Митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в престольный праздник храма Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в престольный праздник храма Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Всех вас, дорогие отцы, братья и сестры, поздравляю с днем памяти святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

На второй день праздника Крещения Господня мы слышим чтение из Евангелия от Иоанна о том, как Господь Иисус Христос пришел на Иордан, где Иоанн Креститель совершал крещение во оставление грехов. И когда Иоанн увидел шедшего к нему Иисуса, он, указывая на Христа, сказал:«Вот Агнец Божий» (Ин. 1. 29), – а затем засвидетельствовал народу:«Я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем» (Ин. 1. 32).

Что это за история, которую нам рассказывает евангелист Иоанн? Это ведь не та история, которую мы слышали вчера и позавчера в Евангелиях от Матфея, Марка и Луки, где рассказывается о том, как Господь Иисус Христос пришел на Иордан, чтобы креститься от Иоанна, а Иоанн  возбранял Ему из благогоговения, говоря: «Мне надобно креститься от Тебя» (Мф. 3 14). Но Господь тогда сказал ему: «Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3. 15). И когда Иисус Христос, крестившись, вышел из воды, – Дух Божий сошел на Него.

Именно об этом и говорит Иоанн Креститель в Евангелии от Иоанна, вспоминая уже о прошедшем событии. А это значит, что евангелист Иоанн описывает не тот день, когда Господь Иисус Христос пришел к Иоанну креститься, но другой день, когда Он снова к нему пришел. «На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса» (Ин. 1. 29). Значит, был еще день, когда Иисус к нему приходил.

Читая эти евангельские повествования и слыша слова «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4, 17), с которых Господь Иисус Христос начал Свою проповедь (а слова эти были не Его, но Иоанна Крестителя), мы понимаем, что Господь Иисус Христос начинал Свою миссию, получив благословение от того, кто был Его Предтечей, кто пришел, чтобы уготовить Ему путь и кто предсказывал о Нем как об Обетованном Мессии.

Когда мы читаем о жизни Господа Иисуса Христа в Евангелиях, то видим, что Он был рожден так же, как рождаются младенцы в течение всех веков существования человеческой истории, с той лишь разницей, что Он был рожден не от отца и матери, а от Святого Духа и Пречистой Девы. Но так же, как и другие младенцы мужского пола, Он был обрезан на восьмой день; на сороковой день, как и все первенцы, Он был принесен в храм Божий. Мы видим, как в 12-летнем возрасте Он в Иерусалимском храме беседует с мудрецами, со священниками, задает им вопросы, и Сам дает ответы на их вопросы. Мы слышим о том, как Он пребывал в послушании у родителей. И мы понимаем, что как человек Сын Божий возрастал постепенно. Как и все прочие дети, Он учился, Он пребывал в послушании у родителей, Он осваивал плотницкое мастерство Своего законного отца Иосифа.

Служение Иисуса Христа началось с того, что Он пришел к человеку, который уже вел подобную миссию – к Иоанну Крестителю. Мы не знаем, сколько раз к нему приходил Христос, но точно не один и не два, а как минимум, три раза или больше. Иисус, готовясь к собственной миссии, внимательно наблюдал за Иоанном, который пришел уготовать Ему путь. Он вслушивался в его слова, и в памяти навсегда запечатлел образ Иоанна. Мы можем проследить по всем четырем Евангелиям с каким вниманием Господь Иисус Христос слушает проповедь Иоанна, и как часто в Своей собственной проповеди Он повторяет то, что услышал ранее от Иоанна Крестителя.

Господь призвал этого удивительного Пророка для того, чтобы предсказать людям пришествие грядущего Обетованного Спасителя. Иоанн Креститель исполнил свою миссию и закончил жизнь мученически. Он был, как говорят нам богословы, последним из ветхозаветных пророков и первым из христианских мучеников. И прославляя его память сегодня, на второй день праздника Крещения Господня, мы отдаем дань тому, с кого началось крещение – не как Таинство, а как обряд, потому что Таинством оно стало только тогда, когда Господь Иисус Христос воскрес и Своим ученикам сказал: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28. 19).

Крещение Иоанново было обрядом, который свидетельствовал о покаянии и об очищении грехов. Этот обряд унаследовала христианская Церковь. И как Иоанн крестил людей в покаяние, так и Церковь сегодня по заповеди Спасителя крестит каждого человека, который желает стать ее членом. Мы все прошли через обряд крещения и через Таинство крещения – каждый из нас сошел в иорданские воды и получил новую жизнь от рук священника, через которого в Таинстве всегда действует Сам Господь наш Иисус Христос.

Мы прославляем Иоанна Крестителя как человека, который многому научил Самого Господа и Спасителя Иисуса Христа: от Иоанна Христос перенял обычай крестить людей; от Иоанна Он воспринял многие слова, который затем прозвучали из Его уст. Иоанн Креститель почитается нами сегодня как больший из рожденных женами, но мы помним, что «меньший в Царстве Небесном больше его» (Мф. 11.11). То есть Сам Господь Иисус Христос стал большим Иоанна, и Царство Небесное, которое нам даровано, мы его получили не от Иоанна Крестителя, а от Самого Господа нашего Иисуса Христа.

Будем молиться святому Пророку и Предтече Господню Иоанну, чтобы он даровал нам крепкую веру, чтобы помогал нам на жизненном христианском пути. И все мы, кто трудится, преподает и учится в Общецерковной аспирантуре, будем научаться у Иоанна Крестителя его твердой и несокрушимой вере, его твердому стоянию за правду; будем по благословению священноначалия нести наше послушание так, как заповедал нам Господь Иисус Христос и как заповедал святой Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн.

20 января 2019 года

https://mospat.ru/ru/2019/01/20/news169194/