МИТРОПОЛИТ ВОЛОКОЛАМСКИЙ ИЛАРИОН СОВЕРШИЛ ЛИТУРГИЮ ДРЕВНЕРУССКИМ ЧИНОМ В МОСКОВСКОМ ХРАМЕ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В РУБЦОВЕ

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Митрополит Волоколамский Иларион совершил Литургию древнерусским чином в московском храме Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове

Ваше Высокопреподобие, дорогой отец настоятель,
дорогие отцы, братья и сестры!

Сердечно поздравляю вас с праздником Светлого Христова Воскресения!

Христос Воскресе!

В дни Светлой седмицы за Божественной литургией мы слышим чтения из Деяний святых апостолов, повествующие о первых днях и неделях существования на земле Церкви Христовой — после Воскресения и Вознесения на небо Господа Иисуса Христа. Мы слышим евангельские чтения о явлениях Воскресшего Спасителя, а также первые главы Евангелия от Иоанна, повествующие о начальном периоде служения Иисуса Христа. Перед нашим духовным взором проходят разные картины: как Господь Иисус Христос выходит на проповедь,  чем оканчивается Его земное служение, как Воскресший Спаситель является Своим ученикам и с чего начинается самостоятельная жизнь Церкви на земле.

Сегодня за богослужением мы слышали чтение о том, что произошло в праздник Пятидесятницы, когда через 50 дней после Пасхи по обетованию Господа Спасителя Святой Дух в виде огненных языков сошел на апостолов. Исполненные Духа, ученики Христовы заговорили на неведомых им языках. В то время в Иерусалиме находились  паломники из разных городов и стран, и каждый из них в речи апостолов услышал собственное наречие. Некоторые были так удивлены этим событием, что говорили об учениках Христовых: «Они напились сладкого вина» (Деян. 2. 13). Но апостол Петр сказал: «Они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня» (Деян. 2. 15), то есть по-нашему было девять утра. Петр также напомнил, что событие, которое только что произошло, было предсказано в Писаниях, процитировав строки из книги пророка Иоиля: «И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут» (Деян. 2. 17).

Сегодняшнее чтение из Евангелия от Луки повествует о том, как Господь Иисус Христос явился двум Своим ученикам, которые шли в Эммаус, но те не узнали Воскресшего Спасителя. Они стали говорить Ему о том, что случилось с Иисусом Назарянином, как Он был предан и распят, а затем, высказав полнейшее недоумение по поводу Его воскресения, рассказали, как некоторые женщины сообщили им, что Иисус жив и что Его тела нет в гробнице. И тогда Господь Иисус Христос, еще не узнанный ими, объясняя Писания, сказал, что всему, что произошло с Ним, надлежало быть.

Святой апостол Лука, который является автором одного из Евангелий и книги Деяний апостольских, особое внимание уделяет теме Священного Писания Ветхого Завета, указывая, что все произошедшее с Господом Иисусом Христом было предсказано в Ветхом Завете.

Для первохристианской Церкви обретение в Ветхом Завете множества пророчеств о Господе Иисусе Христе было весьма важным откровением. Мы можем проследить эти пророчества по всем книгам Нового Завета, начиная с Евангелия от Матфея и кончая посланиями апостола Павла и Апокалипсисом святого апостола Иоанна Богослова. Уже в первой главе своего Евангелия апостол Матфей, рассказывая о Рождестве Христовом, ссылается на Писание Ветхого Завета: « А все сие произошло , да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог.» (Мф.1.22-23).

В каждом из четырех Евангелий  те или иные события истолковываются как предсказанные и предуказанные в Священном Писании Ветхого Завета. Более того, Евангелие показывает, что ученики не сразу пришли к такому пониманию. Например, когда Господь Иисус Христос, согласно Евангелию от Иоанна, вошел в Иерусалимский храм и изгнал оттуда продающих и покупающих, то ученики сначала не поняли этого действия, но после Воскресения Христова вспомнили, что и об этом тоже было предсказано в Ветхом Завете.

Таким образом, мы видим, что, с одной стороны, Господь заключает Новый Завет со всем человечеством в лице Воплотившегося Бога – Господа Иисуса Христа, – пришедшего в этот мир, чтобы спасти всякого человека. Но, с другой стороны, для церковной христианской общины по-новому раскрывается Ветхий Завет, ибо все ветхозаветное писание пронизано пророчествами об Иисусе Христе, образами, которые относятся к спасению.

О том, что пророки свидетельствовали о Христе и пророческое слово изначально было богодухновенно, в своем послании говорит апостол Петр. Также об этом многократно говорит в своих посланиях и апостол Павел, показывая, как события, происходившие в Ветхом Завете, стали прообразами Нового Завета. В частности, в сегодняшнем апостольском чтении, в послании к евреям, апостол Павел говорит о ветхозаветной скинии как прообразе Нового Завета. Это чтение Церковь выбрала в дни Богородичных праздников, а сегодня мы как раз отмечаем празднование в честь иконы Пресвятой Богородицы «Одигитрия». И ветхозаветная скиния, согласно учению Святых отцов, является прообразом Божией Матери.

В течение всего Великого поста Церковь предлагала нам чтения из Ветхого Завета, которые мы также слышали и на Страстной седмице, вплоть до Великого Четверга. Начиная с Великого Четверга и включая весь пасхальный период, Церковь предлагает нам преимущественно чтения из Нового Завета, чтобы мы ощутили всю силу Воскресения Христова и осознали его значение для жизни нашей Церкви.

Сошествие Святого Духа на апостолов – событие, о котором рассказывается в сегодняшнем евангельском чтении – мы особым образом будем вспоминать на 50-й день по Воскресении Христовом, в праздник Пятидесятницы. Но в течение всего периода от Пасхи до Пятидесятницы мы не раз услышим о том, как действие Святого Духа проявлялось в жизни раннехристианской Церкви. И ныне Святой Дух действует в Церкви с той же полнотой и интенсивностью, с какой Он действовал с первых недель, месяцев и лет ее бытия.

Будем прославлять Воскресшего Спасителя и стремиться быть достойными учениками и ученицами Господа нашего Иисуса Христа. Будем просить Сына Божия, чтобы открыл наши глаза, подобно тому, как Он открыл их двум ученикам, шедшим в Эммаус, и чтобы наполнил нас благодатью Святого Духа, как Он наполнил Своих учеников и апостолов. Аминь.

Христос Воскресе!

18 апреля 2017 года, во вторник Светлой седмицы

https://mospat.ru/ru/2017/04/18/news145086/