МОЛОДОСТЬ В ЦЕРКВИ – СЧАСТЬЕ ИЛИ ДЕГРАДАЦИЯ?
Как воспринимать молодежь в Церкви?
«Молодость всегда ассоциируется с глупостью». Стоп! Скажите это в глаза молодому человеку. Молодость – это скорее неопытность, но точно не глупость. Молодой человек по определению динамичен. Его можно обозначить словом «поиск»: жизненного пути, призвания, второй половины, самоопределения, интересов, открытие себя и своих базовых потребностей и т. д. Счастье для человека – это найти, что искал, и расставить всё на свои места.
Церковь должна ответить именно на вопрос «поиска». Помочь найти всё, что он ищет, и правильно расставить приоритеты этих ценностей. Церковь для молодого человека призвана быть локомотивом развития, совершенствования, ответов на вопросы. Один современный богослов обозначил это формулой: молодость хочет стать частью чего-то великого и неподдельного.
Церковные молодежные встречи решают узкоспециальные задачи «общения» и «сватовства». Это хорошо. Для молодого человека, не состоящем в браке, является базовой потребность найти общение для создания семьи. Молодой человек, если он без пары, не будет спокойным. Его будет «мутить» и «штормить», пока он/она не войдет в гавань брака. Мне рассказывал один молодой преподаватель, как трудно сосредоточиться на подготовке к лекции, когда ты еще не женат. Ему стало реально легче заниматься наукой после венчания.
Но при всей важности общения мы не можем задачу Церкви упрощать и сводить её только к удовлетворению этой одной потребности. Это важно, но это промежуточная цель. Главная задача Церкви – возвысить, укрепить духовные силы на предстоящую жизнь, дать вектор, сохранить от великих ошибок.
Церковь – это величие. Молодой человек должен почувствовать себя частью этого Ковчега. Приобщиться к бесценному источнику православия, начать расти духовно.
Ложь то, что молодому человеку не нравятся серьезные темы. Ложь, что все молодые люди – стадо. Да, они любят юмор, любят чуточку побыть частью «массы». Но главное: они находятся на пути и желают свершений.
Молодого человека надо учить радости православия. Учить, что Церковь – это религия победы жизни над существованием, что Христос – это Тот, Кто дал нам великую возможность совершенствования: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный». Однажды присутствовал на молодежной встрече, где молодые люди разных приходов высказывали мнение, что им интересно и что их цепляет. Удивление! На первом место стояло изучение Благой Вести. За этим, пожалуй, только и стоит приходить в Церковь.
Молодому человеку мало понятно деструктивное действие греха. Но у него уже есть чувство «разлада с собой». Ему надо дать понять, в чем суть спасения. Почему надо беречься от грехов, считать себя выкупленным из-под власти этих промахов. Именно в юности хорошо было бы понять, почему можно потерять себя на долгие годы, если пренебречь заповедями Творца.
В Церкви есть лекарство от лени, депрессии, навязчивого блуда, обмана и лжи, печали о деньгах и т. д. Имея перед своим лицом веру в Воскресение и Жизнь вечную во Христе Иисусе, можно стать намного сильнее, раскрыть свой творческий потенциал, увидеть таланты, заметить, что слабости уходят – их покрывает благодать.
Да, для победы над расслабленностью, беспорядком надо потрудиться. Но зато знаешь, куда идешь. Кто отменял для молодости упражнения? А ведь аскетика и переводится как «тренировка, упражнение». В молодости надо полюбить поклоны и паломничества. В молодости надо учиться ставить планы, приобретать сильные черты характера. Прп. Авва Исаия говорил, что юность может получить от Бога помощь через «непрестанное поучение, тщание, бдение и смиренное о себе мнение». Молодость – время учебы и принуждения себя. Автор самых популярных душеполезных поучений авва Дорофей именно в молодости почувствовал, что значит сила Божия. Уже пожилым человеком он рассказывал, как преодолевал в юности лень к учебе: «Я принуждал себя некоторое время, и мне Бог помог, я полюбил учиться».
Если на молодежных встречах мы привьем любовь к серьезному, вдумчивому чтению, считайте, что сделано больше половины дела. Один средних лет игумен монастыря рассказывал, что ему, молодому монаху, сказали: если полюбишь духовное чтение, тебе легко будет подвизаться в обители.
Юноша должен узнать правду, что за легкомысленную жизнь надо давать ответ. Поэтому премудрый Соломон советовал в юности только радоваться радостями, непротивными Божественному Закону: «Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд. И удаляй печаль от сердца твоего, и уклоняй злое от тела твоего, потому что детство и юность – суета» (Еккл. 11:9–10).
Прежде всего, в юности надо научиться выбирать доброе и отвергать худое. Воспитывать вкус к добру, к красивым и важным вещам в мире. Открыть мир духовный, далее открыть мир культуры и искусства.
Хорошо бы в это время приложить усилия, чтобы молодой человек ощутил сладость от молитвы к Богу, глубину церковных гимнов, красоту богослужения. Друг и диакон митрополита Антония Сурожского как-то на одной из встреч на конференции на мой вопрос о том, как владыка работал с молодежью, рассказал, что в основе молодежных лагерей Сурожской епархии была Литургия каждое утро. Еще были беседы с митрополитом и вообще много общения о вещах волнующих: о вере, о том, как оставаться христианином, о Самом Христе, о правде и труде, о конфликтах, служении Богу и ближним и т. д. Результат налицо: когда стал популярным «Фейсбук», все, кто был в молодежных лагерях Сурожской епархии, нашли друг друга и продолжили встречи уже взрослыми людьми. Христос должен объединять христиан независимо от того, молодые они или старые! Тогда это единство будет навсегда.
Нельзя в суете проводить дни силы и света. Надо накапливать богатство души, беречь здоровье. Свт. Василий Великий писал, что юность проходит скорее весенних цветов и красота телесная увядает или от болезни, или от времени. Как-то в семинарии вдохновила фраза: «Блажен, кто от юности служит Христу».
Особенно надо беречь юность от грехов плоти. Всего за какой-то десяток лет плотские грехи могут высосать из молодого человека все соки. Он будет себя чувствовать как «рваный башмак». «Прекрасна и достолюбезна юность, братия мои, когда на главе ее сияет славный венец девства. Но если похищена дорогая эта жемчужина, то погибла и надежда, которою хвалится юность», – говорил прп. Ефрем Сирин.
Да, большинство молодых людей стремится к браку. И это прекрасно. Но ведь наша задача – напомнить о великой силе целомудрия. О привлекательности её до брака. Кстати, преподобный Ефрем предупреждал, чтобы юноша берег юность свою, «чтобы не сделалась она пищею огня». Огонь гиены будет, но беспорядочная жизнь рождает и огонь простых земных болезней.
В самом «возрасте силы» есть обольщение, что так будет всегда, что «создан покорять вершины и женские сердца», но ведь сгнившие мертвецы Гамлета тоже когда-то были молодыми: «Были видны, величавы, умащались благовониями, были любимы, наслаждались и благоденствовали».
Златоуст не обольщался юностью, как и всем, что в человеке. Он со свойственной ему строгостью говорил: «Юность... нуждается в очень крепкой узде, потому что она есть как бы костер, который захватывает все лежащее вне его и легко воспламеняется». Как много сорняков растет на необработанной земле, так и юность засоряется, если будет оставлена без внимания духовника.
Да, юность мятежная сердцем. Она надеется, что всё успеет, что удовольствие – высшее благо. Но она, несчастная, как трава, легко увянет. И не успеешь оглянуться, если не отнесёшься к её силе с уважением и вниманием. Сколько песен спето об ушедшей грешной юности.
Этот возраст, по замечанию Златоуста, «имеет нужду во многих наставниках, учителях, руководителях, надсмотрщиках, воспитателях». Трудно стать для молодого человека учителем, нужно стремиться к тому, чтобы быть другом, но другом, который будет ставить пределы и уметь наставлять, что приятное и вредное – это не путь для молодости. Святитель, к примеру, прямо говорит, что молодости нельзя угождать, потому что это будет угождением буйности и необузданности. Задача Церкви – обозначить границы и пытаться прожить с человеком этот возраст.
Большая радость, если человек от юности начал приносить свои труды Христу. Тогда, по слову святых, возрадуется он о духовном богатстве в старости, потому что «собираемое в юности питает и утешает изнемогших в старости».
Иерей Андрей Гавриленко
https://pravlife.org/ru/content/molodost-v-cerkvi-schaste-ili-degradaciya
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии