Митрополит Иларион: взирая на образ Успения Пресвятой Богородицы, мы с особой силой ощущаем, в чем смысл и значение смерти для каждого человека

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Существуют два мира и две реальности: мир духовный и мир материальный, реальность духовная и реальность материальная.

Зачастую люди, живя в материальном мире, воспринимают все, что они видят и все, что происходит, исключительно из перспективы материального мира. Они наблюдают за жизнью природы и считают, что в природе все происходит в силу естественных законов, которые сложились в результате эволюции. Они наблюдают за жизнью людей и думают, что взаимоотношения между ними подчинены исключительно прагматическим соображениям, либо обусловлены родственными связями или какими-то взаимовыгодными отношениями.

Можно всю жизнь прожить так, что реальность духовного мира останется совершенно закрытой для человека. И все его помыслы, мысли и чувства будут связаны исключительно с реальностью мира материального, и все, что происходит с ним, и все, что происходит вокруг него, человек будет воспринимать исключительно с материалистической точки зрения, не видя за этим никакой духовной реальности. Один из зрителей задал мне вопрос в моей телевизионной программе: «Не понимаю, почему я должен верить в Бога, когда всего, чего достиг, я добился собственными трудами, а Бог мне ни в чем никогда не помогал». Этому человеку я ответил: «Если бы Бог тебе никогда ни в чем не помогал, ты бы ничего не достиг. Если бы родился больным, а не здоровым, ты бы не смог совершить того, что ты совершил. Если бы изначально Бог не даровал тебе условия, благодаря которым ты сумел достичь успехов, если бы не было у тебя соответствующих дарований, способностей, физических и духовных сил, то ничего бы ты не достиг в жизни».

Очень часто люди не замечают или не хотят замечать духовную реальность, весь смысл жизни полагая в том, чтобы здесь, на земле извлечь из жизни максимум удовольствий, достичь успеха, карьерного взлета и думают, что если все это произошло, то жизнь сложилась. Но для каждого человека наступает момент, когда он, хочет того или не хочет, должен будет встретиться с иной реальностью. И этот момент – смерть.

Люди, которые живут исключительно реальными представлениями, не любят ни думать, ни говорить о смерти. Этот фактор они стараются игнорировать в своей жизни и в жизни окружающих людей, ибо он мешает им получать от жизни удовольствия.  

Совершенно иную перспективу жизни дает каждому человеку христианская Церковь. Она никого из людей ничего не лишает, не говорит: вы должны запретить себе то или это. Церковь только напоминает о том, что греховно и что может вести к погибели, а что спасительно и что приведёт к жизни вечной.

Часто от проповедников мы слышим, что жизнь человеческая здесь на земле, – это подготовка к жизни вечной. Но это вовсе не означает, что в этом мире мы должны жить так, будто пишем черновик, а уже там, в вечной жизни, начнем писать чистовик. Это вовсе не значит, что здесь мы должны жить кое-как, а уже там заживем по-настоящему. И вовсе не значит, что здесь мы должны отказывать себе в удовольствиях, которые не греховны, не должны наслаждаться земной жизнью, за исключением всего того, что связано с грехом.

Но в то же время Церковь раскрывает нам иную перспективу, дает нам возможность за материальным увидеть духовное: за явлениями природы, за красотой природного мира, за восходами и закатами увидеть Того, Кто является Художником и Создателем всего этого, и прославить Бога, создавшего столь чудную красоту, как прославляли Его псалмопевцы.

Когда мы читаем псалмы, мы видим, каким поэтическим чувством наполнены эти произведения древней поэзии. Царь Давид и другие псалмопевцы умели видеть красоту природы, но за этой красотой они видели ее Создателя – Бога.

Так же и Церковь научает нас в каждом человеке видеть не просто нашего родственника или знакомого, или сотрудника, или человека, которому мы чем-то обязаны или который нам чем-то обязан, а видеть образ Божий. И относиться друг к другу не только не столько из соображений родственного или прагматического характера, но так, как Сам Господь относится к нам, стараться видеть друг в друге образ Божий.

Церковь Христова поучает нас тому, что смерть – это переход к жизни вечной, которая ждет каждого человека. Но только качество этой вечной жизни будет напрямую зависеть от того, как человек прожил жизнь земную.

Взирая сегодня на образ Пресвятой Богородицы, Которая благолепно возлежит на Своем смертном одре, мы с особой силой ощущаем, в чем смысл и значение смерти для каждого человека. Какова жизнь, такова и смерть. И неслучайно в Священном Писании говорится, что «смерть грешников люта» (Пс. 33. 22). Известно много случаев, когда Господь в смерти человека являл то, за что человек был наказан такой ужасной кончиной. Хотя мы знаем, что не всякая ужасная по человеческим меркам смерть является наказанием за что-нибудь, просто люди очень по-разному умирают. Но в каждой смерти есть самое главное – переход к жизни вечной.  

Когда мы взираем на Пресвятую Богородицу, на то, как Она провела Свои последние годы, месяцы и часы, мы понимаем, что именно о такой кончине – христианской, непостыдной, мирной – мы молимся каждый раз Господу за Божественной литургией и за другими церковными службами.

Мы просим Бога о том, чтобы наша смерть стала увенчанием всей нашей жизни, придала смысл нашей жизни и стала оправданием тому, что мы в этой жизни совершали и совершаем; чтобы наша смерть стала переходом к жизни вечной, дабы еще здесь, в земной жизни, мы познали Господа нашего Иисуса Христа, приобщились к Его Божественному свету и к Небесному Царствию, которое Он уготовал для каждого человека.

Господь сказал: « В доме Отца Моего обителей много» (Ин.14.2). Обителей хватит на каждого, только бы каждый возжелал поселиться в небесной обители. А чтобы поселиться в ней, мы должны уже здесь и теперь «забронировать» себе место, как, например, люди, которые готовятся заранее к отпуску, бронируют себе билеты на самолет, проживание и питание в гостинице, понимая, что места могут быть раскуплены.

Точно так же и мы должны позаботиться о своей будущей жизни – во-первых, через молитвы, через участие в церковных Таинствах, а, во-вторых, через «приобретение себе друзей богатством неправедным», о чем нам сказал Господь в одной из Своих притч (Лк. 16. 9). Богатство, которое нам надо –материальное или духовное – не наше, мы его получили, чтобы делиться им с нашими ближними.  И этим богатством, не нами заработанным, мы можем делиться здесь, на земле, чтобы потом, придя в тот мир, найти там друзей, которые скажут: мы уже приготовили тебе здесь место, потому что ты был с нами на земле, а теперь ты будешь с нами здесь, в иной реальности.

Все это не так просто воспринять человеческим разумом. Но всякий раз, когда умирает человек, мы соприкасаемся с иной реальностью. И через смерть близких Господь постоянно напоминаем нам об ином мире, к которому мы должны приготовиться и в котором каждому из нас уготовано место.

Будем молиться Пресвятой Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии, чтобы Она помогла нам прожить жизнь так, как прожила ее Она: в предстоянии перед Богом, в служении Господу, в непрестанной молитве. И чтобы Матерь Света удостоила нас той кончины, о которой мы молимся за каждым богослужением, – христианской, непостыдной, мирной. Аминь.

Всех вас поздравляю с праздником! Храни вас всех Господь!

28 августа 2021 года

https://mospat.ru/ru/news/87925/