Может ли христианин быть жестоким, если того требуют обстоятельства?

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Страшный серый волк

Житие княгини Ольги, отомстившей древлянам за смерть князя Игоря, часто беспокоит умы современных христиан. И правда: разве жестокость допустима в жизни верующего человека? С другой стороны — порой кажется, что без неё невозможно обойтись. Так ли это? — спросили мы у протоиерея Константина Лисняка, благочинного Соледарского округа, — и вот что он нам ответил.

Христианство — жестокое?

Жестокость с точки зрения мирского человека отличается от жестокости верующего человека. Надо признать: со стороны людей нецерковных к нам в этом плане очень много претензий. Упрёки обычно основываются на текстах Ветхого Завета: особая жестокость, убийства, кровь, месть и так далее. «Ничего себе — Бог любви!» — восклицают, как правило, внимательные читатели. В Новом Завете тоже есть эпизоды, которые вызывают недоумение даже у людей верующих. Словом, рассматриваем мы сегодня вопрос дискуссионный.

Мы можем объяснить жестокость Ветхого Завета. Чтобы сохранить веру хотя бы в одном народе, необходимы были такие беспрецедентные меры, о каких мы читаем. Соблюдение Закона, десять казней египетских, путешествие по пустыне и так далее — всё это нужно было, чтобы спасти человечество, чтобы прошло определённое время — и явился Мессия. Заметим, что даже само искупление было жестоким: оно было обретено через ужасные Крестные страдания Христовы. В этой связи у людей тоже возникают вопросы: зачем так страшно? Неужели нельзя было как-то попроще? Ведь Бог — Всемогущий, мог же Он иначе нас спасти! Что ответить на эти вопросы? — да, эти меры были необходимы, как порой необходимы срочные и болезненные хирургические меры. Они порой тоже кажутся жестокостью, но приводят к исцелению пациента.

Да, в истории нашей Церкви было немало жестоких страниц, но порой к ним добавляют факты и события, не имеющие отношения к христианству. Например, вспоминают жизнь святой равноапостольной княгини Ольги, которая очень жестоко отомстила за смерть своего мужа. Что сказать? — эти события произошли ещё до того, как княгиня стала христианкой. Четвёртая месть древлянам была осуществлена в 946-м году, а приняла она христианство гораздо позже, после чего очень изменилась. Да, у нас так бывает, что свирепый язычник становится глубоко верующим человеком и даже святым.

Что говорить об истории Церкви, если даже в Евангелии есть эпизоды неоднозначные! Однако нужно разобраться, это жестокость — или поведение, кажущееся таким с точки зрения мирского человека? Например, когда Христос сделал бич и выгнал торгующих из храма, это жестокость? Или же это ревность праведника, о которой было сказано в одном из пророчеств: «При сем ученики Его вспомнили, что написано: ревность по доме Твоем снедает Меня» (Ин. 2:17)? Я считаю, это была не жестокость, а справедливость по отношению к тем, кто бесчинствовал и совершал непотребства в доме Божьем.

Если обвинять Христа в жестокости, то как быть с блудницей, которую должны были побить камнями, ведь закон Моисеев на тот момент никто не отменял? Он жесток с ней? — конечно, нет. Или вот такой эпизод: «Когда же приближались дни взятия Его от мира, Он восхотел идти в Иерусалим; и послал вестников пред лицем Своим; и они пошли и вошли в селение Самарянское; чтобы приготовить для Него; но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим. Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение» (Лк. 9:51-56)«.

Да, есть пятая глава Деяний, где повествуется о смерти Анании и Сапфиры, но опять же — жестокость ли это в ситуации, когда люди лгут не человеку, но Богу? При трактовке текстов Священного Писания надо многое учитывать и правильно истолковывать.

Порой удар левой эффективнее слов

Допустимо ли христианину быть жестоким? Давайте разбираться. С одной стороны — конечно, нет. Бытовое насилие, войны, братоубийственные конфликты, грабежи, убийства, насилие — недопустимы. Это понятно не только христианам, но всем адекватным людям.

С другой стороны — традиционный пример: война. Если речь идёт о защите близких и родных, и ты идёшь положить жизнь за други своя, то проявляешь высшую степень любви в христианском понимании этого слова. А вот если христианин начинает мстить, это путь в никуда. Месть — это страшная вещь, раковая опухоль души, сродни зависти и гордыне.

У меня был разговор с другом — тренером по боксу. Он говорил, что часто с ним случались ситуации, когда на его глазах начинали бесчинствовать невменяемые люди. Однажды ему пришлось урезонить пьяного, который налетел на кондуктора в троллейбусе. Он говорил: «Я человек верующий, и не испытывал в тот момент ярости или злобы. Просто остановил его. С любовью. Ну, пришлось тройку слева зарядить, но что делать? Потом вытащил его из троллейбуса, уложил на обочину — и дальше поехал». Та кондуктор его потом очень благодарила. Вопрос: мог ли он остановить этого пьяного разъярённого человека словами, что тот неправ, или процитировав ему Библию? Нет, ситуации в жизни порой требуют проявления силы и даже жестокости.

Жизнь очень отличается от теории, она не такая, как в книгах пишут. Случается разное. Да, мы должны стремиться быть добрыми, читать святых отцов, учиться смирению, прощать ближних и так далее, но порой надо реагировать по ситуации. Безусловно, жестокость — это расстройство психики. Человек в гневе, ярости, раздражении неадекватен. Но бывает, что некоторая мера жестокости необходима.

В одной из книг Владимира Соловьёва есть такой эпизод: пожилого русского офицера, пережившего русско-турецкую войну, спросили, какой подвиг был наиболее мужественным и значимым в его военной карьере? И он рассказал такой случай. Однажды русские солдаты пришли в деревню, все жители которой были полностью вырезаны турками. Им надо было догнать это подразделение, которое шло в другую деревню — с теми же целями. Они настигли турок и уничтожили всех до одного — поступили по закону военного времени. Насилием и жестокостью они остановили ещё большее зло. Трудно всё это мерить и сопоставлять, война — особое время. Говорят, что пожар бензином не потушишь, что зло порождает ещё большее зло и что кто сеет ветер, пожинает бурю. Но бывают и такие ситуации, как в жизни того офицера. Христианину надо понимать, что его задача — искать золотую середину и сохранять здравомыслие в самых сложных обстоятельствах. Даже в войну человек делает выбор: нападать — или защищать, истязать и мучить — или останавливать истязателей и мучителей.

В защиту жёсткости

Важен ещё такой нюанс: не надо путать жестокость и жёсткость. Жестокость — это расстройство психики, а жёсткость — это либо свойство характера, либо мера, обусловленная необходимостью. Жёсткий человек может быть верным, отзывчивым, порядочным, то есть его жёсткость — однозначно не грех. Что же касается жёсткости как необходимой меры в отношении других людей, то считаю, что её даже не хватает в нашем толерантном обществе. Побольше бы жёсткости в некоторых вопросах — и порядка было бы больше.

Христиане очень часто понимают смирение неправильно. Нельзя смиренно терпеть подлость, соглашаться с унижением. Смирение — это не слабость и безволие. Святые говорят, что смирение — это осознание собственных грехов. Человек понимает, что он грешник, он болен, он смертельно ранен грехом и ему нужен Спаситель, который его уврачует и спасёт. Понимает, что мир во зле лежит и глубоко травмирован, с ним космического масштаба трагедия произошла. Всё творение Божие повредилось — и человек тоже. Вот кающийся грешник — это и есть смиренный человек. А бесхребетность и слабохарактерность не имеют к смирению отношения. Скорее, здесь уже проявляется проблема психического здоровья и духовного развития.

Это очень важно понимать — как и то, что проявление жёсткости в отношении некоторых людей есть необходимая мера. Более того: человек, всё время прогибающийся под других, может однажды сорваться и стать невероятно жестоким по отношению к тем, кому не мог дать отпор. Он мстит за все свои унижения, предаёт того, перед кем унижался, и расправляется с ним особо жестоким образом.

Добро и сила

Я слышал утверждение, с которым не могу не согласиться: «Добрым может быть только сильный человек». Он может себе это позволить, а слабак — то есть человек, смиренный в самом плохом смысле этого слова, — нет. Представим ситуацию: идёт по улице кандидат в мастера спорта по боксу, ему навстречу — пять подвыпивших подростков, которых он одной левой разбросает при желании. И вот они бросают в его сторону оскорбление. Будет он с ними драться? — конечно, нет. Ухмыльнётся и пойдёт дальше, потому что дома у него такой же пятнадцатилетний сын сидит, с которым точно такой же случай может произойти. Вот этот спортсмен и совершает духовный подвиг — делает шаг в сторону и идёт дальше.

У меня детство прошло в спорте, я занимался единоборствами, и нам тренер всегда говорил: «Ребята, ваши руки — это оружие. Я вас учу только для самообороны. Никогда не применяйте свои навыки, чтобы порисоваться, на ком-то их продемонстрировать». К нам даже приходил участковый и записывал нас всех — мы стояли на каком-то учёте, потому что эти знания и умения представляют опасность для окружающих.

Жестокость, которой не видно

Нередко люди, не проявляющие жестокости по отношению к чужим, изливают её на своих близких — жён и детей. Это ведь цепная реакция: папа на работе получил от начальника, пришёл домой — налетел на жену, жена потом сорвалась на детей. При этом взрослые люди не воспринимают свои поступки как жестокость, более того: бытовое насилие некоторыми православными людьми считается нормой. Есть и священники, которые говорят в своих проповедях, что ломать жену через колено — это допустимо. Я считаю, что все, кто так утверждает, явно травмированы в детстве.

У одного священника читал: отношения в семье должны строиться только с помощью ласки и любви. С женой всегда можно договориться, действуя так. Если женщина будет чувствовать, что любима, она откликнется всем сердцем и душой, и это будет создавать в семье райскую атмосферу. То же касается и детей — но с ними в этом вопросе надо быть осторожными, чтобы не допустить фанатизма и идолопоклонства. Детей важно не сломать и не заставить прожить не свою жизнь — но и держать их в рамках тоже надо.

Завершить наш разговор мне хотелось бы словами апостола Павла: «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром». И в то же время я считаю, что добро должно быть с кулаками, потому что безнаказанность порождает беспредел. Да, надо балансировать на очень тонкой грани. Это сложно, но жизнь к этому обязывает.

Беседовала Екатерина Щербакова

http://gorlovka-eparhia.com.ua/mozhet-li-hristianin-byt-zhestokim-esli-t...