МИТРОПОЛИТ ИЛАРИОН: ВРЕМЯ ПОСТА НАМ ДАЕТСЯ ДЛЯ САМОПОЗНАНИЯ

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В течение Великого поста по средам и пятницам, а также в некоторые другие особые дни совершается Литургия Преждеосвященных Даров. Особенностью этой Литургии является то, что за ней не совершается Таинство Святой Евхаристии, не происходит преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Спасителя. На этой Литургии заранее освященные хлеб и вино, уже ставшие Телом и Кровью Спасителя, предлагаются верующим сначала для молитвенного поклонения, а затем для причащения. И вся Литургия Преждеосвященных Даров своим основным содержанием являет поклонение Господу Иисусу Христу, Который присутствует среди нас и с нами в Своих Пречистых и Животворящих Тайнах.

По уставу Литургия Преждеосвященных Даров должна совершаться в вечерние часы. Со второй седмицы Великого поста мы будем совершать ее и по утрам, и по вечерам, чтобы все имели возможность, в том числе, после работы, прийти на эту Литургию и причаститься Святых Христовых Таин, подкрепить себя духовным питием и духовной пищей, которые есть Господь Иисус Христос.

В Великий пост изменяется весь строй богослужения. Если в течение всего года по уставу ежедневно может совершаться Божественная Литургия, то это означает, что каждый день те верующие, которые подготовились к Таинству Святого Причащения, приглашаются приступить к Святой Чаше. Но в Великий пост по понедельникам, вторникам, четвергам Литургия вообще не совершается, за исключением особых случаев, или когда, например, на эти дни приходится празднование памяти таких святых как Иоанн Предтеча или сорок мучеников Севастийских. Совершение Евхаристии — это одна беспрерывная, постоянная радость, поэтому ее не совершают в дни поста. Это происходит для того, чтобы мы в эти дни могли ощутить себя подобно Адаму, изгнанному из рая, когда он за свое непослушание, вместе с Евой лишился тех благ, которых приобщался в раю. Эти блага Адам воспринимал как что-то само собой разумеющееся, исходящее от Бога и даруемое ему безвозмездно.

Но в Церкви всегда присутствует плод Евхаристии – Святые Дары, и мы зачастую относимся к Причастию как к чему-то, что всегда для нас доступно. Ведь, действительно, каждый день совершается Литургия, за которой священник возглашает: «Со страхом Божиим и верою приступите». И ничто кроме нашей собственной лености или наших грехов, или нерадения не возбраняет нам приступать к Святой Чаше. И часто мы забываем о том, что Божественная Литургия и Святое Причастие – это тот особый Божий дар, который дается нам не по нашим заслугам, а по милости Божией. А ведь были времена, когда люди были лишены этого дара, как, например, во времена гонений на Церковь, когда священников, епископов, мирян заточали в тюрьмы, лагеря и они не имели возможности совершать Божественную литургию и причащаться Святых Христовых Тайн. И причащались они только из той чаши, из которой Господь Иисус Христос испил по воле Своего Отца – из чаши страданий.

Мы же с Вами имеем возможность, если захотим, ежедневно приступать к Святой Чаше, кроме тех дней Великого поста, когда не совершается Божественная Литургия. В эти дни мы можем осознать свое недостоинство , задуматься о своей жизни , о том, почему не всегда мы можем приступить к Святым Христовым Тайнам; задуматься над тем, что нам нужно сделать в нашей жизни, чтобы ее исправить к лучшему, подумать, какие заповеди Божии мы не исполнили, какие повеления Господа нашего Иисуса Христа не воплотили в жизнь.Время покаяния как раз и дается нам для такого самоанализа, для размышления и самопознания, для того, чтобы мы размышляли о качестве своей жизни и внутренне готовили себя ко Святому Причащению.

Путь покаяния – длинный и всегда трудный. На этом пути нам нужны помощь, поддержка, сила и утешение, и поэтому милосердный Господь не оставляет нас надолго без Причастия, ибо оно – необходимый источник и начало самого нашего духовного подвига. Два дня – самое долгое время, когда мы можем оставаться без Причастия по церковному уставу. Если мы причастились в воскресенье за полной Божественной Литургией, то уже в среду Церковь нам предлагает Литургию Преждеосвященных Даров, на которой мы причащаемся Дарами, освященными на Литургии в воскресенье. Это дает нам возможность укреплять себя духовно и телесно, и получать от Самого Господа ту помощь, которая нам необходима на нашем пути покаяния.

Литургия Преждеосвященных Даров приписывается святителю Григорию Двоеслову, Папе Римскому, хотя многие современные исследователи-литургисты считают, что вряд ли именно он был создателем этой Литургии. Но для нас важно то, что эту Литургию приняла Восточная Православная Церковь и включила ее в свой Великопостный устав. И теперь мы имеем возможность приобщаться Святых Христовых Тайн в дни Великого поста и соединяться с Господом духовно и телесно, так же как и за полной Божественной Литургией.

Когда мы говорим «полная Божественная Литургия», то имеем в виду, что за ней совершается Таинство Святой Евхаристии. Но это вовсе не значит, что Литургия Преждеосвященных даров является неполноценной. Святые Дары, что предлагаются нам за этой Литургией – те же Святые Дары, которых мы приобщаемся за Литургией полной. Таинство Евхаристии уже совершилось в предыдущий воскресный день, и во все будние дни Великого поста Литургия Преждеосвященных Даров совершается в присутствии на Престоле Святых Даров, в которых невидимо присутствует Сам Христос Бог. И мы причащаемся того же Тела и той же Крови Господа и Спасителя, которых приобщались за полной Божественной Литургией.

Будем со вниманием и усердием проходить поприще Великого поста. Будем вслушиваться в эти особые слова богослужения, которые звучат для нас в каждый великопостный день. Будем вслушиваться в эти особые напевы, ведь когда приходит Великий пост, мы все замечаем, как меняется пение хора и насколько точно музыкальный язык богослужения откликается на содержание молитвословий, пробуждая в душе покаянные чувства. Мы не слышим праздничных песнопений, как иной раз бывает за воскресной Божественной литургией, а слышим покаянные, смиренные, скорбные напевы, которые специально созданы, чтобы настроить нас на покаянный лад, научить нас молитве. Они исполняются для того, чтобы мы прочувствовали всю силу и глубину тех слов, которые звучат за Литургией Преждеосвященных Даров и за другими великопостными богослужениями.

Великий пост для нас только начался, впереди долгий путь. Будем просить у Господа помощи, чтобы пройти это духовное поприще в покаянии и смирении, и духовно обновленными и просвещенными встретить Страстную седмицу и праздник Святой Пасхи. Аминь.

Покаянный канон, среда, 25 февраля 2015 г.

https://mospat.ru/ru/2015/02/25/news116028/