Монах Симеон Афонский: Слово о рассуждении
«Кто не со Мною, тот против
Меня; и кто не собирает со
Мною, тот расточает».
Мф. 12.30.
«Ибо, кто имеет, тому дано
будет и приумножится; а кто
не имеет, у того отнимется и то,
что имеет».
Мф. 13.12.
Скорби – это указательный перст Бога
1. Мирской ум – это ум, опьяненный миром и испытывающий наслаждение от беспрерывного отравления ядом этого мира.
2. Мирской ум – это змей, ползающий на животе по грязи страстей и телесных удовольствий.
3. Когда мысленному змею страдания прищемляют хвост, он на время приподнимает голову, но затем снова погружается в болото удовольствий.
4. Мирское сознание – это сознание, безсильное отделить себя от мира и полностью им порабощенное.
5. Когда мирское сознание слышит слово об иной жизни, оно омрачается еще больше.
6. Когда в мирское сознание проникает страх смерти, тогда в него проникает и слово об иной жизни.
7. Мирское сердце – это сердце, слипшееся с миром, который высасывает из него жизнь.
8. Мирское сердце – это сердце, в котором вместо крови течет грязь дурных помыслов.
9. Когда мирское сердце немного очистится, оно обращается к Богу и начинает желать вкушения истинной Крови и Тела Христова.
10. Успей вернуться к Богу прежде, чем вернешься в землю.
11. Монах живет ради Бога, мирские люди живут ради вещей.
12. Твоя душа тянется к небу, а тело стремится к земле – рассуди сам, что тебе дороже.
13. Как одних людей притягивает земля, так других людей притягивает Небо.
14. Чем больше обучишь свое зрение смотреть внутрь себя, тем быстрее научишься различать Истину от заблуждения.
15. Чем чаще будешь учиться слышать то, что совершается внутри тебя, тем скорее научишься отличать Правду от лжи.
16. Как в соломе невозможно отыскать зерно, так в миру невозможно найти духовное рассуждение.
17. Что такое мир? Это не люди и вещи, а страсти, которые привязывают к ним сердце.
18. Если ты потерял все, но сохранил рассуждение, то еще есть возможность Спастись.
19. Скорби – это указательный перст Бога, который указывает тебе, что именно ты и есть виновник всех бед.
20. Тот, кто терпеливо и с рассуждением отсекает страсти и помыслы – не ошибется, будь он монах или мирской.
21. Сердце невозможно заставить соединиться с Богом, ибо оно само соединяется с ним, когда очистится от суеты с помощью рассуждения.
22. Наши неудачи в попытках очистить свое сердце привлекают благую помощь Божию, когда мы не отчаиваемся в своих неудачах с помощью рассуждения.
23. Не найти муравья, который бросил бы свою ношу, но редко можно найти душу, которая до конца борется за свое спасение и укрепляет себя с помощью рассуждения.
24. Если волю ближнего всегда предпочтешь своей воле – никогда не ошибешься, благодаря рассуждению.
25. Если из всех отношений с людьми всегда выберешь добрые отношения – никогда не ошибешься, благодаря рассуждению.
Никогда не ошибешься, благодаря рассуждению
26. Если в трудных, сокрушающих тебя обстоятельствах всегда выберешь мир души – никогда не ошибешься, благодаря рассуждению.
27. Если из многих непонятных решений всегда выберешь самое мирное и смиренное решение – никогда не ошибешься, благодаря рассуждению.
28. Если в поисках спасения своей души, когда требуется приложить огромные усилия, всегда выберешь смирение – никогда не ошибешься, благодаря рассуждению.
29. Если тебе приходится постоянно выбирать, каких целей в жизни держаться: мирских условностей или Бога, и ты всегда выберешь Бога – никогда не ошибешься, благодаря рассуждению.
30. Сохрани в себе Бога и Бог сохранит тебя.
31. Делай в жизни лишь самое необходимое и не хватайся за лишнее.
Необходимое – это то, в чем помогает Бог, а лишнее – то, в чем нет помощи Божией.
32. Держаться за духовника можно по-разному: за руку и за горло. Держаться за руку – это спрашивать и исполнять, отвергая свою волю; держаться за горло – это требовать и повелевать, настаивая на своей воле.
33. Не дай запутать себя ложными идеями и идеалами, выбери единственную Истину – Христа.
34. Будь рассудителен: все замечай, ни к чему не привязывайся, не доверяй своему мнению и избежишь многих опасностей.
35. Живи внимательно, не рассеивайся и рассуждение не оставит тебя.
36. Пусть твое сердце сольется с молитвой и тогда оно все узнает о себе и о Боге.
37. Житейская мудрость не зависит от обучения, так и духовная мудрость не зависит от седин и многознания.
38. Чтобы не умереть обманутым, прежде всего пойми, как тебя обманывает мир.
39. Рассуждение – истинный друг для Спасения и мгновенная смерть для заблуждения.
40. Тот, кто, благодаря рассуждению, перешел из обмана мира сего в вечную Истину, знает, что он освобожден от обмана помыслов и избавился от безумства страстей.
41. Ловкость и смекалку хвалят на рынке, а на духовном пути – чистоту сердца и рассуждение.
42. Истинное послушание мгновенно откликается на просьбу делом, ложное послушание откликается на просьбы только словами. Но истинное рассуждение рождается только от истинного послушания.
43. Рассуди сам, как можно верить помыслам, если вначале они лукаво обманывают: «Тебе еще только двадцать лет!.. Тебе еще только тридцать лет!.. Тебе еще только сорок лет!.., а потом безжалостно издеваются: «Тебе уже пятьдесят лет!.. Тебе уже шестьдесят лет!.. Тебе уже семьдесят лет»?
44. Одни люди смело полагаются на деньги, другие смело полагаются на свои силы, но самый смелый тот, кто смело полагается во всем на Бога, благодаря рассуждению.
45. Стоит возненавидеть лишь одного человека – и весь мир станет ненавистным, но стоит возненавидеть самого себя – и полюбишь всех людей, благодаря рассуждению.
46. Растратишь душу и плоть в страстях – нигде не найдешь покоя и отчаяние отыщет тебя, где бы ты ни укрылся.
47. Гнушайся блуда и похоти, будь воздержан даже в помыслах и увидишь рядом с собой помогающую тебе руку Божию, благодаря рассуждению.
48. Чем незаметнее живет монах, тем заметнее его молитвенная помощь миру, благодаря рассуждению.
49. Отдели ум от страстей стяжанием добрых навыков, отдели ум от помыслов непрестанной молитвой, и духовное созерцание возведет тебя к Богу, благодаря рассуждению.
50. Чистая молитва приведет тебя туда, где нет ни сласти, ни гнева, ни робости, ни скорби, и где тебя встретят радость, освящение, мир, и Истина, благодаря рассуждению.
Нечистая совесть не знает Богообщения
Сердце ожившее и окаменевшее
78. Если твое сердце приникло к Богу, безмерно возлюбило Его и ясно различает свет и тьму с помощью Божественного света – блажен ты, ибо сердце твое обрело духовные глаза ведения и рассуждения.
79. Духовное рассуждение – это всегда отречение от самого себя с великой болью.
80. Чистая молитва – это и есть чистое сердце, в котором упразднены все земные мысли.
81. Сколько людей предприняло множество попыток пройти духовным путем и почему так мало спасающихся? – Потому что духовный путь – это не реализация личных духовных домыслов, а отказ от самого себя.
82. К чему приводит попытка достичь собственных религиозных представлений? Такая попытка приводит лишь к неудовлетворенности и неверию, ибо личные представления становятся ложным богом на духовном пути.
83. Каково состояние ума, запутавшегося в ложных попытках на духовном пути? Такой ум страшится потерять привычные ложные стереотипы и все, что не укладывается в его понятия и представления, начинает считать ложным и ошибочным.
84. Окаменевшее сердце не может выбраться из каменного лабиринта законов, а живое сердце находит живого Бога.
85. Вдоль всего духовного пути возвышаются стены из окаменевших, обратившихся вспять сердец, а живое сердце, устремленное к Богу, становится подобным солнцу среди других живых сердец, сияющих на духовном небе.
86. Для того, чтобы сердце ожило, оно должно научиться страдать и смиряться.
87. Только страдающее и смиренное сердце может научиться любить.
88. Чтобы научиться любить Бога, нужно научиться любить людей, а это значит – научиться страдать.
89. Когда сердце пытается научиться любить близких, оно начинает страдать и, страдая и смиряясь, становится живым.
91. Сердце мертвеет, когда отвергает людей, и гибнет, когда отвергает Бога.
92. Духовные книги подобны зеркалу – каждый видит в них свое отражение и каждый понимает их в соответствии со своим опытом.
93. Можно оставить жизнь и остаться живым. И можно быть живым, но не иметь Жизни и не знать ее.
94. Когда в нас начинает жить новая Жизнь, она сама восходит к новым Ее формам, неведомым прежде и непредставимым.
95. Истинный монах, обладая рассуждением, всегда выбирает только целомудрие и чистоту, независимо от людей и обстоятельств.
96. Истинный монах, обладая рассуждением, всегда стремится стяжать добродетели и освободить ум от страстей, независимо от того, стар он или молод.
97. Истинный монах, обладая рассуждением, всегда стремится стяжать духовное преуспеяние и освободить ум от помыслов, независимо от того, здоров он или отягчен болезнями.
98. Истинный монах, обладая рассуждением, всегда стремится стяжать чистую молитву, которая поставляет монаха пред Самим Богом, независимо от того, хвалят его или уничижают.
99. Истинный монах, обладая рассуждением, всегда стремится стяжать таинственный отдых в духе и покой ума, когда ум, обожившись, восходит к Богу.
100. Хочешь увидеть, что жизнь делает с тобой? – Посмотри на свое лицо.
Хочешь увидеть, что жизнь делает с людьми? – Загляни в свое сердце.
101. Человек – это существо, неведомое самому себе и ведомое лишь одному Богу.
102. Трудно в этом мире стать добрым человеком, еще труднее отречься от мира и стать добрым монахом, и очень трудно, став монахом, обрести чистое сердце и уподобиться Христу.
103. В духовной жизни нет «завтра» - спасай душу сейчас.
104. Чем больше предоставишь себе облегчений, тем больше придет к тебе попечений.
105. Зачем ты доверяешь своему уму, который постоянно предает тебя и уводит от Бога, Который желает всем спастись?
106. Зачем ты обманываешь других людей, убеждая их довериться твоему уму, из-за лживости которого ты сам есть то, что есть – далек от Бога и от людей?
107. Смирись – и ты придешь к молитве. Молись – и ты придешь к смирению. А молитву и смирение скрепляет духовное рассуждение.
108. Не теряй попусту времени: помоги спастись своей душе. А если после этого останутся силы и время, помоги спастись миру.
109. Если ты избрал для себя окончательную гибель, то богатство и власть – это то, что ждет тебя в конце этого пути.
110. Если ты окончательно избрал для себя путь спасения, то полный отказ от всякого богатства и власти – это то, что ждет тебя в начале этого пути.
111. Если уму позволить думать по собственным прихотям, он приведет человека к безумию и убьет его своей распущенностью.
112. Если очистить ум покаянием и молитвой и обуздать его духовным рассуждением и смирением, он привлечет благодать Божию и сделает человека наследником вечной жизни.
113. Страсти неизбежно разделяют людей и приводят их к болезням и преждевременной смерти.
114. Любовь к Богу без всякого сопротивления объединяет и умиротворяет души людей и приводит их к вечному Спасению.
115. Самая главная ценность этого мира – жизнь. Все, что не жизнь – не главное. Но еще большая ценность – святая жизнь. Поэтому, все, что не святая жизнь – не главное.
116. Если человек держится только Бога – это достойно для подражания, а если он держится только этого мира – это причина для глубокого сожаления.
117. Главное для человека – стяжать святую жизнь по воле Божией.
Неглавное для человека – проводить жизнь по своей воле.
118. Для того, кто главное в жизни считает неглавным, а неглавное в жизни - восхваляет и превозносит, можно сказать, что вся его жизнь обречена на неудачу.
119. Тех, кто держится в жизни неглавного – окружают хитрецы и краснобаи, а к тем, кто выправляет свою жизнь по главному – воле Божией, присоединяются честные и правдивые.
120. Лучше всего – жизнь в святости, ближе всего к этому – жизнь ради достижения святости. Но то, что подобно смерти и приводит к смерти – это состояние полной распущенности и произвола страстей.
121. Жизнь в святости приводит к жизни вечной, а состояние распущенности заканчивается позором и смертью.
122. Чем больше преуспеваешь вовне, тем больше запущение внутри, но чем больше преуспеваешь внутри, тем меньше забот и попечений во вне.
123. Здоровый глаз не терпит даже мельчайшей соринки, а истинная Любовь не терпит даже малейшего греха.
124. В истинной Любви есть только Любовь, и в Ее безпредельных просторах, и в Ее сокровенных глубинах.
125. Там, где собираются добрые люди, поселяются мир, братолюбие и отзывчивость, а там, где скапливаются распутство, разгул и разврат, вспыхивают раздоры, убийства и войны.
Если сможешь умереть прежде своей смерти, то не умрешь, когда будешь умирать
126. Людей, любящих друг друга – не сосчитать, но знающих, что такое Любовь – встретить можно очень редко.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изгнание мрака, расточение тьмы, просвещение сердечных глубин, свет утренней зари в душе, сияние духовной звезды в сердце, восход Божественного Солнца, отверстые врата в Небо, духовная лествица на Небеса, поставление пред Самим Богом – о, духовное рассуждение, неизмеримы твои блага и достоинства, слава тебе и хвала во веки веков!
Аминь.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии