Мнимое несовершенство мира, или Об угрозе раскола Церкви. Священник Савва Михалевич

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Довольно часто мы склонны без рассуждения принимать какие-либо мировоззренческие установки. Одной из таких установок является утверждение о якобы несовершенстве здешнего мира. Это обычная претензия атеистов всех времён к Богу. Раз религиозные люди твердят о совершенстве и благости Божией, то почему существуют войны и всякого рода бедствия, природные и рукотворные? Почему гибнут неповинные чистые дети и блаженствуют нечестивцы?

На стандартный вопрос есть стандартный же ответ: все эти бедствия и несчастья есть следствие неправильно использованной свободы, которую человек получил в качестве дара Божьего. Беда лишь в том, что человек, находящийся в гуще событий, например, потерявший ребёнка, попавший в катастрофу, тяжело заболевший и т. п., часто не в силах объективно осмыслить происшедшее, будучи придавлен личным горем, личным несчастьем. В беседе со мной один весьма неглупый человек, по убеждениям искренний коммунист, по национальности еврей, высказал соображение, что коммунисты совершенно напрасно запрещают Библию. Лично он, будь у власти (беседа происходила в 1970-х), распространял бы массовым тиражом книгу Иова. Этот оппортунист имел в виду, что советскому человеку, измученному всяческим дефицитом, пригодилось бы терпение библейского праведника.

Рассуждение циничное, но отчасти верное. Тут мы приходим к мысли о том, что причины страдания отдельно взятого человека сродни причинам страданий целого народа. Есть мнение, высказанное замечательным святым - епископом Николаем (Велимировичем), известным у нас как Николай Сербский, что русский народ не хуже, а лучше большинства других народов, и пострадал он от падения лишь небольшой своей части, но, кому много дано, с того много и взыщется. Вот причина страданий русского народа в огне революций. Удивительно следующее. В наши дни многим людям снова приходится доказывать тезис о том, что 1917 год был для России, да и для всего мира, громадным несчастьем. Многие разумно и патриотично настроенные люди понимали это уже тогда, будучи участниками событий. Последующая тотальная промывка мозгов сделала подавляющее большинство советских людей неспособными к критическому анализу. Русских уничтожали, а они распевали «осанну» режиму, причём зачастую совершенно искренно.

И вот это неразумие, отсутствие духовного рассуждения не только сохранились до наших дней, но и снова расцвели, можно сказать, из-за несовершенства существующего порядка и злоупотреблений олигархическо-охлократического стиля управления нынешней Россией. При советах, видите ли, было лучше! Может, и правда, кому-то жилось лучше. Тут следует отметить общеизвестный факт, что идеального политического строя не бывает. В любой форме правления присутствуют элементы несовершенства, на чём весьма умело играли коммунисты, замалчивая достижения царской власти и выпячивая недостатки. И даже повышенная интеллигентская стыдливость и самобичевание лучших русских писателей ловко использовалась идеологами КПСС для охаивания дореволюционного режима.

А ведь умение видеть свои недостатки (в данном случае национального масштаба) - типичная христианская черта, присущая именно православному человеку. Русские писатели критиковали, чтобы усовершенствовать, а не уничтожить современный им строй. Конечно, крепостное право - ужасная вещь. Однако прочтите письмо государя Александра второго Освободителя  И.С.Тургеневу. Царь прямо говорит, что освобождение крестьян во многом осуществилось благодаря «Запискам охотника», которые произвели на него неизгладимое впечатление. Оказывается, А.С.Пушкин прав: можно «глаголом жечь сердца людей» и не просто людей, а даже царей. Законно предполагать, что дальнейшее развитие и возвышение России осуществлялось бы не революционно, а эволюционно. Такое мнение прочно базируется на статистических данных, которые ныне в свободном доступе. Стоит лишь взглянуть и оценить, но почему-то сплошь и рядом этого не делается, а по старинке всю вину за несовершенства и падения взваливают на царскую власть.

О причинах революций написаны горы книг разной идеологической направленности. Некоторые современные события показывают, что ни сейчас, ни в прошлом, ни одна революция не происходила стихийно. Напротив, революционеры всегда тщательно и целенаправленно готовились к переворотам и захватам власти в любой стране любой ценой. После захвата власти революционно настроенными элементами всегда начинается деградация: расправа с неугодными, репрессии рядового населения, резкие перемены в экономике с катастрофическими последствиями. Поэтому и «революция» - то есть, «движение назад». Вспомним, как коммунисты вплоть до 1970-х сравнивали свои «достижения» с 1913 годом и во всех своих неудачах винили «мировой империализм». Одним из важнейших показателей процветания нации является количество населения. Сейчас русских, если не ошибаюсь, 140 миллионов, а по прогнозам Д.И.Менделеева должно было быть не менее полумиллиарда. За это особое «спасибо» коммунистам и либералам - демократам! Россиянская «демократия» и так и недостроенный социализм - звенья одной цепи.

В истории любого народа есть взлёты и падения. Сейчас кому-то кажется, что мы «взлетаем». Скорей, начинаем (в духовном смысле) выползать из ямы. Но только в духовном, и то, лишь нос из ямы высунули. А нам раз по этому носу! Падайте обратно!

Имею ввиду начавшиеся нестроения в нашей Церкви. Тут и фактическое отделение Украинской автономной (практически автокефальной) Церкви с новыми мучениками и страдальцами за веру и единство с Московским патриархатом, и пресловутая встреча в Гаване, которая, как к ней ни относиться, внесла нестроения и раздрай в наши ряды. А вот сей факт был совершенно предсказуем. Иначе просто быть не могло. Это совершенно ясно любому, знакомому с историей Русской Церкви, когда весьма поверхностные изменения в Уставе Церкви патриархом Никоном породили тяжелейший раскол, не уврачёванный по сей день. А тут ещё грядущий «всеправославный» собор! Нам - священникам начальство велело разъяснять народу, что на соборе не будут рассматриваться догматические вопросы, а вопрос смены календаря вообще снят с повестки дня. Однако, это мало кого успокаивает. Народное доверие к священноначалию, к сожалению, подорвано. Патриарха Кирилла неции перестают поминать, иные безмерно величают за «встречу века».

И как к этому относиться? Лично я ничего радостного и благостного в указанных событиях не нахожу, ибо сильно опасаюсь нового раскола. Впрочем, разного рода нестроения и потрясения в истории Церкви случались и раньше. Возьмём хотя бы период вселенских соборов, историю уний с Римом и проч. Все эти катаклизмы кончались падением и отпадением от древа Православия множества заблудших душ, а нас - православных и так остаётся не много! Неужели ещё отпадут? И становятся с особой силой понятны слова Спасителя: «Сын Человеческий, придя, найдёт ли веру на земле?» (Лк.18, 8).

И кто в этом виноват? Да сами люди. Мы с вами. Что-то сделали не так. Неправильно воспользовались своей свободой. Попросту - снова согрешили. Но у нас же есть средство от греха - покаяние. Так покаемся? И не за призрачную вину, которую вменяют русскому народу крайние монархисты. Подчёркиваю: крайние. Они призывают каяться, например, за цареубийство. Правомерно ли это? Между прочим, св. Иоанн Златоуст говорит, что, несмотря на неразумные вопли иудеев «Кровь Его на нас и на чадах наших» (Мф. 16, 25), Господь не мстит им по Своей благости. По аналогии: виновны ли современные русские люди в цареубийстве? Они его не совершали. Вообще, в убийстве Царской Семьи русских участников минимум и они играли второстепенные роли. К тому же, далеко не все это убийство одобряли, а некоторые выступили против злодеев и боролись с ними до последнего. Однако говорят: русские цареубийство  допустили, значит виноваты. Тогда давайте покаемся, что мы так же допустили войну на Донбассе с её бесчисленными жертвами среди мирного населения. Вы могли на это повлиять? Вас кто-нибудь спросил? Вот и я не мог и меня никто не спросил. Почему и для чего происходят подобные вещи, современники часто ответить не в состоянии. Да и потомки - не всегда. Один монах, рассуждая о 1917 годе, высказал мне в частной беседе такую мысль: да если б не произошло февральской революции и октябрьского переворота, русские бы все превратились в богачей, куда там, американцам! И вот тогда они бы точно развратились и Бога бы забыли, но отпадения не произошло из-за страшных потрясений и беспрецедентного кровопускания, которому подвергся русский народ.

Революции, войны, массовые казни, а шире - все катастрофы, как рукотворные, так и природные попускаются Богом по Ему одному ведомым причинам, не всегда до конца нам понятным. Несомненно, они имеют благую цель нашего духовного оздоровления. В какой-то мере  и мы, каждый лично несём ответственность за умножение зла в мире из-за того, что если и творим добро, то недостаточно, а чаще вообще склоняемся к злу. Тут стоит вспомнить хотя бы про аборты, которых в России по официальной версии ежегодно совершается 2 миллиона. Я сказал, что даже неповинные несут ответственность за зло «в какой-то мере». Если бы нам доставалось за все мировые грехи по справедливости, человечество бы подобного груза не выдержало. Нам бы пришлось признать свою ответственность за всякое нестроение, что некоторые и пытаются навязать весьма причудливым образом. Один небезызвестный современный автор всерьёз пытался доказать, что искривление позвоночника у ребёнка есть следствие половой распущенности его родителей. По его мнению, все подобные аномалии - последствия конкретных прегрешений. Это, конечно абсурдно, ибо тогда все бы рождались уродами. Такого, слава Богу, не наблюдается. И не наблюдается оттого, что Бог не перестаёт промышлять о мире. Об этом знает каждый верующий. Как нерушимы физические законы мироздания, так незыблемы и законы духовные. В этом убеждает повседневная жизнь.

Разве мы не наблюдаем, как наказывается зло? Мудрый говорит: «Я не буду тебе мстить, не стану тебя наказывать за принесённое мне зло. Сама жизнь тебя накажет». Верно, накажет. И наказателем будет Бог. Мало того, наказание при земной жизни есть милость Господня, так как даёт человеку шанс исправиться и покаяться. Гораздо хуже, если злодей не получает возмездия ещё в этой жизни. Значит - оно в жизни будущей. Когда уже ничего исправить и покаяться невозможно. И вот тут мы вступаем в область веры: верим, что так будет и справедливость восторжествует, потому, что есть Властелин, который осуществляет высший контроль. Он создал всё. Он создал существующий порядок вещей. Порядок этот в высшей степени справедлив и потому всё мировое устройство не только  справедливо, оно совершенно. Ведь нам и многое прощается. Стоит покаяться искренно, от всей души, и Бог снова принимает нас и не припоминает прежние падения, как будто их  не было. И совершает такие действия постоянно. Это мы часто не можем простить, а Господь терпит нас и долго ждёт исправления, порой до последнего ожидает: не исправимся ли?

Как уже говорилось, в истории народов, как и в жизни большинства отдельных людей, наблюдаются взлёты и падения. Как же нам восстать и больше не падать? Способ лишь один: жить по-христиански. Если не можешь повлиять на мировые события непосредственно, влияй опосредованно - личным добром. Другими словами: чем пенять на всеобщую тьму, зажги личную свечку.

Русская народная линия