Моисей и Сепфора. История одной встречи. Священник Сергий Пометнев

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Автор статьи рассуждает о смысле одного из сюжетов Ветхого Завета – когда Моисей и его жена Сепфора встретили ангела Господня на пути в Египет, куда направлялись, чтобы Моисей освободил израильский народ из плена. Этот сюжет непрост для толкования, ведь, как гласит откровение Божие, ангел был послан умертвить Моисея.

Священное Писание является основным источником христианских догматов и вероучительных истин. Обладая непреложным авторитетом, Писание тем не менее содержит достаточно много текстов, которые в силу своей, на первый взгляд, нелогичности или непоследовательности, очень тяжело поддаются истолкованию. Одним из таких сложных мест Священного Писания является история встречи Моисея, которого Господь только что послал в Египет вывести из плена избранный народ, и Господнего Ангела, искавшего, как о том гласит откровение Божие, «умертвить» Моисея на пути к фараону.

«Бысть же на пути на стану, срете его ангел Господнь и искаше его убити» (Исх. 4:24). Синодальный перевод, как и массоретский текст Писания, в отличии от греческого и церковнославянского текстов, говорит, что Моисея встретил на пути не Ангел, а сам Господь[1]. Но так как Ангел Божий является лишь проводником или исполнителем воли Божьей, то данное расхождение текстов не является принципиальным. Важно то, что Господь выразил намерение умертвить того, кого Сам только что послал вывести из Египта «своего первенца», то есть богоизбранный израильский народ (см. Исх. Гл. 3-4). «Тогда Сепфора, взяв каменный нож, обрезала крайнюю плоть сына своего и, бросив к ногам его, сказала: ты жених крови у меня. И отошел от него [Господь]. Тогда сказала она: жених крови – по обрезанию» (Исх. 4:25-26).

Если попытаться коротко обобщить достаточно обширное святоотеческое толкование[2] данной библейской истории, то более или менее общепринятое мнение относительно происходящего можно выразить так: Моисей, которому Господь предопределил быть законоучителем израильского народа, сам нарушил волю Божию, так как не обрезал одного из своих сыновей. Действие же Сепфоры, жены Моисея, которая поняла причину Божьего гнева и немедля сама обрезала своего сына, позволили Моисею вновь обрести благоволение в очах Божьих.

Казалось бы, дан вполне разумный и достаточно исчерпывающий ответ на недоумение, которое возникает при чтении данной истории, но приведем справедливое замечание прп. Максима Исповедника: «Если Бог послал в Египет Моисея, то по какой причине Ангел Божий искал убить посланного Богом, и убил бы, если бы жена не поспешила обрезать сына, и [только] благодаря ей было остановлено стремление Ангела? И если необходимо было обрезание сына, то почему Бог, прежде чем послать Моисея, не повелел ему с кротостью обрезать сына? Почему, наконец, если и был допущен им проступок, добрый Ангел не наставил того, кто был послан Богом на такое служение?»

Прп. Максим не дал прямых ответов на им же поставленные вопросы, а предложил рассматривать данную библейскую историю лишь как источник духовных аллегорий, позволяющих проникнуть внутрь страстной сущности человека и направить его стремление на путь освобождения из рабства греха.

Очень сложно что-либо добавить к глубоким духовным рассуждениям преподобного Максима Исповедника. Поэтому мы оставим духовную аллегорию и разберем произошедшее с Моисеем и Сепфорой с другой стороны, то есть рассмотрим их встречу с Ангелом и попробуем дать оценку произошедшему в прямом историческом контексте библейского повествования. Так как события данной истории непосредственно касаются действий Сепфоры по обрезанию своего сына, что в конечном итоге привело к разрешению ситуации и сохранению жизни Моисею, то в первую очередь следует разобраться с самим обрядом обрезания.

Первый раз, как о том свидетельствует Писание, данный обряд был совершен Авраамом по повелению Господа, который определил подобному знаку на мужеской плоти быть знамением завета между Богом, с одной стороны, и праведным Авраамом и его потомством, с другой (Быт. 17:10-11). В свою очередь, сам завет стал возможен только потому, что Авраам без сомнений и колебаний поверил словам Бога: «Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» (Быт. 15:6). Господь не раз испытывал веру (праведность) Авраама. И последний раз это произошло в тот момент, когда Авраам по повелению Господа приносил в жертву Исаака, своего единственного сына и наследника. Тогда Бог остановил руку праведника и окончательно утвердил данное ему ранее обетование: «Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело и не пожалел сына твоего, единственного твоего, то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих; и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего» (Быт. 22:16-18).

На данном этапе рассуждений будет нелишним обратиться к истории грехопадения Адама и вспомнить, что именно Бог вменил в грех Адаму: «За то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; <…> в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3:17-19). Адам послушал Еву, и тем самым показал недоверие словам Бога, что и лишило Адама не только праведности и полноты благодати богообщения, но и самих райских обителей.

Авраам же, напротив, поверив словам Бога, праведность стяжал, а с нею приобрел и божественные обетования. Таким образом, можно сделать вывод о том, что обрезание – это не просто знамение завета, некогда заключенного между Богом и Авраамом, это знак праведности человека, знак послушания и безусловной веры человека Богу. «Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы» (Деян. 7:51). Такими словами обличает первомученик Стефан нежелание иудеев отсечь своеволие и склонить свою «выю» (шею) под всемогущую руку Бога.

Теперь вернемся к истории Моисея и обратим внимания на один любопытный факт. Господь посылает Моисея вывести израильский народ из Египта. И что делает Моисей? Он отправляется в Египет с женой и детьми. Зачем в далекий путь, до Египта и обратно, брать с собой семью? Можно предположить, что, взяв семью в Египет, Моисей просто не рассчитывал вернуться назад. Моисей не верил в то, что фараон отпустит на волю два-три миллиона рабов. А это значит, что и ему, скорее всего, пришлось бы навсегда остаться в Египте. Поэтому Моисей и отправился в путь со всем семейством.

С самого начала, когда Бог явился Моисею в горящей купине, Моисей пытался всячески уклониться от служения, на которое призывал его Господь. «Итак пойди: Я пошлю тебя к фараону; и выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых. Моисей сказал Богу: кто я, чтобы мне идти к фараону и вывести из Египта сынов Израилевых?» (Исх. 3:10-11). Далее Писание приводит обширный диалог Господа с Моисеем. Но даже после того, как Господь открыл Моисею Свое имя, уверил его в том, что пойдет с ним и укрепит его уста и руки, даровал Моисею власть творить чудеса перед фараоном, Моисей сомневается и говорит Богу: «Господи! пошли другого, кого можешь послать. И возгорелся гнев Господень на Моисея…» (Исх. 4:13-14). В итоге Моисей все же покоряется и умолкает и, казалось бы, принимает волю Божию, но дальнейшие события говорят об обратном. «И пошел Моисей, и возвратился к Иофору, тестю своему, и сказал ему: пойду я, и возвращусь к братьям моим, которые в Египте, и посмотрю, живы ли еще они? И сказал Иофор Моисею: иди с миром. <…> И взял Моисей жену свою и сыновей своих, посадил их на осла и отправился в землю Египетскую…» (Исх. 4:18-20).

Моисей скрывает от тестя причину и цель своего предстоящего путешествия в Египет. А.П. Лопухин по этому поводу дает такое пояснение: «Причина, по которой Моисей не открывает Иофору истинной цели своего путешествия в Египет, заключается или в его смирении, или же, как думают некоторые, в не совсем близких отношениях к своему тестю»[3].

Не убедительно. Более правдоподобным выглядит предположение, что Моисей, не веря в благоприятный исход дела, на которое его послал Господь, просто побоялся сказать тестю правду о том, что не рассчитывал вернуться назад. Очевидно, что Иофор, который приютил у себя Моисея и дал ему в жены свою дочь Сепфору, вряд ли бы согласился расстаться с дочерью и внуками навсегда. И тем более не отпустил бы их, если бы знал, что Моисей идет в Египет объявить фараону ультиматум, угрожая тому в случае непослушания смертью его первенца, то есть смертью наследника египетского престола. С точки зрения обычных человеческих взаимоотношений, не только подобная дерзость, но и «невинное» противоречие всевластному монарху могла привести в лучшем случае к тюремному заключению либо к смертной казни как Моисея, так и всего его семейства. Вспомним Книгу Есфири, в которой описывается печальная участь тех, кто просто вошел к царю без приглашения (см. Есф. 4:11). Трудно согласиться с тем, что Моисей, воспитанный при дворе фараона и наученный всей «премудрости египетской» (Деян. 7:20), всего этого не знал. А следовательно, если Моисей все же взял с собой в Египет жену и детей, то исполнять поручение Бога и идти к фараону он вообще не собирался. Моисей, подобно пророку Ионе, намеривался просто скрыться от воли Бога и отправился в Египет на постоянное место жительства.

Принимая во внимание все вышесказанное, можно понять, почему Господь послал Ангела (или явился Сам) умертвить Моисея на его пути в Египет. Моисей своим маловерием, или, лучше сказать, неверием Господу, сам, как это некогда произошло с Адамом, соделал себя духовным мертвецом в глазах Божьих, что и показал Господь своим явлением и грозным намерением.

Теперь перед нами встает второй, более сложный вопрос. Почему Господь не исполнил свое намерение убить Моисея и сменил гнев на милость?

Необходимо принять то, что если бы Господь желал убить Моисея, то Он это непременно бы сделал, но так как Господь лишь показал намерение, то, следовательно, он ждал реакции на Свое явление. Заметим, что в данной истории Моисей не является действующим лицом. Его имя даже ни разу не упоминается. Все происходящее напрямую связано с действиями жены Моисея, Сепфоры, поэтому можно предположить, что Бог ждал реакции именно от нее. Ведь какая может быть польза Моисею от того, что не он, а его жена обрезала сына? Разве действие стороннего человека может добавить праведности грешнику? Поэтому актуальность вопросов, которые поставил прп. Максим Исповедник, вполне очевидна.

Видел ли явление Господа Моисей? Так как Сепфора обрезала сына, а не Моисей, то можно предположить, что Моисей в это время был парализован некой болезнью или вообще просто мирно спал на своем ложе. Ясно одно – Сепфора видела Ангела и уразумела цель его явления. Если Господь явил видение для Сепфоры и именно ее действия позволили разрешить ситуацию то, следовательно, она знала о том, Кто и зачем послал ее мужа в Египет, а также то, что Моисей не собирался исполнять волю Божию.

Теперь вновь обратимся к смыслу обряда обрезания. Если, как мы показали выше, обрезание – это знак договора между Богом и праведником, то с кем в данном случае Господь заключил сделку? Писание не говорит о том, был ли обрезан Моисей. На этом основании некоторые толкователи выдвигают гипотезу о том, что Сепфора совершила «символическое» обрезание Моисея, помазав его детородные органы кровью сына, которого только что обрезала. Но тут возникает вопрос: почему Сепфора просто не обрезала своего мужа? Можно предположить, что Бог заключил завет с Сепфорой, а знак завета был положен на плоти ее сына по причине того, что, в силу физиологии, обрезать себя Сепфора не могла.

Далее надо понять предмет и суть договора между Богом и Сепфорой. Если завет заключен, то это значит, что Сепфора поверила Богу. Поверила тому, что не только ее жизнь и жизнь ее мужа, но и судьба всего израильского народа, находится не в руках фараона с его многочисленной армией, а в руках Всемогущего Бога, который явился в купине Моисею и послал того исполнить Божественную волю о богоизбранном народе. В Писании не говорится о том, почему Сепфора с детьми, которых Моисей взял с собой, так и не попали в Египет и встретились с Моисеем уже после исхода израильского народа из египетского плена (см. Исх. гл. 18). Но в контексте общепринятой трактовки данной библейской истории прп. Ефрем Сирин дает такое пояснение: «Моисей возвратил Сепфору к отцу, во-первых, ради обрезанного сына, чтобы в пути не увеличилась его болезнь, а во-вторых, и потому, что неблаговременно было бы Сепфоре и сыновьям его прийти в Египет, когда из Египта должен был выйти весь Израиль»[4]. Несколько странное рассуждение о «неблаговременности» путешествия, учитывая, что к этому времени Моисей с семейством уже пошел половину пути.

С точки же зрения наших рассуждений, можно было бы заключить, что не Моисей вернул жену и детей домой, а Сепфора убедила в этом мужа или же сама отказалась идти с Моисеем в Египет. Вернувшись к отцу, она сделалась добровольной заложницей в руках Господа, тем самым побуждая Моисея отвергнуть малодушие и выполнить повеление Божие.

[1] «Дорогою на ночлеге случилось, что встретил его Господь и хотел умертвить его» (Исх. 4:24).

[2] С основными святоотеческими и богословскими мнениями на данную историю можно ознакомится в статье А.Десницкого «“Ты жених крови у меня” – как можно истолковать Исход 4:24–26?» https://www.pravmir.ru/tyi-zhenih-krovi-u-menya-kak-mozhno-istolkovat-ishod-4-24-26/.

[3] Толковая Библия Лопухина. Толкование на Книгу Исход. https://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkovaja_biblija_02/4.

[4] Прп. Ефрем Сирин. Толкования. Книга Исход. https://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/tolkovanie-na-knigu-iskhod/4.

https://bogoslov.ru/article/6169376