Митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в престольный праздник храма Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в престольный праздник храма Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

На второй день праздника Богоявления мы совершаем Собор святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. И в нашем святом храме, который посвящен Усекновению главы Иоанна Предтечи, мы молимся Иоанну Крестителю о том, чтобы он помог нам идти по тому пути, который он указывал людям, когда проповедовал на берегах реки Иордан.

В сегодняшнем чтении из Евангелия от Иоанна мы слышали о том, как Иоанн Предтеча говорил людям об Иисусе Христе: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1. 29).  Это самая главная весть о Спасителе, которую Иоанн Предтеча доносит до каждого из нас. Христос — не просто учитель нравственности, не просто пророк, а Тот, Кто берет на Себя грехи мира и подобно агнцу приносится в жертву, чтобы каждый человек мог получить спасение благодаря крестной смерти Господа Иисуса Христа.

Своим пророческим взором Иоанн Предтеча увидел не только собственную мученическую судьбу, но и судьбу Того, предсказать пришествие Которого он был призван, ради Которого он пришел и о Ком говорил: «Я недостоин развязать ремень у обуви Его» (Ин. 1. 27), «я крещу в воде» (Ин. 1. 26), но «Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Лк. 3, 16)».

В истории человечества было много людей, которые обращали свой взор к Иисусу Христу и видели в Нем только то, чего хотели увидеть. Одни говорили: Иисус Христос был одним из пророков. Другие утверждали, что Христос был учителем нравственности наряду с другими духовными учителями, которые жили в разные эпохи и в разных странах. Так, например, считал великий русский писатель Лев Николаевич Толстой, утверждая, что Иисус Христос был лишь одним из тех, кто проповедовали добро и любовь.

Толстой ставил Иисуса Христа в один ряд с Конфуцием, Буддой, Магометом, с другими пророками и учителями нравственности, и не видел в Нем ничего более. Но так как все Евангелие свидетельствует о том, что Иисус Христос не просто человек, а Воплотившийся Бог, что Он совершал чудеса, родился сверхъестественным образом и так же сверхъестественным образом воскрес, то Льву Толстому пришлось приложить большие усилия для того, чтобы «очистить» Евангелие, как он считал, от всего сверхъявственного и неправдоподобного.

Лев Толстой создал собственное евангелие, из которого удалил все повествования о рождении Иисуса от Девы, о воскресении Христа и о большинстве чудес, а оставшиеся евангельские рассказы перетолковал в рационалистическом духе.

Толстой восстал против Церкви, и Церковь ответила ему со всем смирением, защищая правду Божию. Церковь отлучила писателя от себя, а, правильнее сказать, констатировала, что он сам себя отлучил от Церкви. Чего, собственно, Толстой и не скрывал, ибо открыто выступал против Церкви, против церковных Таинств, кощунствуя письменно и устно. И Церковь вынесла свой приговор этому человеку, невзирая на то, что он был великим писателем, пользовался, прежде всего, большим авторитетом у интеллигенции, но также был известен и в среде простого народа.

Церковь всегда защищала истину, которую проповедовал Иоанн Креститель. Эта истина заключается в том, что Иисус Христос — Агнец Божий, пришедший на землю, чтобы взять на Себя грехи мира. Иисус Христос – Спаситель мира, Единородный Сын Божий, Который совершил многие великие чудеса и Ему не может уподобиться ни один человек, ни до Него, ни после. Он совершил многие великие деяния и Его смерть на кресте — не просто смерть одного из многих несправедливо осужденных людей в истории человечества, но искупительная жертва за каждого из нас.

Я неслучайно вспомнил сегодня о Льве Толстом. В эту ночь скончался один из исследователей творчества Толстого с церковной точки зрения – протоиерей Георгий Ореханов. Сегодня мы вознесли молитву о его упокоении.

Отец Георгий написал замечательную книгу о Толстом — о том, почему он был отлучен от Церкви. Он очень спокойно и внятно объяснил всем, кто сегодня придерживается точки зрения, согласно которой Церковь предала анафеме писателя. Многие говорят: «Разве нельзя реабилитировать Толстого, ведь столько лет прошло, все страсти улеглись». Но дело в том, что Церковь осудила Толстого не за его творчество, а за то, что он восстал против нее, хулил имя Господне, считал «обычным человеком» Христа Спасителя, а свое искаженное евангелие назвал «Евангелием Иисуса Христа».

Мы молились сегодня о упокоении отца Георгия, чтобы Господь принял его в Свои небесные селения и простил ему все грехи, вольные и невольные. Он трудился в Православном Свято-Тихоновском университете, был проректором этого университета, а с нашей аспирантурой был связан, прежде всего, через диссертационный совет, в котором трудился будучи моим заместителем. Пусть Господь упокоит его и дарует Царство Небесное.

А всем нам хочу пожелать, чтобы в богословском творчестве, при преподавании богословия и при изучении богословия мы помнили, что Иисус Христос – это Агнец Божий, вземляй грехи мира. Именно об этом громогласно напоминал людям святой Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн.

Пусть вокруг этого Божественного Агнца строится все наше богословское творчество и вся наша жизнь. Пусть искупительная смерть Господа Иисуса Христа приносит свои плоды в жизни каждого из нас. И пусть святой Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн продолжает указывать каждому из нас на Того, Кто есть «путь и истина и жизнь» (Ин. 14. 6). Аминь.

Всех вас поздравляю с праздником!

20 января 2020 года

https://mospat.ru/ru/2020/01/20/news182172/