Митрополит Волоколамский Иларион совершил утреню Великой Пятницы с чтением двенадцати Страстных Евангелий
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Мы только что прослушали двенадцать евангельских чтений, посвященных последним часам земной жизни Господа Иисуса Христа. В них мы слышали о том, как на Тайной вечере Господь беседовал со Своими учениками и, в частности, сказал им, что наступает час, когда они рассеются каждый в свою сторону и оставят Его одного. А затем Христос произнес: «Но Я не один, потому что Отец со Мною» (Ин. 16. 32). Также мы слышали о том, как Христос, придя в Гефсиманский сад, молился Своему Отцу; как Он был взят под стражу, предан одним из двенадцати учеников, как затем Его судили сначала первосвященники Анна и Каиафа, а после римский наместник Понтий Пилат; как от Христа отрекся ближайший ученик, что было предсказано Иисусом еще во время Тайной вечери. Также мы слышали эпизод, в котором говорится, как Господь Иисус Христос был осужден на смерть и какими были Его последние слова.
Слушая евангельские повествования о Страстях Христовых, мы каждый раз спрашиваем себя: а где бы мы оказались, если бы жили в то время? Мы видим, что ученики любили Иисуса, и Он знал об этом. Но мы в то же время видим их человеческую немощь: они были в страхе, в недоумении, они не понимали что происходит. Они надеялись, что Христос приведет их к славе, что Он станет царем, а они воссядут рядом с Ним. И даже спорили между собой о первенстве, о том, кто из них больше и кто ближе сядет к Спасителю.
Когда же Христос был осужден, ученики увидели, что Он ничего не сделал для того, чтобы спасти Свою жизнь. И после, став свидетелями Его смерти, им оставалось только разбрестись по своим домам и ничего больше не ожидать. И все же из Евангелия мы знаем, что они оставались вместе, ибо когда Господь Иисус Христос воскрес, Он явился ученикам, собравшимся в горнице. Значит, они все-таки чего-то ожидали, и Его смерть не перечеркнула их совместное бытие.
Но когда Господь Иисус Христос умирал на кресте, ученики Его в страхе разбежались, а один из ближайших учеников даже отрекся от Него. И на кресте Христос был один. Только стояли вдалеке некоторые женщины, которые были свидетелями Его смерти. И как рассказывает нам святой евангелист Иоанн Богослов, среди этих женщин была Пречистая Матерь Спасителя и он сам – Его любимый ученик. И Господь, уже будучи пригвожденным ко кресту, увидев Свою Матерь, вручил Ее Своему ученику, а ученика вручил Своей Матери.
Мы слышали последние слова Господа нашего Иисуса Христа, как на кресте Он возопил к Своему Отцу словами псалма: «Боже мой, Боже мой, для чего Ты Меня оставил?» (Мф. 27. 46); как Он молился за распинавших Его: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23. 34); как Он произнес: «Жажду» (Ин. 19. 28), потому что страдал и физически, и духовно. Мы также слышали, как Христос произнес: «Совершилось!» (Ин. 19. 30), и как Он сказал Своему Отцу: «Отче! в руки Твои предаю дух Мой» (Лк. 23. 46). Всё это донесли до нас евангелисты.
Но за последними словами Господа Иисуса Христа скрывается великая тайна милосердия Божия к роду человеческому. Иисус Христос не был простым человеком – Он был Воплотившимся Богом. И как говорят нам Святые отцы, Он был полноценным Богом и полноценным человеком. Он не был полубогом или получеловеком, не был каким-то сверхчеловеком. И человеческое страдание мы видим в Нем на протяжении всей евангельской истории, повествующей о последних днях, часах и минутах Его жизни. Мы видим, как Он просил Своего Отца, что, если возможно, пусть минует Его чаша страданий; как безропотно Он стоял на суде, не отвечая на обвинения, которые выдвигали против Него. Он был человеком и страшился смерти, как и всякий человек. Подвергаясь истязаниям, Он испытывал тяжелейшие физические мучения, которые были помножены на мучения нравственные, ибо Он страдал от того, что был оставлен Богом и Своими ближайшими учениками.
Но в то же время Христос был Богом, и Он знал, что воля Божия должна свершиться. Именно поэтому Он не пытался оправдаться на суде, найти какие-то аргументы, которые заставили бы судей принять иное решение. Сын Божий знал, что пришел в этот мир не для того, чтобы жить, но чтобы умереть. И на суд Он предстал не для того, чтобы оправдаться, а для того, чтобы быть осужденным, и через это осуждение от людей исходатайствовать человечеству оправдание перед Богом.
Каждый раз в дни Страстной седмицы, когда после Великого четверга наступает Великая пятница, и насыщенные Телом и Кровью Спасителя, которые мы приняли на Его Тайной вечере сегодня утром, мы предстаем затем перед крестом Христовым и слышим о страданиях и крестной смерти Сына Божия, душа наша наполняется трепетом перед тайной пришествия в мир Господа и перед тайной Его страдания и смерти за людей. И мы понимаем, что никакое искусство человеческого языка и человеческого разума, никакая отточенность богословского ума не способна в полной мере раскрыть эту великую тайну – к ней вообще невозможно прикоснуться через слово или через ум, или через рассудок. К этой тайне мы прикасаемся прежде всего нашим сердцем, когда приходим ко кресту Христову и сердцем припадаем к его подножию.
Будем сейчас поклоняться святому Кресту, от которого нам воссияло спасение, и воздавать честь Тому, Кто на нем распят. И будем просить Господа, чтобы Его страдание было спасительным и для нас, и для наших близких, и для тех людей, которые, может быть, еще не познали силу этого таинства, но которые могут стать причастниками Божественной благодати, в том числе и благодаря нашим свидетельствам о Христе, о Его страданиях и крестной смерти.
Поклонимся кресту Христову в молчании, страхе и трепете, и продолжим наш путь вместе с Господом Иисусом Христом завтра, когда будем предстоять перед Плащаницей с изображением мертвого Спасителя, когда станем прославлять Пресвятую Богородицу, стоявшую у креста, а затем и Самого Спасителя, сошедшего во ад, чтобы спасти весь род человеческий. Аминь.
25 апреля 2019 года
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии