Молодёжная политика религиозных сект и новообразований в Российской Федерации. Сергей Елишев
Обращаясь к исследованию деятельности данных типов религиозных организаций в отношении молодёжи, для начала, следует акцентировать внимание на критериях и особенностях типологизации и классификации подобного рода религиозных организаций (сект и культов) в современный период.
Среди нетрадиционных для России типов религиозных организаций условно можно выделить три группы сект и новообразований:
«1. Религии, имеющие многовековую историю, но представляющие инокультурную религиозную традицию, не имеющую исторических, этноконфессиональных корней на территории России или бывшего Советского Союза, привнесенные в последнее десятилетие из-за рубежа, находящиеся в формальном подчинении зарубежным религиозным центрам и координируемые ими. К данной группе могут быть отнесены, например, многочисленные протестантские группы и движения американского, южнокорейского или иного происхождения, некоторые течения ислама, буддизма и т.п.;
2. Так называемые религии «Нового века» - НРД, возникшие в последние 100-150 лет и по основам вероучения не соотносимые ни с одной из известных мировых религий. Зачастую они провозглашают собственную культурно-религиозную автономность, имеют эклектичную доктрину, претендуют на надконфессиональность. Нередко такие движения, возглавляемые харизматическим лидером, выдвигают альтернативные программы развития человека и общества. К такого рода движениям, привнесенным в Россию в последние десятилетия и подчиняющимся зарубежным религиозным центрам, могут быть отнесены, например, Сайентология, Церковь объединения (Муна), Международное общество сознания Кришны, вера Бахай и некоторые другие;
3. НРД отечественного происхождения, возникшие или структурно оформившиеся в последнее десятилетие и по характеру близкие к религиям «Нового века». Наиболее крупными из них на сегодняшний являются Церковь Последнего Завета (виссарионовцы), Белое братство - Юсмалос, Бажовское движение, движение «Анастасия», последователи П.К. Иванова (ивановцы) и др.»[1].
Религиозные организации, относящиеся к первой группе сект и новообразований, часто именуют «историческими» или «классическими» сектами или новыми религиозными движениями. Среди второй и третьей групп сект и новообразований отдельно следует выделить целый ряд религиозных организаций в отношении характера деятельности которых постепенно входят в научный обиход термины «тоталитарная секта» и «деструктивный культ» (например, АУМ Сенрике, различные сатанинские культы и секты).
К тоталитарным сектам относят «особые авторитарные организации, лидеры которых, стремясь к власти над своими последователями и к их эксплуатации, скрывают свои намерения под религиозными, политико-религиозными, психотерапевтическими, оздоровительными, образовательными, научно-познавательными, культурологическими и иными масками.»[2].
Деструктивный культ определяется как: «разновидность культа, разрушительного по отношению к естественному гармоническому состоянию личности: духовному, психическому и физическому (внутренняя деструктивность), а также разрушительного к созидательным традициям и нормам, сложившимся социальным структурам, культуре, порядку и обществу в целом (внешняя деструктивность)»[3].
Следует отметить, что на Западе, введённый в научный оборот А.Л. Дворкиным термин «тоталитарная секта» особого распространения не получил и там, для обозначения подобного рода типов религиозных организаций вовсю используют термин «деструктивный культ». Российские же религиоведы и сектоведы часто используют термины «тоталитарная секта» и «деструктивный культ», как своеобразные синонимы для обозначения типов религиозных организаций, деятельность которых направлена на осуществление полномасштабного контроля над жизнедеятельностью и сознанием членов религиозных организаций, и закономерно приводит к деградации личности членов данных религиозных организаций, а также различным асоциальным действиям и проявлениям.
Как отмечает А.И. Осипов в своей книге «Тоталитарные секты: технология обмана»: «Тоталитарные культы, деструктивные организации, деструктивные секты - это разные названия одного и того же. Слово «тоталитарный» должно быть знакомо. Оно означает «полный, всеобъемлющий». Тоталитарная секта - это организация, построенная по иерархическому принципу с железной дисциплиной подчиненная лидеру (лидерам). Лидер этой организации, используя методы скрытого и явного психологического воздействия, добивается трансформации психики членов своей организации, устанавливает тотальный контроль за их сознанием, поведением и образом жизни, что позволяет держать членов организации в состоянии зависимости и использовать их в своих корыстных целях»[4].
На наш взгляд, к обозначению подобного рода организаций и форм жизнедеятельности очень хорошо также подходит и термин «антисистема». Антисистема (термин Л.Н. Гумилева) - религиозно-идеологическая система с отрицательным (или негативным) миросозерцанием, способствующая сокращению жизни этноса, распаду общества, разложению и упрощению культуры. Среди авторов, внесших большой вклад в изучение и исследование данного феномена, помимо Л.Н. Гумилева следует отметить О. Кошена, И.Р. Шафаревича (которые вместо категории «антисистема» использовали и употребляли для обозначения исследуемых ими антисистем категорию «малый народ»), ученика и последователя Л.Н. Гумилева - В.Л. Махнача[5].
Основными чертами антисистемы являются:
1. Негативное миросозерцание и мировосприятие, отрицание реального мира во всем его многообразии и сложности, откуда проистекает стремление адептов антисистемы к разрушению мироздания. «Эти люди, ненавидящие мир, сложный в своей иррациональности», стремятся «добиться его упрощения, на базе разума, которым они, по-своему разумению, обладают»[6]. Адепты антисистемы ненавидят, противопоставляют себя и предпринимают действия по уничтожению существующей религиозной, культурной, этнической традиции, аристократии, фундаментальных ценностей, социального устройства, институтов и иерархии.
2. Способность сокращать жизнь этноса (антисистема, захватывая «большинство населения небольшой страны или большинство членов некоторой замкнутой группы, стремительно подталкивает их к самоубийству»[7]).
3. Разрешенность лжи или даже праведность «лжи для адептов данной антисистемы. Из этого наблюдения необходимо вытекает следующее: антисистемы, по крайней мере в своей социально структурированной части, герметичны и представляют собой структуры с множеством степеней пос-вящения, в которых на каждой новой ступени посвящаемому открывается некая новая «истина», иногда полярно исключающая «истину» предыдущую. В силу разрешенности лжи адепты антисистемы охотно используют любые привлекательные стереотипы системы, на которой паразитируют. Правильно воспитанный кармат, принадлежащий к антисистеме мира ислама, вел себя с шиитом как шиит, с суннитом как суннит, казался христианину - христианином, еврею - евреем. Эта тенденция универсальна, и из нее проистекает печальный вывод о невозможности полемики с антисистемой. Любой наш аргумент будет незамедлительно присвоен и предложен нам уже как аргумент антисистемы»[8].
4. Способность маскироваться, капсулироваться («в неблагоприятных условиях они могут исчезнуть с исторической арены, сохраняя ядро антисистемы в тайне, а затем, в благоприятный момент разворачиваться вновь - в полную силу»[9]).
5. Способность к изменению знака («когда представители антисистемы захватывают власть в некотором регионе....тогда антисистема меняет знак. Прекращая саморазрушение, она порождает в обществе более или менее деспотический режим, в котором представители антисистемы образуют элиту. Этот режим не разрушает сам социум, ибо социум рассматривается представителями элиты только как некое средство их собственного антисистемного благоденствия, как рабочая скотина. Подобные сменившие знак антисистемы могут жить долго, отказавшись от основного принципа антисистемы - отвержения мироздания. Однако, потерпев политическое поражение и потеряв место «элиты», подобная антисистема снова меняет знак, ибо законсервированный характер не меняет ее сущности: потеряв власть, перестав быть «элитой», антисистема снова становится антисистемой, снова подталкивает этнос к саморазрушению»)[10].
Срок жизни антисистемы может исчисляться не одним столетием. Антисистемы сами не распадаются никогда; они могут быть только полностью уничтожены. Яркими примерами антисистем являются гностики, манихеи, офиты, павликиане, маркиониты, богомилы, катары, вальденсы, альбигойцы, карматы, ассасины, опричники Ивана Грозного, русские революционеры.
Современные тоталитарные секты и деструктивные культы по мировоззрению их членов, а также антиобщественному и антигосударственному характеру их деятельности являются в этом контексте стопроцентными антисистемами, несмотря на небольшой период своего существования в России. Поэтому привнесение этого термина в социологию религии, религиоведение и сектоведение было бы очень своевременно и логично.
Среди российских религиоведов в настоящее время нет единого мнения по поводу численности приверженцев религиозных сект и новообразований в РФ, в том числе членов тоталитарных сект и деструктивных культов. У разных исследователей мы найдём разные цифры. Кто-то оценивает их численность в 1 млн. человек[11], кто-то считает, что общее количество последователей сект и культов составляет до 1% численности населения РФ[12], а в ряде источников говорится, что общая численность сектантов колеблется в диапозоне от 3 до 5 млн. человек[13]. Но как-бы то ни было, несмотря на столь разную оценку численности членов сект и новообразований, все исследователи сходятся в том мнении, что значительный процент от общей численности членов данных религиозных организаций составляет молодёжь, которая является основным объектом миссионерской и пропагандистской деятельности со стороны подобного рода типов религиозных организаций.
По причине исторической неукоренённости подобного рода религиозных сект и новообразований на российской почве и характерных особенностей функционирования данного типа религиозных организаций, их деятельность в отношении молодёжи коренным образом отличается от направлений деятельности и методов осуществления молодёжной политики традиционных для России религиозных конфессий и деноминаций.
Любая секта, представляя собой сравнительно небольшую по численности и предрасположенную к изоляции и замыканию в пределах своей общины, тип религиозной организации, характеризуется резким негативным настроем к инакомыслящим и оппозицией по отношению к обществу, государству и господствующей в обществе церкви (в нашем случае, традиционным для России религиозным конфессиям и деноминациям). Для жизнедеятельности сект характерны присущие её членам настроения избранничества; претензии на исключительность собственных доктрин, ценностей и роли; стремление к нравственному самосовершенствованию; строгое соблюдение предписанных норм и установок; подчеркивание равенства всех ее членов, часто, в сочетании с отсутствием деления на духовенство и мирян, а также добровольное постоянно контролируемое членство. Естественно, что большая часть членов той или иной секты включается в ее состав не по факту рождения, а примыкает к сектам в молодом и зрелом возрасте, часто отпадая от той или иной церкви, традиционной конфессии или деноминации на основе изменения вероучения и культа.
Культ же (харизматический культ) представляет собой тип малочисленной, крайне недолговечной, локальной, часто экстремистской, отличающейся эклектизмом, фанатизмом, мистицизмом вероучения религиозной организации, группы с неразвитой организационной структурой, во главе с харизматическим лидером. Культ создается вокруг конкретной харизматической личности, являющейся основателем и руководителем этой организации, объявляемой себя либо Богом, представителем Бога или какой-либо сверхъестественной силы (например, Сатаны). При наличии благоприятных обстоятельств культ может развиться в секту. Имея основные характеристики секты, культ имеет ряд существенных особенностей, связанных, прежде всего, с процессом его формирования. Последователями культа являются люди, отвергнувшие ценности окружающего их мира со схожим индивидуальным опытом и образом мысли, предписываемой манерой поведения. Им обычно не воспрещается поддерживать отношения с другими религиозными организациями или связывать себя обязательствами по отношению к другим религиям.
К общим характеристикам сект и культов, существующих на российской почве, относят: их нетрадиционное, «экзотическое происхождение; новый культурный стиль жизни; степень вовлечённости в движение; значительно отличающаяся от степени вовлечённости в жизнь традиционных христианских Церквей; харизматический лидер; последователи - преимущественно молодые люди из образованных и обеспеченных слоёв общества; необычность, привлекающая общественное внимание; деятельность на международном уровне; время возникновения - последние полтора десятилетия»[14].
В силу обозначенных особенностей функционирования и характерных черт данных типов религиозных организаций, ни о каком взаимодействии сект и новообразований с государственными органами и другими традиционными религиозными конфессиями и деноминациями в процессе осуществления деятельности по воспитанию, социализации и осуществлении других направлений молодёжной политики речи попросту нет. Мы можем лишь констатировать факты лоббирования интересов сект и новообразований на разных уровнях государственной власти и общественных организаций. Замыкаясь в себе и, ограничивая свои контакты с «внешним миром», представители данных типов религиозных организаций не осуществляют какого-либо взаимодействия с государственными структурами, конфессиональными и общественными организациями по осуществлению государственной и общественной молодёжной политики.
Однако, было бы неправильно утверждать, что религиозные секты и новообразования не осуществляют какую-либо деятельность в отношении молодёжи, т.е целенаправленно не занимаются осуществлением молодёжной политики. Ведь в отношении целого ряда подобного рода организаций в религиоведении и сектоведении укоренился термин «молодёжные религии», употребляемый часто как синоним понятий «тоталитарная секта» или «деструктивный культ»[15]. Как мы уже отмечали, большую часть членов религиозных сект и новообразований в России составляет именно молодёжь - так называемые «верующие первого поколения». «Это люди от 20 до 30 лет, среди них мало лиц среднего и пожилого возраста и детей. Поэтому руководящие должности занимают молодые и неопытные люди, стоящие на пороге психологической зрелости и лишь готовящиеся войти во взрослую жизнь, что считается причиной крайних действий некоторых НРД. У новых сект очень высокая текучесть, так как молодые люди через год-другой меняют свои представления о том, чего они хотят в жизни.»[16].
Отличительными чертами деятельности сект и новообразований по отношению к молодёжи являются:
1) Отсутствие специального доктринально-теоретического осмысления молодёжной политики, как особого направления деятельности данных религиозных организаций, в целом, характерного для ряда традиционных религиозных конфессий и деноминаций. А соответственно, и отсутствие основополагающих документов по осуществлению молодёжной политики, сопоставимых по своему значению с «Основами социальной концепции РПЦ» и «Концепцией молодёжного служения РПЦ» для православных; документами II Ватиканского Собора и Молодёжным катехизисом Римско-Католической Церкви (Youcat (Youth Catechism of the Catholic Church)) 2011 года для католиков, а также с «Видением и стратегией РС ЕХБ» для самой крупной организации евангельских христиан-баптистов в РФ.
2) Отсутствие системы органов и должностных лиц, специально созданных и ориентированных на осуществление работы с молодёжью. Масштаб и особенности функционирования данных типов религиозных образований в сравнении с традиционными для России религиозными конфессиями и деноминациями, не позволяют создать сложную многоуровневую систему органов и должностных лиц, целенаправленно занимающихся работой с молодёжью, а также общероссийские централизованные молодёжные организации. В работе с молодёжью целиком и полностью задействованы и вовлечены вся организационная структура, молодёжные организации и должностные лица сект и новообразований.
3) Отсутствие единой централизованной «классической» многоуровневой системы образования и воспитания (включающей в себя системы дошкольного, начального, среднего, высшего, послевузовского, религиозного и светского образования, а также систему организации досуговой деятельности). Обнаруживаются лишь некоторые её зачатки, причём в основном у «исторических», «классических» сект и новообразований.
4) Организация и активное развитие таких важных направлений по осуществлению молодёжной политики, как миссионерская, просветительская и информационно-издательская деятельность с целью пропаганды своего «вероучения».
5) Активное применение различных манипулятивных психо-социальных технологий, а также методов воздействия на сознание с акцентом на вербовку наиболее «подходящих» для сект и новообразований представителей молодёжи.
6) Антисистемный, антипатриотичный, антиобщественный и антигосударственный характер воспитания молодёжи в значительном количестве сект и новообразований. Любовь к России, культурной традиции, вере своих предков, своей семье, активная и патриотичная гражданская позиция - являются неприемлемыми для целого ряда сект и новообразований, в особенности имеющих иностранные корни и финансирование. Например, «Иеговисты отрицают любое земное правительство и все, что с ним связано: службу в армии, присягу и т.п. Они считают себя гражданами единого теократического государства - «Общества сторожевой башни» со столицей в Бруклине (район Нью-Йорка), где находится их центр - «Вефиль» (или «Бетель»), их «всемирное правительство» - так называемая Правящая корпорация.»[17]. Вступление в ту или иную секту или новообразование, в особенности в тоталитарную секту или деструктивный культ, часто закономерно приводит к разрыву и распаду семейных отношений, контактов с друзьями и «внешним» миром.
Следует отметить, что миссионерская, просветительская, информационно-издательская деятельность являются основными направлениями деятельности религиозных сект и новообразований в отношении молодёжи. Секты и новообразования занимаются энергичной вербовкой новых членов своих организаций с активным вовлечением их в жизнедеятельность этих религиозных общин. При этом используемые методики вербовки и привлечения новых членов, отличаются большим разнообразием с учётом интересов и потребностей различных категорий людей.
Вербовка может осуществляться как на улице, в общественном транспорте или у вас дома, с раздачей соответствующей литературы и материалов, с последующим приглашением пройти психологические тестирования, посетить сектантские центры, выставки, семинары, тренинги, поучаствовать в организуемых сектой благотворительных и иных акциях (например, сборе подписей против распространения наркотиков), так и в обычных государственных и общественных учреждениях (например, в школах, ВУЗах, спортивных клубах и организациях), местах досугового времяпрепровождения молодёжи.
«На основании исследований, посвященных влиянию на психику и поведение человека, средств массовой информации, в частности телевидения и кино, можно сделать вывод, что сознание человека, регулярно просматривающего телевизионные программы наиболее уязвимо для культовой вербовки, т.к. предрасположено к участию в массовых шоу, концертах, и различных увеселительных мероприятиях. У современного человека с самого детства формируется потребность в зрелищах и волнующих душу переживаниях. Современная молодежь большую часть своего времени проводит в поисках развлечений, фильмы и телевизионные и радио передачи с серьезным смысловым содержанием вызывают у них скуку. Предпочтение отдается фильмам, радио- и телеканалам в которых больше спецэффектов, музыки, развлекательных и юмористических программ, и поменьше скучной болтовни. Даже люди в солидном возрасте уже сформировавшиеся как личности отмечают, что разучились смотреть серьезные фильмы, разучились напрягать свой ум для анализа сюжета картины.
Культовые группы ловко используют особенности психики современного человека и предоставляют людям возможность участвовать в различных многотысячных конгрессах, семинарах, массовых молениях, костюмированных шествиях, сеансах психотерапии и в других различных мероприятиях, направленных больше на эмоциональное состояние человека. В процессе проведения таких мероприятий от участников требуется усваивать не сложную информацию; человек пребывает в хорошем настроении, а часто и в различных экстатических состояниях, то есть получает то, к чему стремится его душа, к чему он заранее тяготеет.»[18].
Завлекая людей на организуемые ими мероприятия или в свои центры, сектанты часто применяют простой, но эффективный метод вербовки, получивший в мунитской секте «Церковь объединения» наименование - «бомбардировка любовью». Как отмечает А.Л. Дворкин: «Обычно сектанты ищут людей молодых и переживающих какой-то кризис в жизни. Затащить к себе человека с улицы бывает достаточно непросто, но если он с кем-то поссорился или у него сложности с родителями, или он учится в чужом городе, где еще не успел завести новых знакомств, - тут-то самая пора сыграть на этом и привести новичка на мунитское собрание. У молодого человека часто идет ломка характера, его обуревает масса юношеских комплексов, а тут встречаются люди, которые, как ему кажется, искренне хотят с ним общаться. На самом деле этим достаточно опытным членам секты поручается его опекать (у мунитов это называется термином «сэндвич»: новичок является как бы начинкой между двумя кусками хлеба). Для мунитов очень важно, чтобы новопришедшие не могли обмениваться впечатлениями. Опекающим мунитам поручается следить, чтобы они по возможности вовсе не разговаривали друг с другом. ...« бомбардировка любовью» - ... грубая лесть и попытка сыграть на тщеславии, которое есть у каждого человека. Новичку постоянно льстят, делают комплименты, охотно смеются каждой его шутке, все время говорят, какой он умный и замечательный, как хорошо он сделал, что сюда пришел. Это нравится почти всем, особенно не уверенному в себе молодому человеку или закомплексованной девушке. Хотя «бомбардировка любовью» - термин мунитский, но само явление в той или иной степени присутствует в любой секте: главное - очаровать человека. Обменяться впечатлениями новичку не с кем, вся информация идет от опытных сектантов, опекающих его. Юноша чувствует, что им кто-то искренне заинтересован, что у него наконец-то появились настоящие друзья, о которых он так долго мечтал.»[19].
Помимо этого метода для того, чтобы завлечь в свои ряды новых членов секты и новообразования часто используют как приманку обещание трудоустройства в России на сектантских предприятиях, или заграницей на престижной и высокооплачиваемой работе, организуют бесплатные поездки за границу, бесплатные курсы иностранных языков и воскресные семинары для студентов. Кому-то обещают обретение духовного мира и спасения души, нормализацию отношений в семье и обретение друзей; кому-то - выздоровление и излечение от болезней, успех в бизнесе и материальное благополучие; других привлекают возможностью получения сверспособностей и тайных знаний, бесплатного образования, повышением интеллектуального уровня, поступлением в престижные ВУЗы.
Тоталитарные секты и деструктивные культы при осуществлении вербовки новых членов часто используют обман, скрывая от новичков информацию об организации и её доктрине, а также различные манипулятивные социальные и психологические технологии для осуществления полного контроля сознания «новообращённых» и «промывки мозгов».
Контроль над сознанием «новообращённых» подразумевает установление тотального контроля за их поведением, поступающей информацией, мышлением и эмоциями. Р. Лифтон в своё время выделил восемь «психологических характерных черт, которые являются доминирующими внутри социальной среды исправления мышления»[20] и, в совокупности, способствуют большой эффективности «промывки мозгов». К ним относятся: 1) контроль окружающей среды человеческого общения (наряду с контролем поступающей информации); 2) мистическое манипулирование (т.е. планирование и программирование различных форм поведения или чувств, воспринимаемых индивидом как внешне спонтанные события, «сверхъестественного», мистического характера); 3) требование чистоты (когда задаются заранее невыполнимые стандарты и образцы поведения, способствующие созданию у несоответствующего им индивида перманентного комплекса вины и стыда, а значит стремления активно работать, чтобы их всё же достичь, вкупе с изоляцией от окружающего мира); 4) культ личной исповеди (как установка и практика исповедаться в появлении мысли, чувства или действий, несоответствующих интересам группы; превращающийся в своеобразный акт подчинения чужой воле и приводящий к разрушению границ личности с одновременным установлением за ней контроля, посредством фиксирования «компрометирующего» материала); 5) «священная наука» (абсолютизация и догматизация основных положений доктрины, вкупе с явным или неявным запретом на их критическое осмысление или сомнения, трактующиеся как проявления враждебного действия); 6) «передерживание языка» (использование терминологии, слов и фраз, клише, специфического «новояза» понятного только «посвящённым» членам данной группы, позволяющее быстро и упрощенно ответить на возникающие вопросы и исключающее возможность включения воображения и критического мышления и адекватного восприятия); 7) «доктрина выше личности» (личный опыт и сознание индивида не должны подвергать сомнению и опровергать ключевые положения доктрины и верования группы); 8) «разделение существования» (тоталитарная среда проводит разграничительную черту между теми у кого есть право на существование и теми, за кем такого права не признаётся)[21].
Адепты тоталитарных сект и деструктивных культов, в совокупности, используют все перечисленные способы контроля сознания и «промывки мозгов» своих членов, прежде всего, молодёжи, что ещё раз подтверждает тезис об антисистемном характере их мировоззрения и деятельности.
Сектанты-антисистемщики стремятся изолировать новых членов от общества и привычного окружения, создать у них чувство вины перед организацией и негативную оценку прошлой жизни и окружения, заставить их отказаться от своего прошлого, поэтапно формируя у них негативное мировосприятие и миросозерцание, создавая «образ врага» и соответствующую парадигму мышления. На «новообращённых» членов сект для принятия желаемого за действительное, оказывается групповое давление, с использованием различных методик и приёмов, тормозящих процессы мышления (монотонное скандирование, повторение мантр, гипноз и самогипноз, ограничения сна и питания, медитации, физические нагрузки и упражнения), приводящих к уходу от реальности и возникновению у «новичков» различных фобий, усталости и апатии. Параллельно с установлением контроля за языком, эмоциональным состоянием, процессом мышления и сознанием, регламентацией всех сфер жизнедеятельности новых членов, идёт активная пропаганда и внедрение в их сознание основных положений сектантской «вероучительной» доктрины. Целью и результатом подобного воздействия является подавление и трансформация личности члена тоталитарной секты в безвольный объект манипулятивного воздействия и фактического её раба, лишённого сил, финансовых, общественных ресурсов, неспособного самостоятельно принять решение о выходе из данной группы и организации.
Схожие приёмы и методики использовались в сектах-антисистемах прошлых времён. Для современных антисистемных тоталитарных сект и деструктивных культов также характерна разрешённость и праведность лжи, «двойная мораль» и «двойные стандарты». Их адепты полностью уверены, что цель оправдывает средства.
Стремясь укорениться на российской почве секты и новообразования занимаются активной финансово-хозяйственной деятельностью, приобретая различные объекты недвижимости, предприятия, широко используя в своих целях СМИ, вербуя сторонников и лоббируя своих интересы в государственных и общественных органах различного уровня. Большую обеспокоенность среди экспертов вызывает активное проникновение сект и новообразований в школы и ВУЗы страны, систему здравоохранения и социальной защиты, реабилитационные центры, закрытые режимные объекты, предприятия, НИИ. Ведь нет никакой гарантии, что занимаясь вербовкой новых членов и сбором информации о своих членах и их деятельности, данные организации не занимаются параллельно осуществлением разведывательной деятельности в интересах других держав - геополитических противников России, а также подготовкой очередной «цветной» революции или кадров для экстремистских и террористических организаций. Например, А.Л. Дворкин указывает на интересный факт деятельности, появившейся в РФ секты «Трансцендентальная медитация» (ТМ): «Когда секта обосновалась на Филиппинах, то сначала там произошло катастрофическое извержение вулкана, а потом свергли президента Маркоса. Когда «Трансцендентальная медитация» утвердилась в Иране, там произошла революция, свергли шаха и возникла «исламская республика», немедленно ТМ закрывшая.»[22].
Таким образом, рассмотрев наиболее общие особенности деятельности различного рода религиозных сект и новообразований в отношении молодёжи в Российской Федерации, следует признать, что молодёжная политика данных типов религиозных организаций выстраивается совсем иным образом, чем у традиционных для России религиозных конфессий и деноминаций.
В силу исторической неукоренённости подобного рода религиозных сект и новообразований на российской почве и характерных особенностей их функционирования очень сложно говорить об их активном участии в процессе социализации современной российской молодёжи, как и о взаимодействии с государственными органами и другими традиционными религиозными конфессиями и деноминациями в процессе реализации иных направлений деятельности по осуществлению государственной и общественной молодёжной политики.
Антисистемный, антипатриотичный, антиобщественный и антигосударственный характер воспитания молодёжи в значительном количестве сект и новообразований ставит вопрос ребром о необходимости полномасштабного регулирования, а также общественного и государственного контроля за деятельностью подобного рода организаций. Как, впрочем, и дальнейшего более пристального и специального изучения их деятельности в отношении молодёжи.
Список литературы:
1. Баркер А. Новые религиозные движения. СПб. 1997.
2. Боков А.В. Методы контроля сознания в деструктивных культах. 19.06.2007. [Электронный ресурс].[Офиц. Сайт выпускников Тобольской Духовной Академии]. URL: http://www.tds.net.ru/index.php/nauchnye-trudy/91-sektovedenie/133-metod.... (дата обращения 19.05.2013).
3. Гумилев Л.Н. Тысячелетие вокруг Каспия. М., 1993.
4. Дворкин А.Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. Нижний Новгород: Издательство Христианская библиотека, 2012.
5. Иеродиакон Иоанн. Свидетели Иеговы: Кто они? 11.06.2002. [Электронный ресурс]. [Офиц. сайт Раифского Богородицкого мужского монастыря].URL: http://www.raifa.ru/numbers/articles/?ID=15 . (дата обращения 19..05.2013).
6. Конь Р.М. Введение в сектоведение. Нижний Новгород: Нижегородская духовная семинария. 2008.
7. Кошен О. Малый народ и революция. М., 2004.
8. Лифтон Р. Технология «промывки мозгов». Психология тотализма. М., 2005.
9. Махнач В.Л., Елишев С.О. Политика. Основные понятия. М., 2008.
10. Махнач В.Л. Очерки православной традиции. М., 2000.
11. Новые религиозные организации России деструктивного и оккульного характера (справочник). Миссионерский Отдел Московского Патриархата Русской Православной Церкви. Информационно-аналитический вестник No 1. Изд. 2-е, переработ. и дополн. Ростов-на-Дону. 1998.
12. Около миллиона россиян вовлечены в различные секты // Никольский православный вестник. 2003. №1.
13. Осипов И.А. Тоталитарные секты: технология обмана. Мн.: Белорусский экзархат - Белорусская Православная Церковь, 2000.
14. Религии России: учебное, справочно-аналитическое пособие по вопросам государственно-конфессиональных отношений и религиоведению; под общ. ред. О.Ю. Васильевой, В.В. Шмидта. М.: Изд-во РАГС, 2009.
15. Хвыля-Олинтер. А.И., Лукьянов С.А. Опасные тоталитарные формы религиозных сект. М., 1996.
16. Шафаревич И.Р. Русофобия// Собр. соч.: В 3 т. Т. 2. М., 1994.
17. Шафаревич И.Р. Социализм как явление мировой истории//Собр. соч.: В 3 т. Т. 1. М., 1994.
[1] Религии России: учебное, справочно-аналитическое пособие по вопросам государственно-конфессиональных отношений и религиоведению; под общ. ред. О.Ю. Васильевой, В.В. Шмидта. М.: Изд-во РАГС, 2009. С. 92.
[2] Дворкин А.Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. Нижний Новгород: Издательство Христианская библиотека, 2012. С. 44.
[3] Хвыля-Олинтер. А.И., Лукьянов С.А. Опасные тоталитарные формы религиозных сект. М., 1996. С. 4.
[4] Осипов И.А. Тоталитарные секты: технология обмана. Мн.: Белорусский экзархат - Белорусская Православная Церковь, 2000. С. 42.
[5] См.: Кошен О. Малый народ и революция. М., 2004; Шафаревич И.Р. Социализм как явление мировой истории//Собр. соч.: В 3 т. Т. 1. М., 1994; Шафаревич И.Р. Русофобия// Собр. соч.: В 3 т. Т. 2. М., 1994; Махнач В.Л. Диагноз // Махнач В.Л. Очерки православной традиции. М., 2000; Махнач В.Л., Елишев С.О. Политика. Основные понятия. М., 2008.
[6] Гумилев Л.Н. Тысячелетие вокруг Каспия. М., 1993. С. 39.
[7] Махнач В.Л. Очерки православной традиции. М., 2000. С. 284.
[8] Там же. С. 284-285.
[9] Махнач В.Л., Елишев С.О. Политика. Основные понятия. М., 2008. С. 51.
[10] Махнач В.Л. Очерки православной традиции. М., 2000. С. 285-286.
[11] См., например: Около миллиона россиян вовлечены в различные секты // Никольский православный вестник. 2003. №1. С. 2-3.
[12] Религии России: учебное, справочно-аналитическое пособие по вопросам государственно-конфессиональных отношений и религиоведению; под общ. ред. О.Ю. Васильевой, В.В. Шмидта. М.: Изд-во РАГС, 2009. С. 93.
[13] См., например: Новые религиозные организации России деструктивного и оккульного характера (справочник). Миссионерский Отдел Московского Патриархата Русской Православной Церкви. Информационно-аналитический вестник No 1. Изд. 2-е, переработ. и дополн. Ростов-на-Дону. 1998.
[14] Баркер А. Новые религиозные движения. СПб. 1997. С. 5.
[15] См.: Конь Р.М. Введение в сектоведение. Нижний Новгород: Нижегородская духовная семинария. 2008. С. 107-111.
[16] Там же. С. 142.
[17] Иеродиакон Иоанн. Свидетели Иеговы: Кто они? 11.06.2002. [Электронный ресурс]. [Офиц. сайт Раифского Богородицкого мужского монастыря].URL: http://www.raifa.ru/numbers/articles/?ID=15 . (дата обращения 19..05.2013).
[18] Боков А.В. Методы контроля сознания в деструктивных культах. 19.06.2007. [Электронный ресурс].[Офиц. Сайт выпускников Тобольской Духовной Академии]. URL: http://www.tds.net.ru/index.php/nauchnye-trudy/91-sektovedenie/133-metod.... (дата обращения 19.05.2013).
[19] Дворкин А.Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. Нижний Новгород: Издательство Христианская библиотека, 2012. С. 77-78.
[20] Лифтон Р. Технология «промывки мозгов». Психология тотализма. М., 2005. С. 29-30.
[21] См.: Там же. С. 504-516.
[22] Дворкин А.Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования. Нижний Новгород: Издательство Христианская библиотека, 2012. С. 69.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии