МИТРОПОТИТ АНТОНИЙ (ПАКАНИЧ): ЛЕГКО ЛИ СТАТЬ МУЧЕНИКОМ

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

В последнее время люди всё чаще рассуждают о мученичестве и мне тоже захотелось поделиться некоторыми размышлениями на эту тему.

Ведь когда люди переживают притеснения, то может появиться соблазн  присвоить себе авансом звание «исповедника» или «мученика». И здесь мы можем столкнуться с очень опасным заблуждением.

Обратите внимание, как именно мы переживаем давление на Церковь. Не так уж мало тех, кто отвечает на все притеснения руганью, злобой, даже проклятиями. Это ли не признак того, что с нами что-то не то?

Давайте вспомним, так ли вели себя новомученики и исповедники послереволюционных гонений от безбожников? Совсем нет.

И все мученики прошлых веков, и апостолы никогда не извергали проклятий в адрес тех, кто их гнал, казнил и оскорблял.

«Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим», ‒ говорит апостол Павел в Послании Ефесянам. И в какое время он это говорит? В эпоху, когда гонения на христиан были чем-то привычным.

Да и сам Господь наш Иисус Христос на неправедном суде Пилата и фарисеев проявлял крайнюю степень смирения.

Мы часто воспринимаем мучеников прошлых лет как святых с самого начала их жизни. Но это не так. Ведь не каждый, называющий себя христианином, становился мучеником за Христа. Было и много отступников. И здесь нужно понимать: стать мучеником дано не всякому. Мученический венец – это только победное завершение борьбы с грехом, которую истинный христианин вел всю жизнь.

И если сейчас мы посмотрим внутрь себя, всмотримся в нашу душу, то найдем ли себя достойными этого венца?

Да, мы знаем, что мученичество смывает все грехи, кроме ереси. Но ведь до самого мученического финала еще нужно дойти. А это не дано тем, кто отягчен грехами и страстями, кто искажает свой образ злобой и ненавистью, кто извергает хулы и проклятия ‒ пусть и на врагов.

Можно видеть людей, кичащихся своей принадлежностью к Церкви, собирающихся на словах защищать Её чуть ли не с кулаками, но когда Церкви в самом деле нужна помощь, то они часто пасуют и оказываются совсем не на стороне угнетенных. По всей видимости, именно потому, что кулаками Церковь не защитить.

Господь говорит всем нам: «Вы слышали, что сказано: “люби ближнего твоего и ненавидь врага твоегоˮ. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного…» (Мф. 5:43‒45). Таким должно быть ныне наше умонастроение. Покаяние в собственных грехах, помощь ближним и молитва за врагов ‒ в этом наше свидетельство об Истине, а мученик на греческом («мартирос») и значит ‒ свидетель.

Записала Наталья Горошкова

https://pravlife.org/ru/content/mitr-antoniy-pakanich-legko-li-stat-much...