Может ли приходской священник отлучить от Причастия: Что говорят каноны?
За что могут не допустить до причастия? Может ли приходской священник отлучать прихожан на долгие годы? На эти вопросы отвечает преподаватель Коломенской духовной семинарии протоиерей Дионисий Басов,
настоятель храма Рождества Христова в селе Гололобово Московской области:
-- Категорически нельзя допускать к причастию человека, который не раскаивается или не должным образом раскаивается в своих прегрешениях. Об этом говорит множество канонических правил, например, 87-е правило Трулльского (VI Вселенского) собора, 2-е -- Антиохийского собора и др. Также не допускаются к причастию некрещеные или неправославные христиане (95-е правило Трулльского собора, 7-е правило Лаодикийского собора) и те, кому это воспрещено духовником, то есть назначена епитимия, если только этому человеку не угрожает смертельная опасность (13-е правило I Вселенского собора).
Священник не имеет права отлучать мирянина от Церкви и запрещать приступать к причащению на длительный срок без дозволения правящего архиерея.
Сегодня даже за тяжкие грехи, за которые по канонам человек отлучается от причастия на много лет, такие строгие епитимии, как правило, не назначаются. Церковные каноны -- правила -- ставят задачу не отомстить преступнику за содеянное им зло, а исправить его, вернуть Богу и Церкви. Поэтому правила предписывают священнику в первую очередь думать о том, чтобы епитимия была тому по силам и принесла пользу. Так, 102-е правило Трулльского собора гласит: «Приявшие от Бога власть решить и вязать, должны рассматривать качество греха и готовность согрешившаго ко обращению, и тако употреблять приличное недугу врачевание, дабы, не соблюдая меры и в том и в другом, не утратить спасения недугующаго… Не должно гнать по стремнинам отчаяния, ни отпускать бразды к разслаблению жизни и к небрежению: но должно непременно, которым-либо образом, или посредством суровых и вяжущих, или посредством более мягких и легких врачебных средств, противодействовать недугу, и к заживлению раны подвизаться; и плоды покаяния испытывать, и мудро управлять человеком, призываемым к горнему просвещению».
Подготовил Леонид ВИНОГРАДОВ
Источник: Нескучный сад
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии