Митрополит Волоколамский Иларион: Папизм для православных не приемлем ни в какой его форме

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Первенство во Вселенской Православной Церкви является по самой своей природе первенством чести, а не власти, заявил глава ОВЦС…

Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев)Представители Поместных Православных Церквей никогда не примут иерархическую модель Римско-католической церкви, заявил председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион, выступая с докладом «Примат и соборность с православной точки зрения» в Свято-Владимирской духовной семинарии в Нью-Йорке, сообщает РИА Новости.

По словам владыки, эта тема в последние годы приобрела особую актуальность в связи с развитием диалога Православной и Католической Церквей, а также в контексте подготовки к Всеправославному собору, который запланирован на 2016 год.

«Оценка текущего состояния православно-католического диалога ясно показывает, что большинство православных представителей, скорее, поддерживают тысячелетнюю полемику против папизма… Примат в том виде, в каком он представлен в западной традиции, был и остаётся чуждым Востоку. Другими словами, православные не готовы принять папизм ни в какой его форме», — сказал митрополит Иларион.

В 2007 году Ватикан и часть Восточных Церквей в рамках 10-го пленарного заседания Смешанной православно-католической богословской комиссии подписали Равеннский документ, признающий первенство епископа Рима (папы), и предполагающий, что будущие обсуждения должны строиться с учетом этого первенства.

По мнению председателя ОВЦС, Равеннский документ вводит читателей в заблуждение отсутствием упоминаний о различиях отношения православных и католиков к устройству церковной иерархии. «В тексте говорится о том, как с точки зрения управления организована Церковь в западной и восточной традициях, однако не упоминается о том, что мы имеем дело с двумя разными моделями церковного управления: централизованной, основанной на понимании вселенской юрисдикции папы, и децентрализованной, основанной на понятии общения автокефальных Поместных Церквей», — отметил докладчик.

«По сути, в Католической церкви есть лишь один примат — примат папы… Именно папа утверждает решения соборов, как региональных, так и вселенских, даёт согласие на каждое назначение епископа и является воплощением полноты церковной власти. Никогда такого рода примата не существовало в православной традиции: в ней лишь существует установленный порядок (диптих), в соответствии с которым один из Предстоятелей занимает первенствующее положение», — подчеркнул митрополит Иларион.

Он добавил, что свою позицию РПЦ, не подписавшая Равеннский документ, выразила в «Позиции Московского Патриархата по вопросу о первенстве во Вселенской Церкви» 2013 года. Согласно этому документу, первенство во Вселенской православной церкви является по самой своей природе первенством чести, а не власти. Константинопольская патриаршая кафедра обладает им на основании священных диптихов, признаваемых всеми Поместными Православными Церквами. Содержательное же наполнение этого первенства определяется консенсусом Поместных Православных Церквей.

Осуществляя свое первенство, Предстоятель Константинопольской Церкви может выступать с инициативами общеправославного масштаба, а также обращаться к внешнему миру от имени всей полноты Православия при условии, что он уполномочен на это всеми Поместными Православными Церквами.

Митрополит Иларион также напомнил, что при подготовке Всеправославного собора, который должен состояться в 2016 году, было согласовано, что Константинопольский Патриархзаймёт центральное место в президиуме, а вокруг него, справа и слева, разместятся, в соответствии с диптихами, его Собратья-Предстоятели — по контрасту с образом собора Католической церкви, на котором папа восседает на специальном троне отдельно от других епископов.

«Крайне важно, что решения на Всеправославном соборе будут приниматься на основании консенсуса, а не голосованием, и что утверждать их будет всё собрание епископов, а не один „вселенский примас“. Это ещё раз указывает на принципиальное отличие между православным и католическим пониманием соборности и примата», — подчеркнул председатель ОВЦС.


Русская линия