Монашество и власти: от ненависти до любви и обратно. Андрей Мягкий

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Собор Рождества Богородицы в Шостке. Фото: risu.ua
Собор Рождества Богородицы в Шостке. Фото: risu.ua

Прямо сейчас власти пытаются выселить монахов из Киево-Печерской лавры. Во все века власти старались подчинить себе Церковь. Не исключение и нынешний век.

Господь наш Иисус Христос говорит нам: «Царство мое не от мира сего». Апостол Павел подтверждает это в послании к филиппийцам: «Наше же жительство – на небесах», в новейших переводах это переводится как родина, гражданство.

Мы живем в мире в большинстве своем ненавидящем Христа и Его Церковь, но каждый раз, сталкиваясь с этой ненавистью, удивляемся этому, страшимся, переживаем, как нечто необычное. Испокон веков мир старался уничтожить христианство. Сначала пытался вытоптать его ростки, потом срубить окрепшее древо, в наши дни пытается отравить глубокие корни христианства ядом лжи и клеветы, подменой и фальсификацией.

Каждый христианин является целью дьявола и его слуг. Но большими противниками для него являются монахи и монастыри.

Монашество в современном мире, как и во все прежние времена, является свидетельством Христа и спасительным кругом для мирского человека. В то время как мир пытается удержать его различными хлопотами, заботами, интересами и страстями, монашество само стремится к противоположному и увлекает за собой души верных. Оно одним существованием своим свидетельствует о Евангелии, показывает живущим, что жизнь может иметь высшую цель, что человек достоин намного большего, чем просто временная жизнь, и его ждет вечность.

Прообразом христианского монашества был Иоанн Креститель. Он вёл одинокий, безупречный в нравственном и религиозном отношении образ жизни в пустыне, призывал людей к покаянию, к исполнению заповедей Божиих. И как поступила с ним власть в лице иудейского властителя Ирода Антипы? Отрезал голову.

Монашество всегда было хранителем истины, благочестия и христианского совершенства. Оно сыграло большую роль в жизни Церкви и на Руси, и в то же время светская власть всегда относилась с ревностью к авторитету монашества. Так было с родоначальником монашества в Киеве – преподобным Антонием Печерским. Сначала у него произошел конфликт с киевским князем Изяславом по поводу пострижения в монахи приближенных ко двору людей, а позже ему и вовсе пришлось надолго покинуть им же созданные святые пещеры из-за давления властей.

Всемогущий Бог не редко зло превращает во благо, и те гонения на великого святого Киево-Печерской лавры обернулись основанием нового пещерного монастыря в Чернигове, появлению новых монахов, храмов и монастырей.

Ярким примером противостояния государственной власти и Церкви, несправедливости и правды, можно назвать житие святого митрополита Московского и всея Руси Филиппа II. На его время выпала сложное время правительства Иоанна Грозного. Тогда даже бояре у себя дома не осмеливались выразить вслух свой страх и скорбь, опасаясь опричников. И только смелый голос святителя-монаха публично осудил жестокость царя.

На угрозы и всевозможное давление святой Филипп ответил: «Я – пришелец на земле, как и отцы мои, и за истину благочестия готов претерпеть и лишение сана, и всякие муки». Так впоследствии и случилось. После неудачных попыток переубедить митрополита и заставить его принять сторону царя, молитвенника задушили.

В истории Церкви масса примеров того, как земные правители расправлялись с неугодными и неудобными представителями Церкви. И монахи первыми принимают удар. Так было в период иконоборчества, когда за почитание святых икон монашествующие подвергались жестоким гонениям. Так происходило и во время насаждения унии в Украине.

И тогда, как это часто было в нашей истории, основной удар приняли на себя Киево-Печерская Лавра и Почаевский монастырь, братия которых встала во главе сопротивления насильственному насаждению греко-католичества.

Достаточно вспомнить, что в ХVIII-ХIХ веках монашество значительно ограничивалось законодательно, что было связано с социальными переменами в обществе после реформ Петра I. Сильным ударом по хозяйственной деятельности и материальному положению монашества стала секуляризация церковных земель, осуществленная императрицей Екатериной II. Число монастырей и монашествующих насильственно сокращалось, они были разделены на классы, для монастырей установлены штаты. Парадоксально, но этот упадок хозяйственной деятельности в последствии спровоцировал подъём нравственного и духовного уровня монашества.

А теперь вспомним события столетней давности, как под ноль искореняли монашество и в 30-тые годы ХХ века практически не осталось действующих монастырей на огромной территории бывшей православной империи. Монашество тогда подверглось невиданным репрессиям со стороны советской власти. В послевоенные годы безудержное насилие сменилось сильнейшим давлением со стороны государства, которое, словно в бетон закатывало любое проявление инакомыслия. Монашество практически исчезло, величественные постройки монастырей превратились в музеи и заповедники, а иногда и в развалины.

Новейшая история свидетельствует о вечном противостоянии власти в лице т.н. демократических государств и монашеством. Мы видим, что в этом не особенность каких-то отдельных стран и локальные проблемы, а целенаправленная политика тех сил, обладающих могуществом и властью, желающих нанести урон Церкви.

Здесь и притеснения монашествующих на Афоне в Греции, дискриминация и уничтожение монастырей сербского края Косово,  уничтожение монастырей в Сирии, попытки захватов святынь в Черногории, а теперь и события масштабных гонений в Украине. Наступление на городские соборы, храмы и церквушки в регионах, где в последнее время главным фронтом является выдавливание монахов и монахинь из древних монастырей.

Сложно представить историю и жизнь Церкви без монашества. Монашеские общины и монастыри всегда были носителями христианской жизни в Церкви и силой, ориентированной на служение и созидание других служений в Церкви. Несмотря на самодостаточность и замкнутость, монастырская обитель никогда не представляла отдельного и независимого организма по отношению к Единой Церкви. Историк и религиозный философ Лев Карсавин писал: «Монашество ‒ центр христианской жизни, и монастырь – не убежище спасающихся, а орган христианизации масс». Монашество – это ободрение для всего мира и постоянный источник оптимизма в свидетельстве Распятого и Воскресшего Христа.

В те редкие времена, когда власти каких-либо стран мирно сосуществовали с Церковью Христовой, это явно шло на пользу государствам. Но, власти менялись и новые властители приносили на свой трон свои амбиции и убеждения, не желая делать выводы из предыдущих правлений, и все начиналось сначала.

Сегодня христианство снова находится под натиском безбожного мира, и в дни сомнений и скорбей святость монашеского жития должна стать тем маяком, к которому будут стремиться и церковные люди и те, кто приходит ко Христу.

Монастырь, как место смирения, обречен быть бельмом в глазу у общества потребления, в тоталитарном обществе, и встраивание монашества в схему деградирующего мира обернулось бы полной катастрофой. Эсхатологический дух, который хранит монашество, защищает церкви от обмирщения и согласия с греховными состояниями, противоречащими Евангельскому духу. И хочется верить, что монашество, как и Сама Церковь Христова, пребудет вовек.

https://spzh.news/ru/istorija-i-kulytrua/72740-monashestvo-i-vlasti-ot-n...