели и святые отцы. Так, Климент Александрийский говорит о том, что мужчина и женщина обладают одинаковой человеческой природой, но при этом отличаются друг от друга. Глубинная, правильная реализация природы конкретным индивидуумом происходит в определенного рода условиях. И возможность максимально развить себя как женщину дает именно материнство. В этом и есть главный смысл слов апостола. Женщина через материнство, через воспитание детей совершает свое служение. Даже если она не служит в Церкви, то реализует свое служение в рамках малой Церкви – своей семьи. И через это спасается.

Слова апостола Павла возвышают роль женщины. Не нужно их бояться или искать в них что-либо уничижительное. Служение женщины в Церкви – одно из самых достойных и важных, и нельзя себе представить Церковь без этого служения. Женщинам, которые пытаются поднять вопрос о женском священстве в Церкви, хорошо бы задать встречный вопрос: «Неужели вы готовы отказаться от самых радостных для женщины моментов, связанных с материнством, с воспитанием, с помощью окружающим, с милосердием, с заботой? Неужели Вам так не нравится быть женщиной и осуществлять свое бытие с теми талантами, которые Бог дал женщине?»