Молдавии грозит церковный раскол?
Во время выступления в Теологическом институте Кишинева известный миссионер протодиакон Андрей Кураев был атакован активистами "Общества святой Матроны Московской". Ранее в интервью молдавскому телевидению отец Андрей назвал эту группу "вполне законченной сектой". Последует ли за этим событием церковный суд, и каково будет его решение?
Для "Правды.Ру" ситуацию прокомментировал протоиерей Андрей Новиков, член Синодальной Богословской комиссии и комиссии по преодолению расколов Межсоборного присутствия Русской православной церкви.
— Отец Андрей, были ли прав протодиакон Андрей Кураев, назвав эту организацию сектой?
— Что касается "Общества блаженной Матроны" и так называемого "Обращения молдавских клириков", то я хотел бы сказать, что уже давно написал по этой теме статью "На пороге раскола". Я считаю, что деятельность этой организации и содержание заявления молдавских клириков носит явно раскольнический характер, это очевидно.
И для меня особенно любопытным был тот факт, что изложение этих событий на "Интерфакс-Религия" и на "Портале-Кредо.ру" было абсолютно противоположным. Меня потрясает, насколько либеральная позиция совпадает с ультра-ревнительской позицией. Казалось бы, они в таком случае должны защищать довольно либерально державшегося отца Андрея, а защищают они оголтелых людей, которые срывают очки. Знаете, это из серии: "Ах ты, интеллигент, очки надел!" Они устроили просто бандитское нападение на человека безоружного, который не в силах себя защищать.
На "Портале-Кредо.ру" все те же события освещают с такой симпатией, что, мол, отец Андрей провоцировал, оскорблял, Чибрик был терпеливым… Мы прекрасно знаем, как ведут себя подобные группировки. Я не хочу называть их "молдавскими", чтобы на всю Молдавскую Митрополию и весь молдавский народ не возводить напраслину, а выступающая в Молдавии группа псевдоревнителей и неодиомидовцев. Они постоянно делают провокационные заявления с участием явно неадекватных провокаторов, якобы представляющих Святую Гору Афон, но на самом деле разъезжающих по России.
Я считаю, что эти произошедшие события служат кульминацией, это показывает, что ни в коем случае нельзя в Церкви создавать базу для подобных групп. Церковь — это иерархическая организация, в ней возможны какие-то разномыслия, но в пределах православного учения и уважительного отношения к священноначалию. Когда же появляется так называемая оппозиция церковная, которая не уважает священноначалие, попирает церковные каноны, ведет себя грубо, нагло и пытается еще вещать от имени Церкви, нельзя задабривать эти группы. Они не воспринимают диалог. Я считаю, к ним следует применять только запретительные меры, меры церковных прещений.
— Существует ли риск, что после церковных прещений эти люди могут уйти в раскол?
— Никакого раскола не будет. Пугали расколом при уходе бывшего епископа Диомида, никакого раскола не произошло. Быть может, отделится маргинальная группа — ну что же, это люди, о которых апостол Иоанн писал "они вышли от нас, но не были нашими" (1 Ин. 2, 19). Они уже показали себя как раскольники внутри Церкви, и каждый день, пока мы их терпим — это еще один день вербовки ими неискушенных людей.
— В России и на Украине есть подобные полураскольничьи группировки?
— Они и в России есть, они есть на Украине. Это не национальное явление, это явление умозрительное, явление определенного типа мышления. К сожалению, всегда, в те или иные моменты, такой соблазн существовал в истории Церкви. Если мы возьмем еще древние времена, различные секты — "кафары" ("чистые"), монтанисты, которые упрекали Церковь за излишнюю мягкость и толерантность. И сегодня, потому что мы с этим явлением достаточно долгое время не сталкивались, а теперь столкнулись, мы должны помнить, что действительно ничего нового нет в мире, и все те соблазны, которые породил диавол, они в той или иной степени повторяются. Никакого нет сомнения, что это дело той духовной силы, которая явно не на стороне Божией, которая явно не на стороне Церкви, которая явно не на стороне истины.
Эта опасность будет только увеличиваться, если мы будем медлить и считать, что такая точка зрения допустима как одна из возможных. Нет, такая точка зрения невозможна, и невозможно подобное хамское, безответственное и преступное поведение, которое позволили себе люди в Молдавии, поступив так с отцом Андреем Кураевым. С отцом Андреем по каким-то вопросам можно соглашаться или не соглашаться, но те вопросы, по которым они с ним несогласны, выходят за рамки допустимого несогласия в Церкви.
Их поведение перечеркивает все. Они уже переступили порог сектантства.
— Почему же их тогда поддержал викарный епископ Петр?
— Мне трудно сказать о владыке Петре. Я достаточно уважительно отношусь к нему, я знаком с ним и я хотел бы услышать прямо из его уст. Я не видел его видеообращения. Мы знаем, что часто подобные группировки прикрывались благословениями различных епископов, старцев. Но безотносительно моего личного отношения к уважаемому владыке Петру, какой бы епископ не благословил такие действия, это неприемлемо. Епископ не является непогрешимым, он может не разобраться в той или иной ситуации, может просто ошибиться. Если епископ что-то благословил или поддержал, то это отнюдь не значит, что что-то автоматически оказывается в рамках православия. Бывало, что епископы и от Церкви отпадали, мы знаем такие истории. Но мы думаем, что в данном случае надо все-таки разобраться, я не могу просто поверить, что владыка Петр мог подобные явления поддержать. Надо просто перепроверить.
Ольга Гуманова
http://www.pravda.ru/faith/religions/orthodoxy/18-10-2010/1053830-raskol-0/#
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии