Митрополит Волоколамский Иларион совершил утреню с чином погребения Господа нашего Иисуса Христа

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Мы совершили чин погребения Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа и слышали сейчас пророчество из книги Иезекииля о том, как пророку было явлено видение: он увидел поле, усеянное великим множеством мертвых костей. Бог спросил пророка: «Сын человеческий! оживут ли кости сии?» (Иез. 37.3). И пророк ответил Ему: «Господи Боже! Ты знаешь это» (Иез. 37.3). Господь повелел пророку изречь пророчество на эти кости, и стали они соединяться друг с другом, и начали из них составляться человеческие скелеты, а потом, по слову пророка, кости стали обрастать плотью. Затем Господь вдунул в них дух жизни, и все это полчище мертвых людей стало великим сонмом людей живых.

В христианской Церкви, с самого начала ее бытия, это пророчество воспринималось как ветхозаветное указание на всеобщее воскресение. Мы читаем это пророчество в свете страданий, которые претерпел Господь наш Иисус Христос, и того, что произошло за Его крестной смертью, что последовало за Его погребением. Ибо мы знаем из Священного Предания Церкви, из богослужебных текстов и из творений святых отцов, что после того, как телом Господь умер на кресте, душа Его сошла во ад, чтобы и там было проповедано Евангелие, чтобы мертвецы услышали слово Божие и чтобы все те, кто предназначены к воскресению, воскресли из мертвых.

В Евангелии от Матфея мы читаем, что после воскресения Христа многие мертвецы восстали и явились живущим. Мы также знаем о том, что Господь обещал всеобщее воскресение всему человеческому роду. Мы слышали сегодня за богослужением слова о том, что ад опустел, когда туда зашел Христос, ни одного мертвого не осталось во гробе – всех воскресил Своей силой Господь.

Мы верим, что и наши близкие, которые перешли в мир иной, воскреснут, как и мы воскреснем после того, как сами пройдем путем, которым суждено пройти каждому человеку. Этот путь исполнен здесь, на земле, скорбей и испытаний, но мы верим, что в будущем веке за каждое испытание и за каждую скорбь человек будет вознагражден, и что в будущем веке его встретит Сам Господь Иисус Христос, Который прошел путем страдания, умер, был погребен и сошел во ад, чтобы открыть путь к воскресению всякой плоти.

Мы видим на древних иконах и фресках изображение Воскресения Христова, как Господь исходит из адских бездн и одной рукой держит за руку Адама, а другой рукой – Еву. И вслед за Адамом и Евой из ада выходят многие другие люди, в том числе и ветхозаветные праведники, о которых мы читаем в Священном Писании. И эта величественная картина тоже являет нам образ всеобщего воскресения, которое исходатайствовано для всего человеческого рода крестной смертью Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Поэтому даже нынешнее богослужение, которое мы совершаем в черных облачениях в знак траура по умершему Господу Спасителю, исполнено не только скорби, но и упования, и надежды. И оно завершается торжественным и наводящим ужас пророчеством о всеобщем воскресении, которое ждет весь род человеческий. И при чтении этого пророчества сердце наше наполняется надеждой, а когда мы подходим к Живоносному Гробу Христову, то сердце наше исполняется любовью к Господу. Потому что мы знаем, что Он претерпел все эти страшные страдания и смерть, и сошел во ад для того, чтобы нас воскресить к вечной жизни.

Будем поклоняться Живоносному Гробу Господа нашего Иисуса Христа. Будем просить Его о том, чтобы Он даровал всем нам жизнь вечную и, проведя нас путем жизни и смерти, привел к светлому всеобщему воскресению. Аминь.

Вечером 30 апреля 2021 года

https://mospat.ru/ru/news/87135/