МОЛИТВА ЕФРЕМА СИРИНА, ИЛИ МОЛИТВА О НЕЗАВИСИМОСТИ: ЧТО В НЕЙ СОКРЫТО
Если мы внимательно прочитаем молитву прп. Ефрема Сирина, то обнаружим, что она содержит великую прокламацию к свободе.
Птица – символ свободы.
Есть такая поговорка: «Свободен, как птица в полете». Мало кто обращает внимание на уточнение «в полете». Но именно временное состояние действия создает впечатление свободы, так как абсолютной свободы в нашем мире не существует. Все соподчинено, начиная от макрокосмоса и заканчивая микрокосмом. Нет ни одной живой твари или неживой, которая бы не подчинялась первичным законам Творца. Вот и птица в полете преодолевает не только потоки воздуха, от которых зависит, но и закон тяготения, погодные и температурные условия, подвержена опасностям, как со стороны хищников, так и случайностей... Свобода остается символом, пока в ней не оказывается Тот, Кто по природе абсолютно свободен – Бог!
Люди на протяжении своей жизни постоянно экспериментируют со свободой. Чтобы стать свободными лично, придумывали рабство для других и крепостничество. Собирают огромные богатства, чтобы при их посредстве властвовать. Люди воевали и воюют. Создают союзы и разрушают их. Строят государства и убеждаются, что каждое из них, прежде всего, отнимает свободу. При помощи науки преодолевают земные законы и подпадают в зависимость от других. Каждый раз человек пытается добиться желаемой свободы, не имея представления, где именно ее черпать. И потому опять и опять попадает в невидимые, но еще более тяжелые кандалы рабства через противление. Есть такие наручники: если пытаешься от них освободиться, то они врезаются в запястья с еще большей силой...
В начале IV века в Сирии некий юноша увлекался течением жизни и по легкомыслию погружался во всевозможные страсти. Но они не имели для него последствий, что окрыляло его на еще большие «подвиги». Однако случилось так, что у соседей пропали овцы, и те незаслуженно обвинили этого юношу, вследствие чего его поместили под стражу. Глубоко возмущенный несправедливостью молодой человек возроптал на Бога. В темнице от безделья он стал расспрашивать других, за что они оказались в цепях. Люди рассказывали, и юноша понимал, что за те проступки, которые совершили эти люди, мог быть наказан и он сам, но ему это сходило с рук. В итоге он осознал, что его настигла справедливость. Да, он не воровал скот, но его вина за все совершенное требует и большего наказания! Молодой человек в итоге смирился и признал себя виноватым. Когда он это сделал и был готов понести наказание, нашелся настоящий виновник. Юноша был отпущен на свободу с уникальным опытом и уроком на все время земного пребывания. Он изменил свою жизнь кардинально и вошел в историю как великий аскет, богослов и святой Православной Церкви – преподобный Ефрем Сирин.
Преподобный Ефрем Сирин. Мозаика, XI в. Греция, монастырь Неа Мони
Именно ему принадлежит удивительная молитва, которая торжественно с поклонами произносится в многодневные посты. Она так и именуется «Молитва Ефрема Сирина»:
«Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему.
Ей, Господи, Царю! Даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего.
Яко благословен еси во веки веков.
Аминь».
Если мы внимательно прочитаем текст этого воззвания к Творцу, то обнаружим, что он содержит великую прокламацию к свободе! СВОБОДЕ не мнимой, не подверженной новому проявлению рабства!
Может ли дизельный автомобиль двигаться без топлива? Может. С горки, на погибель. Для того чтобы уцелеть, автомобилем надо управлять. Водитель должен позаботиться о дизтопливе, об исправности автомобиля, выучить правила дорожного движения. Неразрушенный исправный автомобиль несвободен. Им пользуются. Его мнимая свобода – в неисправности, непригодности для движения, т. е. в смерти.
Против духовной смерти восстал преподобный Ефрем своим воззванием к Богу. Потому что понимал, что евангельские слова «…И познаете истину, и истина сделает вас свободными!» (Ин. 8:32) – не просто красивая философская риторика для медитативного размышления. Истина вычленяется в человеке! Она заложена в нем и присутствует в важнейшем религиозном понятии - «человек богоподобен»!
Только Бог независим. И только богоподобие открывает в человеке свободу, которая присуща только живому человеку, а значит – управляемому. Управляемому кем? Только Тем, Кто является источником нашей свободы.
Вот река течет полноводно, вальяжно, свободно. Но кто дает ей это право? Источник, который положил ее начало!
Так и Бог дал нам свободу. Не просто свободу, а свободу выбора! Но видя, что сами мы, как неуправляемый автомобиль, готовы разбиться вдребезги, смиренно просит в Книге притчей через премудрого Соломона: «Сын Мой! дай сердце твое Мне, и глаза твои да наблюдают пути Мои...» (Притч. 23:26). Бог не лишает нас свободы выбора, но советует дать возможность Ему вмешаться в нашу жизнь, чтобы мы не устроили в ней катастрофу.
Потому преподобный прежде всего обращается к Подателю всяческих благ как к Владыке его (нашей) жизни. Он помогает этой молитвой смирить свою гордыню и довериться Богу: «Господи, Владыка жизни моей!»
Далее преподобный Ефрем, словно сбрасывая балласт, мешающий вознестись ввысь, просит Бога: «Дух праздности, уныния, любви начальствовать и пустословия не дай мне!»
Молитва – это уже доверие, вера. Осознавая то, что Бог стал для нас Владыкой жизни, мы, тем не менее, подсказываем Ему, что в нас накопилось грязного и недостойного. Это те самые поломки, которые не дают двигаться «автомобилю» нашей души, водителем которой становится по нашей просьбе Господь. Мы видим эти поломки и сообщаем Богу о них. Решимость от них избавиться после осознания их вреда для души в богословии именуется покаянием – изменением себя вплоть до перемены ума.
Потому второй строкой молитвы становится призвание о «духовном топливе»: «Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй мне, рабу Твоему».
Человек, избавляясь от чего-то, не может оставаться пустым. Если мерзость прогоняется, душа, доверившегося Владыке жизни очищается и должна наполниться священным, благоуханным. Преподобный и Церковь видят, что лучше и полезнее всего просить у Господа дух целомудрия, укрепляющий чистоту душевную. Нельзя не согласиться со словами Священного Писания: «Перед падением возносится сердце человека, а смирение предшествует славе» (Притч. 16:12). Дух терпения просим, чтобы преодолеть все: «Горе вам, потерявшим терпение! что будете вы делать, когда Господь посетит? Боящиеся Господа не будут недоверчивы к словам Его, и любящие Его сохранят пути Его» (Сирах 2:14–15). Чтобы сохранить «пути Его», мы просим и духа любви как высшей добродетели, посредством которой познаем Творца.
Прп. Ефрем Сирин не останавливает полет молитвы на этих прошениях отрицания и восполнения. Он усиливает их значимость горячим восклицанием: «Да! Господь мой и Царь!» Преподобный не сдерживается в эмоции, чтобы еще попросить: «Дай мне видеть мои прегрешения, чтобы не осуждать брата моего!» Ефрему Сирину важно установить правило для себя, которое прежде дал Спаситель в Своей молитве:
«И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим» (Мф 6:12).
И мы вместе со святым с поклоном до земли просим о том, чтобы нам не осуждать нашего брата и ради этого пусть наши прегрешения всегда будут перед очами души, а совесть прежде нас обличает и не оставляет места и времени для осуждения брата или сестры. «Обуздывающий язык будет жить мирно, и ненавидящий болтливость уменьшит зло» (Сирах 19:6).
Старец Зосима (Сокур) часто любил повторять: «Неосуждение – без труда спасение!»
Разве спасением не достигается желанная свобода? Теперь человек не будет связан грехом, страстями! Он достигнет Царства, на которое помазан священным миром после Крещения. Теперь уже, в истинном Царстве, не Хлебом касаемся Тела Христова и не Вином соединяемся с Его Кровию, но лицом к лицу, как друзья, как братья предстоим.
«Боящиеся Господа! ожидайте милости Его и не уклоняйтесь от Него, чтобы не упасть. Боящиеся Господа! веруйте Ему, и не погибнет награда ваша. Боящиеся Господа! надейтесь на благое, на радость вечную и милости» (Сирах 2:7–9).
Именно в этом переживании благословляет преподобный Бога, «поскольку благословен во веки! Аминь».
Свобода – сладкое слово. Но мир его извратил и отождествил с распущенностью, анархией, безудержностью, вживил в инфернальную идеологию, соотнес с политическими лозунгами, несущими смерть и поражение человеческим душам. Иногда стоит быть разбитым, поверженным, чтобы прийти в состояние мудрости. Но лучше довериться Церкви с ее двухтысячелетним опытом, чтобы поверить Богу, возопив вместе с преподобным Ефремом Сириным: «Господи, Владыко живота моего!..» И верным начнет открываться знание пути к СВОБОДЕ.
Архимандрит Алипий (Светличный)
http://pravlife.org/content/molitva-efrema-sirina-ili-molitva-o-nezavisi...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии