МИТРОПОЛИТ ВОЛОКОЛАМСКИЙ ИЛАРИОН ПРИНЯЛ УЧАСТИЕ ВО ВСЕРОССИЙСКОМ СИМПОЗИУМЕ, СОБРАВШЕМ ТЕОЛОГОВ И РЕЛИГИОВЕДОВ
22 апреля 2016 года в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации состоялся всероссийский симпозиум «Религия в аспектах философских, теологических, религиоведческих подходов: проблемы определения объекта и экспертизы».
Организаторами симпозиума выступили кафедра государственно-конфессиональных отношений Института государственной службы и управления РАНХиГС и Центр «Религия и общество» Института общественных наук РАНХиГС при участии Ассоциации российских религиоведческих центров и Межрелигиозного совета России.
С приветственными словами к участникам симпозиума обратились директор Института государственной службы и управления РАНХиГС И.Н. Барциц, начальник Департамента по взаимодействию с религиозными организациями Управления Президента Российской Федерации по внутренней политике Е.В. Еремин, заведующая кафедрой государственно-конфессиональных отношений ИГСУ РАНХиГС О.Ю. Васильева.
С докладом «Теология в светском образовательном пространстве» на симпозиуме выступил председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион.
В числе докладчиков были проректор по научной работе Русской христианской гуманитарной академия, заведующий кафедрой педагогики и теории образования Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия Д.В. Шмонин и ректор Поволжского православного института имени святителя Алексия, митрополита Московского, протоиерей Дмитрий Лескин.
Заседание вели заведующая кафедрой государственно-конфессиональных отношений ИГСУ РАНХиГС О.Ю. Васильева и профессор кафедры национальных и федеративных отношений ИГСУ РАНХиГС доцент В.В. Шмидт. Среди участников симпозиума был проректор по учебной работе ОЦАД иеромонах Иоанн (Копейкин).
Присутствующие обсудили имеющие место в научной сфере современные подходы к пониманию религиозной тематики и перспективы их развития, а также актуальные формы межотраслевого, междисциплинарного научного взаимодействия.
В завершение заседания, обращаясь к участникам симпозиума, митрополит Иларион сказал:
«Уважаемые коллеги!
Я хотел бы отреагировать на тревожные нотки, которые прозвучали в разных выступлениях. Например, были высказаны опасения, что религиоведение будет поглощено теологией (по финансовым причинам), говорилось о «трагических последствиях» введения паспорта новой научной специальности «теология», прозвучали мысли, что теологи начнут использовать свое право на участие в дискуссии для обвинения религиоведов в аморальности, и так далее.
Свой доклад, с которого началась сегодняшняя встреча, я завершил на оптимистической ноте, и даже состоявшаяся сегодня дискуссия совсем не разубедила меня в том, что у нас есть общая почва для обсуждений и взаимодействия, что теологи церковные, теологи светские и религиоведы вполне могут найти общий язык. Более того, работы хватит всем; я также надеюсь, что на всех хватит и финансов.
Приведу параллель из мира, который мне близок по моему первоначальному образованию. Существует музыка и существует музыковедение. Вот есть люди, которые пишут музыку, есть те, кто ее исполняет, а есть музыковеды, музыкальные критики, которые нам помогают понять, какой композитор или исполнитель хорош, а какой – плох. Еще по своей учебе в консерватории я помню определенное напряжение, которое существует, например, между композиторами и музыковедами. Композиторы считают, что музыковеды – это лишняя специальность, потому что они, как правильно, только портят им жизнь. Но для людей важно, чтобы существовала и критическая оценка «со стороны» того, что делается практиками.
Теология предполагает некую религиозную практику и, соответственно, «обслуживает» эту религиозную практику при помощи определенных методологических посылок, определенного методологического и научного аппарата. Религиоведение предполагает абстрагирование от религиозной практики. Это не значит, что религиовед непременно должен быть атеистом, – убежден в том, что могут быть и верующие религиоведы, которые совмещают свою личную религиозную практику с теми подходами, которые приняты в научном религиоведении.
Поэтому я считаю важным проведение демаркационных линий между различными смежными областями. Думаю, что никто из нас не заинтересован в том, чтобы эти демаркационные линии нарушать и у кого-то «отнимать хлеб». Хотел бы высказать уверенность, что у всех нас найдется работа, что у нас будет почва для взаимодействия».
Итоги заседания подвел профессор кафедры национальных и федеративных отношений ИГСУ РАНХиГС В.В. Шмидт.
Служба коммуникации ОВЦС
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии