МИТРОПОЛИТ ВОЛОКОЛАМСКИЙ ИЛАРИОН: В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ПАУЗ
20 июля 2014 года, в Неделю 6-ую по Пятидесятнице и день памяти преподобной великой княгини Евфросинии Московской, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в столичном храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Владыке сослужили благочинный приходов Шотландии и Северной Ирландии (Сурожская епархия Русской Православной Церкви) священник Георгий Завершинский, клирики храма. В алтаре также молился представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Болгарском архимандрит Филипп (Васильцев).
За богослужением пел Московский синодальный хор под управлением заслуженного артиста России А.А. Пузакова.
После сугубой ектении митрополит Иларион вознес молитву о мире на Украине.
Проповедь по запричастном стихе произнес священник Даниил Торопов.
После богослужения митрополит Волоколамский Иларион обратился к верующим с архипастырским словом:
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
В этот воскресный день мы слышали евангельское чтение, повествующее о том, как Господь наш Иисус Христос исцелил расслабленного (см. Мф. 9. 1-8). Мы знаем, что расслабление бывает физическое, когда человек находится в немощи, не может двинуть ни ногой, ни рукой и полностью зависит от окружающих людей. Но мы знаем также, что бывает расслабление духовное, когда человек становится беспомощным в духовном смысле: теряет волю к жизни, возможность самостоятельно распоряжаться самим собой. Тогда особо требуется помощь других людей, прежде же всего такому человеку требуется помощь Божия, чтобы Господь восставил его от одра, вдохнул в него новые силы, дал вдохновение на то, чтобы человек снова мог жить полноценной жизнью.
Духовное расслабление проявляется в различных формах и имеет разные степени. Самая тяжелая степень – уныние или отчаяние. В таком состоянии человек ничего не хочет, у него пропадает мотивация не только к добрым делам, но и вообще к любой деятельности, в том числе профессиональной, к укреплению отношений в семье, к общению с людьми, к творчеству – ко всему, что наполняет жизнь, делает ее радостной, а человека – счастливым. Духовное расслабление может быть следствием разных обстоятельств, но лекарство от него всегда одно: исповедь и причащение Святых Христовых Таин, участие в церковной жизни, в богослужениях. И Церковь предлагает людям это лекарство, ибо только одного Врача она знает. Этот врач – Господь наш Иисус Христос.
Даже если лекарство от духовного расслабления не действует сразу, несомненно, в определенный срок оно окажет свое воздействие. Поэтому даже если это состояние сопровождается нежеланием человека идти в Церковь, исповедоваться, причащаться, отсутствием всякого духовного горения, все равно в таком случае надо понуждать себя приходить в храм и стараться открывать свое сердце Господу для того, чтобы его коснулась благодать Божия.
Если мы будем так поступать, то духовное расслабление в один прекрасный день закончится, Господь снова посетит наши душу и сердце, вдохнет в нас новые силы, и мы будем снова учиться жить более интенсивно и полнокровно.
Господь попускает периоды духовного расслабления для того, чтобы человек почувствовал свою немощь, ощутил нужду во Враче и спасительном лекарстве – исповеди и Святом Причащении.
Есть и более мягкие формы духовного расслабления. Например, когда наступает лето, жаркая погода, многие разъезжаются в отпуска и думают, что церковную жизнь на это время можно ослабить или даже прекратить, а осенью вновь вернуться в свои храмы к участию в церковных Таинствах. Но это неправильный подход, ибо в духовной жизни человека не может быть пауз. И даже летний период Господь дает нам, с одной стороны, для того, чтобы мы отдохнули и набрались сил на предстоящий год, но, с другой стороны, и для того, чтобы мы укрепили и свои духовные силы.
Сейчас многие люди, которые уезжают в отпуск (в Грецию, Испанию или в какую-нибудь еще страну), прежде всего, интересуются, есть ли там православный храм. В наше время почти уже не осталось стран, где нет храмов Русской Православной Церкви или иных Поместных Православных Церквей. Везде, где существуют популярные курорты, куда приезжают русские люди, есть и храмы, и священники, и всегда можно найти возможность если не каждое воскресенье, то, по крайней мере, один или два раза за отпуск посетить храм, пообщаться со священником, исповедаться и причаститься Святых Христовых Таин.
Помимо участия в богослужебной жизни Церкви есть и многое другое, что мы можем делать, пока находимся в отпуске. В этот период у человека больше свободного времени и, следовательно, он может больше времени уделить чтению Евангелия, посланий апостольских, творений Святых Отцов. Часто люди, которые в течение года заняты настолько, что у них не остается сил на духовное, душеполезное чтение, свой отпуск используют для того, чтобы обогатиться духовно и интеллектуально: прочитать новые книги, познакомиться с теми святоотеческими творениями, которые не читали раньше.
Кроме того, летний период включает в себя два многодневных поста – Петровский (который уже прошел) и Успенский (он еще впереди), а также иные постные дни, когда Церковь предлагает нам воздерживаться от тех или иных родов пищи для того, чтобы мы за пост не располнели, но вернулись с летнего отдыха физически окрепшими и духовно здоровыми.
У Церкви всегда есть лекарства от расслабления. И наша с вами задача – эти лекарства знать, ими пользоваться и всегда обращаться к духовному Врачу – Господу нашему Иисусу Христу, исцеляющему всякий недуг и немощь; Он способен восставить от одра болезни и уврачевать расслабление телесное и духовное».
https://mospat.ru/ru/2014/07/20/news105779/
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии