МИТРОПОЛИТ ИЛАРИОН: ЗА ПОРОГОМ СМЕРТИ НАС ЖДЕТ ВОСКРЕСЕНИЕ ИЗ МЕРТВЫХ
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Вчера завершился Великий пост, и сегодня мы вступаем в пост Страстной седмицы, которая начинается двойным празднованием: Субботой святого Лазаря и Вербным воскресеньем − Входом Господним в Иерусалим.
Сегодняшнее торжество установлено в честь чуда, которое Господь Иисус Христос совершил незадолго до того, как был предан в руки грешников, арестован, осужден и распят нашего ради спасения. Об этом чуде рассказывается в Евангелии от Иоанна, которое мы сегодня слышали.
Господь Иисус Христос имел друга Лазаря, у которого было две сестры – Марфа и Мария. Об этих сестрах упоминается также в Евангелии от Луки (см. Лк. 10. 38-42). Они прислали людей, которые сказали Господу, что Лазарь тяжело болен, но Господь остался на том месте, где находился, еще два дня. А потом сказал Своим ученикам: «Мы пойдем снова в Иудею» (см. Ин. 11. 6-7).
Ученики помнили, что иудеи совсем недавно хотели побить Иисуса камнями. Они сказали Христу: «Зачем Ты туда идешь?» − и напомнили об этом случае. Но Господь ответил, что Лазарь болен и нуждается в исцелении. Он сказал буквально: «Лазарь уснул» (см. Ин. 11.11), и ученики подумали: «Если уснул, значит, выздоровеет», − потому что хороший сон является признаком выздоровления от болезни. Но Господь имел в виду другое. Он духом узнал, что Лазарь в Вифании умер, и поэтому Ему нужно идти туда.
Когда Спаситель подходит к этому селению, Его встречает одна из сестер, Марфа, и говорит: «Господи, если бы Ты был здесь, то не умер бы брат наш» (см. Ин. 11. 21). И Христос отвечает ей: «Воскреснет брат твой» (см. Ин. 11. 23). Та же сказала: «Я знаю, что он воскреснет в воскресение, в последний день», − то есть когда наступит всеобщее воскресение для всех людей. И Господь говорит тогда: «Я воскресение и жизнь» (см. Ин. 11. 24-25).
Потом приходит Мария, за которой послала Марфа, а вместе с ней – люди, которые собрались, чтобы оплакать умершего. Господь подходит ко гробу, где лежит Его умерший друг, и Марфа обращается ко Христу со словами: «Четыре дня, как он в гробу. Тело уже начало разлагаться, оно уже источает запах» (см. Ин. 11. 39). Но Господь велит: «Отвалите камень от двери гроба». И когда камень отвален, Он возносит молитву Своему Отцу, а затем громким голосом говорит: «Лазарь! Иди вон» (см. Ин. 11. 43)
И люди видят то, чего никогда не видели, что не могло присниться человеку и в страшном сне: умерший, обвитый по рукам и ногам пеленами, с головой, обвязанной погребальным платом, выходит из гроба. Господь же говорит: «Развяжите его, пусть идет» (см. Ин. 11. 44).
Почему Господь совершил это чудо? Мы видим из евангельского рассказа, что Господь очень любил Лазаря, об этом прямо говорит евангелист Иоанн (см. Ин. 11. 35-36). Конечно, мы знаем, что Господь любил всех людей. Именно благодаря этой любви Он претерпел столько всего ради людей и совершал исцеления и чудеса. Но Лазаря и его сестер Он любил особенной, человеческой любовью. Этот евангельский рассказ удивительным образом раскрывает нам одновременно и человеческое естество Христа, и Его Божественную силу. Мы видим, что как человек Господь Иисус Христос сопереживал тому, что происходило: Он увидел людей плачущих и Сам заплакал, Он услышал обо всем, что произошло, и возмутился духом (см. Ин. 11. 33). Его внутреннее человеческое волнение было настолько очевидно, что люди начали переговариваться между собой; они говорили: «Посмотри, как Он любил его» (см. Ин. 11. 36).
А скептики и циники, которые также всегда находились рядом с Ним, говорили: «Если Он отверз очи слепому, то почему не мог сделать так, чтобы и этот не умер?» (см. Ин. 11. 37). Да, Он мог это сделать, но не сделал для того, чтобы слава Божия была явлена над умершим человеком, чтобы показать всем, что для Бога нет никаких границ и пределов. Если Бог захочет, Он сможет воскресить и умершего, Он сможет вернуть к жизни даже того, чье тело по всем естественным законам уже должно было начать разлагаться.
Господь совершает это чудо на глазах у многих людей, в том числе и для того, чтобы уверить учеников в Своем Воскресении, а также во всеобщем воскресении, о котором говорила Марфа.
Мы сегодня слышали тропарь праздника Лазаревой субботы: «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже…» То есть Господь это сделал для того, чтобы всем нам напомнить: за порогом смерти нас ждет воскресение из мертвых.
Но особым образом это напоминание было необходимо для учеников, потому что Господь знал, что Его ожидало в Иерусалиме. Он знал, что будет предан в руки грешников и распят на Кресте, и ученики для того, чтобы потом поверить в Его Воскресение, нуждались в каком-то особом знаке, потому что смысл происходящего доходил до них очень медленно. Они плохо понимали, что же говорит им Господь, и даже предсказания о Его смерти и Воскресении, которые Христос делал очень ясно и не однажды, оставались для слышавших их непонятными. Когда Он говорил, что воскреснет из мертвых, ученики потом переговаривались между собой, пытаясь понять, что же это значит.
И Господь показал ученикам, что является властелином жизни и смерти, что Он дает жизнь, Он же проводит человека через смерть, но не для того, чтобы тот умер навсегда и исчез, а чтобы его жизнь продолжилась в другом измерении.
И Он неслучайно говорит: «Я воскресение и жизнь» (см. Ин. 11. 25). Воскресение и жизнь – не синонимы; это два разных понятия. Воскресение означает, что все люди воскреснут, хотят они этого или не хотят, верят они в это или не верят. Они воскреснут и предстанут на Суд, и им придется дать ответ перед Богом за все, что они совершили. А что имеет в виду Христос, когда говорит здесь о жизни? То, что Господь дает людям жизнь вечную и за воскресением для тех, кто в Него уверовал, кто Его возлюбил, кто за Ним последовал, должна последовать жизнь вечная.
Воскресение будет для всех, а вот жизнь вечная в том значении, которое Господь вкладывал в эти слова, будет не для всех, потому что одни воскреснут для жизни, а другие – для осуждения. Одни предстанут на Суд и будут оправданы, другие же, представ на тот же самый Суд, будут осуждены. И Господь Иисус Христос многократно, в том числе в Своих притчах, говорит о том, что ожидает людей за порогом смерти. Он напоминает: каждый человек несет ответственность за свои поступки и должен будет дать ответ за все, что совершил в этой жизни.
Воскресение Лазаря − провозвещение того, что должно произойти с каждым человеком. Лазарь воскрес не для того, чтобы жить вечно. После воскресения он прожил еще какое-то время на земле, но потом умер так же, как и все другие люди, окружавшие Иисуса. Даже Божия Матерь умерла, и душа Ее была вознесена на Небо. Ни одного человека Господь не оставил на этой земле, но очень многим людям Он даровал жизнь вечную.
Лазарева суббота, в которую мы вспоминаем об этом чуде Господа нашего Иисуса Христа, является напоминанием о том, что ожидает нас после смерти: людей ждет общее воскресение, но для одних оно станет воскресением осуждения, а для других – воскресением в жизнь вечную.
Сейчас, когда мы подошли вплотную в Страстной седмице, когда мы будем встречать нашего Господа, грядущего в Иерусалим, словами: «Благословен грядый во имя Господне», еще и еще раз задумаемся о том, где мы находимся среди толпы, которая встречает Господа. Мы рядом с Ним или против Него? Мы готовы за Ним последовать или хотим сохранить для себя какие-то собственные интересы в этой жизни?
Если мы готовы за Ним последовать, то пройдем вместе с Ним через дни Страстной седмицы: будем вместе с Ним в Гефсиманском саду, вместе с Ним − на суде у Каиафы, вместе с Ним − на суде у Пилата. Будем стоять возле Креста Господня, как стояла Его Пречистая Матерь и тот самый возлюбленный ученик, который поведал нам о воскресении Лазаря.
Будем просить Господа Иисуса Христа о том, чтобы Он, воскресивший из мертвых Лазаря, воскресил наши души, даровал нам жизнь вечную и то обетованное Царство, ради которого Он пришел на землю, которое Он проповедовал, которое уготовано всем уверовавшим в Господа и любящим Его. Аминь.
04.04.2015
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии