Митрополит Климент: Христианство изменило отношение общества к людям с ограниченными возможностями

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

В Петербурге, в Александро-Невской лавре прошел круглый стол «Забота об инвалидах — церковный подход» …

22 апреля 2013 года в Александро-Невской лавре состоялся круглый стол «Забота об инвалидах — церковный подход», сообщает Патриархия.ru. С приветственным словом к участникам мероприятия обратился председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент.

Митрополит отметил, что этот круглый стол проводится комиссией Межсоборного присутствия по вопросам организации церковной социальной деятельности и благотворительности по приглашению и при поддержке Санкт-Петербургской епархии. «…Я хотел бы попросить присутствующего здесь владыку Маркелла передать благодарность митрополиту Владимиру за возможность провести здесь это важное для Церкви мероприятие, посетить детский дом для детей с иными физическими возможностями в г. Павловске. Для всех участников поездка в Павловск была хорошим опытом знакомства взаимодействия Церкви и государственных детских социальных учреждений и работы в них волонтеров», - продолжил владыка.

Как отметил он, «люди с особым развитием существовали во все времена и в любом обществе». «Отношение к ним со стороны сограждан менялось на протяжении веков от неприятия и отвержения до признания за ними права на достойную жизнь и необходимости их интеграции в социум. Важнейшую роль в изменении отношения общества к инвалидам сыграло христианство», - продолжил архипастырь.

Он напомнил, что Священное Писание призывает нас помогать больному и увечному, указывает на богоугодность благотворения (Иов 29:15; 2 Мак. 8:28), (Втор. 16:9-10; Притч. 14:31; Тов. 4:10; 12:9). В Новом Завете говорится о случаях, когда больные и инвалиды по молитвам и при деятельной помощи других людей получали исцеление от Господа Иисуса Христа (Мф. 9:1-8; Мк. 2:1-12; Лк. 5:17-26; Мк. 7:32-35; Мф. 15:29-31; Мк. 8:22-26 и др.). А Своими словами: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25:40), Христос указывает и нам на необходимость служения ближнему: деятельное и практическое выражение христианского милосердия и любви ко всем, кто нуждается в нашей помощи, в том числе к тем, кто из-за нашего недопонимания отвержен окружающими по причине своих ограниченных возможностей.

«Именно христианство помогло изменить вековые традиции негативного отношения к людям с отклонениями в развитии», - подчеркнул владыка Климент.

Известно, напомнил он, «что в античные времена нормой считался отказ неполноценным людям в гражданском статусе, действовали законы Ликурга, дававшие право на уничтожение неполноценных людей». «С распространением христианства, призывавшего общество к милосердию и состраданию, при монастырях стали создаваться приюты и больницы, а позже, к XII веку, во многих странах Европы попечение об инвалидах стало уже не только прерогативой Церкви, но и вошло в сферы интересов государства, была создана система призренческих учреждений для больных и инвалидов. В России эволюция отношения к инвалидам началась с принятием христианства в конце Х века, и ко времени царствования Петра I уже была признана необходимость государственной помощи людям, имеющим отклонения в развитии», - добавил митрополит.

Он отметил, что «на протяжении последующих веков отношение общества к инвалидам становилось более гуманным, постепенно менялось от терпимости и милосердной жалости к осознанию необходимости интегрировать людей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности в общество через обучение, включение по возможности в производственный процесс, общественную жизнь, признания за инвалидами права на полноценную жизнь». «Благодаря развитию педагогической науки и медицины появились возможности дифференцированного обучения различных категорий инвалидов с учетом специфики их состояния», - сказал архиерей.

Он напомнил, что, по оценкам ВОЗ, во всем мире почти 15% населения имеет инвалидность. В России, согласно официальным статистическим данным, проживает около 10 млн. инвалидов, на Украине — около 2,5 млн., в Белоруссии — 519 тыс. инвалидов. Среди них значительное количество детей и взрослых трудоспособного возраста.

«Безусловно, отношение общества к инвалидам сегодня по сравнению с античностью кардинально изменилось, и в развитых странах значительный процент инвалидов в результате интенсивной поддержки государством и обществом способен интегрироваться и включиться в социальную жизнь. Однако по-прежнему остается немало нерешенных вопросов экономического, социального порядка, а также проблем, связанных с отношением к инвалидам со стороны общества, в том числе и церковного. В нашей стране последнюю четверть века Церковь, вновь получив возможность активно осуществлять служение милосердия, практикует различные формы работы с людьми иных физических и духовных возможностей, учитывая при этом опыт отечественной и зарубежной диаконии, современной педагогики и медицины, и активно взаимодействуя со светскими государственными и общественными организациями. Это мы сегодня смогли увидеть при посещении детского социального учреждения в г. Павловске. Конкретные формы проявления церковной заботы об инвалидах весьма разнообразны. И наш круглый стол, я надеюсь, позволит нам познакомиться с некоторыми видами этого служения», - подчеркнул владыка.

Он также отметил, что на этой встречу будут рассмотрены вопросы: какие проблемы имеют инвалиды в нашем обществе? Какова роль Церкви в оказании им поддержки? Каковы ожидания от Церкви с их стороны, но, вместе с тем, и общества в целом? Какие первоочередные задачи необходимо решить для улучшения и расширения церковного служения инвалидам? «Результаты нашей дискуссии и наши предложения лягут в основу общецерковного документа о церковной заботе об инвалидах, который по поручению Святейшего Патриарха Кирилла будет подготовлен комиссией Межсоборного присутствия по социальной работе», - сказал митрополит.

«Дорогие друзья! Разрешите еще раз сердечно приветствовать вас и пожелать вам успешной работы, которая, хочется верить, принесет добрые плоды на благо всего нашего общества», - заключил митрополит Климент.